Напольная акустика Canton Ergo 690 DC

13.06.2018 Возврат к списку Просмотрено: 200 раз

Так бывает, что серию акустики не снимают с производства в течение десятилетий. Чем это вызвано – соотношением цены и качества, положительными откликами прессы и, как следствие, имиджем универсальных колонок, проверенных временем? Чтобы разгадать тайну не менявшейся годами классики Canton, мы решили испытать её снова. Но теперь – в тракте под современное Hi-Res Audio.

В ОРИГИНАЛЕ

Любой, кто разбирается в винтажной аудиотехнике, выделит как минимум три значимых эпохи в истории развития громкоговорителей. Времена первых вещательных динамиков и рупоров вынесем за скобки – в довоенный период к звуковоспроизведению предъявляли весьма специфические требования, имеющие лишь отдаленное отношение к тому, что сегодня называется «высокой верностью». А домашняя электроакустика вообще не существовала как вид.

О звуке высокого класса начали всерьез говорить в пятидесятых годах в США, где появились компании (их имена и сегодня у всех на слуху), которые разработали и начали выпускать пригодные для установки дома «шкафы» с продвинутыми по тем временам компрессионными головками, дисперсионными раструбами и акустическими линзами. Появление первых стереозаписей резко повысило интерес к такой акустике.

Кстати, заодно можете убедиться, что по основным характеристикам давно разработанная классика почти не уступает куда более дорогим и передовым Canton Reference 5 K.

Следующий инженерный рывок пришелся на середину шестидесятых в Великобритании, когда по заказу BBC был спроектирован целый ряд студийных мониторов c линейными характеристиками. Концепция развивалась несколько десятилетий, глубоко укоренилась в домашних спикерах, живет и здравствует поныне.

Нельзя, наконец, не вспомнить и технологический рывок в японских колонках, выпускавшихся с семидесятых по конец восьмидесятых. Экзотические материалы для басовиков, сложные многокупольные СЧ/ВЧ-секции, настраиваемые фильтры, роскошная отделка деревом… За самыми удачными образцами некоторые аудиофилы и сегодня гоняются до сих пор, как за дефицитным товаром.

3.jpg
5.jpg 7.jpg 9.jpg

Но я убежден, что в летописи громкоговорителей уже должна быть и четвертая глава, охватывающая заключительный 15-20-летний отрезок XX столетия. Это эпоха акустики, которую создавали уже при помощи компьютерных вычислительных методов. Как пример — немецкие производители, которые в числе первых начали продвигать на рынок напольные «башни» с изумляющими характеристиками, а идею тут же подхватили британские, американские и французские компании.

Серия Ergo, как вы уже догадались, и есть живой представитель того времени. Акустика выпускается с 1980 года и пережила массу небольших модернизаций, которые, впрочем, внешне её почти не изменили. Деревянные корпуса со скругленными ребрами и штампованными металлическими грилями были еще у моделей первого поколения. Зауженные пропорции с узким лицевым щитом, покрытым бархатом, появились на прототипе, показанном на IFA в 1989 году.

Все топовые модели Canton предъявляют достаточно высокие требования к источникам и усилителям. Фактически это подтверждение реально высокого класса.

У современной трехполосной 690 DC всё точь-в-точь. И не только перечисленное выше. Фазоинвертор – исключительно спереди. Цепочка Displacement Control, зашифрованная в названии систем, появилась в фильтрах Ergo 26 лет назад (эта технология подавляет колебания диффузоров в инфранизкой области, чтобы с меньшими искажениями воспроизводить бас в слышимом спектре). На твитеры с дюймовыми куполами из алюминий-марганцевого сплава (такие меньше «звенят» собственными резонансами) компания перешла еще в 1995 году. А вскоре Canton стала применять и основные драйверы с алюминиевыми диффузорами и инновационным по тем временам wave-подвесом. Отличие современных головок (В 690 DC применяется 18-сантиметровый мидбас и пара 20-сантиметровых низкочастотников) состоит лишь в том, что их уже с полным правом можно назвать фирменными – рассчитаны в своей лаборатории и сделаны на собственном заводе в Чехии. Кстати, заодно можете убедиться, что по основным характеристикам давно разработанная классика почти не уступает куда более дорогим и передовым Canton Reference 5 K. Выходит, что в плане воспроизводимого диапазона 690 DC формально отвечали требованиям Hi-Res Audio еще десять лет назад! Впрочем, сказанное распространяется и на всю срию Ergo, в которую входят мониторы 620, 2,5-полосные напольники 670 DC, сабвуфер SUB650 и центральный канал 655.

11.jpg

Все топовые модели Canton предъявляют достаточно высокие требования к источникам и усилителям. Фактически это подтверждение реально высокого класса – если тракт вносит окраску или некую специфику в динамическую трактовку, то акустика просто обязана её показать. При этом, что характерно, в вопросах согласования с электроникой проблем обычно не возникает.

С 690 DC получилось именно так. Сначала я соединил немецкую акустику с усилителем, который формально находится в одной ценовой лиге с колонками – Denon PMA-1600NE. Послушал, порадовался за драйвовый и плотный характер передачи всего басового регистра, за информативную середину и отлично поставленную трехмерную сцену… А затем просто ради интереса переключил колонки на PMA-2500NE, и тут же возникло ощущение (извиняюсь за избитый образ), что звучит вообще другая система.

Стандартные 44,1/16 едва ли уступали «хай-резам» в пространственном и гармоническом разрешении.

Верхняя полоса приобрела идеальную линейность и атмосферность. Она не смущала ни подкраской, ни чем-то еще, чем порой может иногда раздражать акустика с высоким разрешением, педантично «загружающая» в воспроизводимый звук все микродинамические штрихи и детали. В основном диапазоне звучание получилось более раскованным и пластичным. Голоса так точно прибавили в живости. Заметно изменилась и нижняя область. Теперь это уже был бас в полном объеме – с сумасшедшей абсолютной динамикой и хорошей скоростью. Должен заметить, что эти качества упомянутый выше японский усилитель проявляет далеко не со всякой акустикой. Если у колонок слишком ретиво «пляшет» импеданс и ломается фазо-частотная характеристика, то идиллии, как правило, не получится.

13.jpg
15.jpg 17.jpg 19.jpg

Все это время я переслушивал уже наизусть выученную музыкальную подборку из аудиофайлов высокого разрешения. Меня все устраивало. Аудиофильский зуд проснулся, когда ради формальности решил послушать несколько вещичек с компакт-дисков. Вот тут выяснилось, что разница между записями разного класса не так и велика. Стандартные 44,1/16 едва ли уступали «хай-резам» в пространственном и гармоническом разрешении (и то, и другое, когда выражено в должной степени, позволяет с большой легкостью концентрировать слушательское внимание на каком-то одном инструменте или образе в общей палитре). С одной стороны, это можно считать достоинством колонок. Коллекционеры CD в лице Ergo получают лояльную к старому цифровому носителю акустику. Но если судить строго, то надо констатировать, что для аудио 192/24 или DSD акустика чуть недобирает в аккуратности воспроизведения.

Наверняка похожий результат можно получить и с кабелями гораздо меньшей стоимости, если уделить подбору вариантов больше внимания.

И вот что я сделал: отключил вообще от систем эталонный акустический кабель, снял перемычки с клемм акустики и соединил их с усилителем по бай-вайринговой схеме двумя разными парами проводов классом ниже (LS-1603 и его аналогом с приставкой Silver). Теперь попытайтесь угадать, какой вариант оказался предпочтительным? В нашей системе искомая прибавка (да еще какая!) в ясности среднего регистра проявилась, когда сигнал к ВЧ-терминалам колонок подходил по чисто медному кабелю, а к НЧ – посеребренной версией. Сделаешь наоборот, и звучание получается менее пластичным в высоком регистре, но более расхлябанным в низко-средней части. Вернешь обратно – и снова все в идеальном порядке: чеканный проработанный бас и много-много нюансов в средней полосе… Больше, чем даже с очень дорогим «воздушным» кабелем. А ведь наверняка похожий результат можно получить и с кабелями гораздо меньшей стоимости, если уделить подбору вариантов больше внимания.

Своей отзывчивостью к любым изменениям в тракте Ergo приятно удивляла еще с тех пор, когда я впервые познакомился с серией и всерьез рассматривал эту акустику в качестве недорогого эталона для тестовой системы. Сегодня я смотрю на нее несколько иначе – как на потенциальный раритет, который еще можно за довольно скромную сумму приобрести, что называется, «в оригинале».

21.jpg

СИСТЕМА

Canton Ergo 690 DC

Производитель: Canton Elektronik GmbH & Co KG (Германия)

www.canton.de

Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 40 000 Гц || Чувствительность (1 Вт/1 м): 88,3 дБ || Сопротивление: 4 – 8 Ом || Частоты раздела полос: 300 – 3500 Гц || Номинальная/максимальная мощность: 170/320 Вт || Отделка: шпон вишни, венге, черный ясень || Габариты с опорами: 230 х 1050 х 305 мм || Масса 1 шт.: 24 кг .


Источник: http://www.salonav.com