Проигрыватель винила Audio-Technica AT-LP5

09.07.2018 Возврат к списку Просмотрено: 228 раз

Сегодня не представляет труда найти недорогую вертушку для виниловых пластинок. Траты на технику начинают расти как снежный ком у тех, кто ставит перед собой цель приблизиться к безупречному качеству аналогового воспроизведения. Классный звукосниматель, продвинутый «стол», высокоточные тонарм и корректор – штуки, как правило, не дешёвые. Но, к счастью, еще встречаются приятные исключения.

ПРИВЕТ ИЗ СЕМИДЕСЯТЫХ

Если бы меня попросили выбрать самый приличный «вертак» из более-менее бюджетных моделей, не вглядываясь ни в паспортные характеристики, ни в конструктивные детали, ни в надпись «Made in…», а только по фотографиям проигрывателей, не думая я бы указал на AT-LP5.

1.jpg

Дело вовсе не в знаменитости японского бренда (логотип Audio-Technica, кстати, на «пятерке» красуется аж в четырех местах). И даже не в том, что эта модель была спроектирована компанией, которая считается в мире одним из ведущих производителей звукоснимателей для пластинок. В мире (как, впрочем, и в Японии) наберется еще с десяток-другой марок, ярко отметившихся в свое время на виниловом поприще и заслуживающих не меньшего доверия.

Корпус у AT-LP5 высокий и явно не пустой внутри. Основная плита покоится на крупных демпфирующих ножках и имеет немалую массу.

Даже при выборе «по картинке» в глаза бросается, чем AT-LP5 отличается от других массовых моделей – она все имеет признаки аппарата с основательной и рациональной конструкцией. Тот, кто его проектировал, наверняка во главу угла ставили качество звучания, точность, надежность и высокие характеристики. Смотрите сами – у проигрывателя вообще нет каких-либо дизайнерских или «винтажных» украшений. У него нет автоматизации, не надо доплачивать за диджейские фишки… А теперь проверим, не подвела ли меня интуиция?

Корпус у AT-LP5 высокий и явно не пустой внутри. Основная плита покоится на крупных демпфирующих ножках и имеет немалую массу. Включение осуществляется единственной круглой ручкой слева. Повернул её относительно среднего положения против часовой стрелки – диск начинает вращаться со скоростью 33 1/3 об/мин. По часовой – 45 об/мин. Само собой, есть еще микролифт, и на этом перечень функций управления проигрыванием заканчивается.

3.jpg
5.jpg 7.jpg 9.jpg

Тонарм – десятидюймовый, с быстросъемным шеллом, J-образный (такие Audio-Technica начала производить еще полвека назад, и они надолго стали фирменным признаком вертушек этой марки). Простой двухосевой поворотный узел наделен микроподшипниками и закреплен на «столе» при помощи внушительной платформы. Ходит тонарм мягко и без люфтов. Механика допускает настройку прижимной силы и антискейтинга. Последний параметр, кстати, можно корректировать прямо во время проигрывания, что очень удобно.

Заодно отмечу, что наличие разъемного шелла с цанговым зажимом позволяет не только быстро менять картриджи. Это решение дает больше свободы в поиске точных настроек азимута/трекинга, а общая конструкция тонарма позволяет варьировать и вылет иглы в пределах 10 мм, так что можно не ограничиваться 17-миллиметровыми головками.

Сняв опорный диск, можно увидеть, что ось привода выведена из сплошного металлического экрана.

Источник питания встроен в проигрыватель. Привод прямой, что, к слову, тоже отсылает во времена 70-х. Но он здесь без кварцевой стабилизации и без подстройки скорости вращения. Лично меня ни первое, ни второе, ни третье не смущает, поскольку при нынешнем развитии электромеханики и следящих схем давно не составляет проблем сделать высокостабильный привод, не создающий электромагнитных наводок. Их, кстати, в AT-LP5 и не должно быть. Сняв опорный диск, можно увидеть, что ось привода выведена из сплошного металлического экрана. Но что собой представляет главный подшипник – доподлинно не известно, в описании проигрывателя о нем ни слова. Предполагаю, что он сделан также, как и на диджейских прямоприводных моделях, и потому достаточно устойчив к повышенным нагрузкам. Не думаю, что возникнут проблемы даже при установке на диск опционного и достаточно увесистого прижима.

11.jpg

Сам опорный диск не слишком тяжел, хотя сделан из металла, и вдобавок довольно звонкий, но на него укладывается толстый увесистый мат из твердой резины, в состав которой, похоже, введены какие-то специфические добавки. Точно могу сказать, что он обладает способностью накапливать и удерживать мощный электростатический заряд. Если пластинку перед проигрыванием тщательно протереть микрофиброй от пыли, то из-за образовавшейся статики она буквально влипает в мат всей поверхностью и в ходе проигрывания все время остается в таком состоянии. Не думаю, что надо объяснять, насколько это упрощает фильтрацию нежелательных инфранизких частот – их попросту нет изначально. Если виниловая пластинка не сильно покороблена от времени или неправильного хранения, то она принимает абсолютно ровное положение и вращается вообще без заметных вертикальных биений. И подобной точности я не встречал ни на одной вертушке дешевле $1000.

Если пластинку перед проигрыванием тщательно протереть микрофиброй, то из-за образовавшейся статики она буквально влипает в мат всей поверхностью.

Но есть еще один повод для восклицания «вау!», для чего достаточно взглянуть на заднюю панель. Аналоговый выход у AT-LP5 универсальный, на разъемах RCA, позволяет подбирать межблочные кабели. Миниатюрный ползунковый переключатель отвечает за уровень – либо снимаем сигнал «как есть», то есть напрямую с головки, либо получаем его через встроенный фонокорректор.

Предусмотрен и цифровой выход USB, хотя параметры встроенного АЦП (чип не указан) особого восторга не вызывает. Оцифрованный сигнал представлен только в 16-разрядном виде с частотой дискретизации 44,1 или 48 кГц, хотя для качественной перегонки винила в аудиофайлы необходима как минимум вдвое более высокая частота сэплирования. Похоже, инженеры рассматривали USB-интерфейс в AT-LP5 не как серьезный аудиофильский инструмент, а как бонус, который заинтересует только молодых меломанов. Разве не круто своими руками оцифровать в аудиоредакторе Audacity несколько «пластов» из коллекции деда, сжав файлы в какой-нибудь популярный аудиоформат, а затем говорить друзьям, что слушаешь в смартфоне «настоящий винил»?

13.jpg
15.jpg 17.jpg 19.jpg

Как бы там ни было, но в аналоговой части аппарат уж точно продвинут. Присланный нам на тест проигрыватель экипирован не штатной головкой AT95EX с двойными подвижными магнитами, а еще более совершенной VM520EB. Она вдвое дороже «девяносто пятой», отличается расширенным воспроизводимым диапазоном, более высоким уровнем выхода и лучшим разделением каналов, что достигается за счет парных тороидальных катушек, навитых медью чистотой 6N, и V-образной конструкции магнитопроводов (чем она в общих чертах повторяет схему записывающих головок-резаков).

Верхний диапазон чист, нижний хорошо поддержан, практически нет каких-либо модуляций или резонансов от тонарма.

Картридж действительно отличается на удивление точным и правильным звучанием. Это стало понятно уже после прослушивания 180-граммового аудиофильского Naim The Music Collection Volume 1, все треки с которого мне хорошо известны и по цифровым изданиям на CD. Кстати, сразу отпал и вопрос с фонокорректором. Встроенный более чем хорош – он не вносит в звучание «вуали», собственной окраски и заметных шумов, тонко прорабатывает нюансы и не сжимает динамический диапазон. Может, он и разочарует кого-то тем, что в саунде получается не так уж и много «аналогового волшебства» (каждый вкладывает в это понятие свое), но технически он почти безгрешен. К приводу у меня тоже особых претензий нет. Прослушивание композиции, где звучит рояль, дает понять, что реальная детонация намного меньше заявленных 0,2% и совсем не заметна на слух. Однако главный подшипник у стола все-таки не «аудиофильский». На немых переходах между треками можно уловить едва заметный механический рокот, который, в общем-то, и слышен лишь потому, что ничем не маскируется – в выходном сигнале вообще нет наведенного фона!

21.jpg

Я не поленился сделать и несколько оцифровок, а чтобы это занятие послужило не только банальной проверкой цифрового тракта, но и дало больше информации о проигрывателе, во время перезаписи сделал несколько семплов, варьируя прижимную силу и антискейтинг. Хотя производители картриджей всегда указывают рекомендуемый диапазон настроек к каждой головке, но, как показывает практика, лучше подбирать индивидуальную пару параметров, если ставишь цель добиться передачи каждого кажущегося образа и всей «стереокартинки» как в оригинале. Делать это как раз лучше всего не в ходе воспроизведения непосредственно с винила, а по цифровым копиям, которые я после записи переместил на сервер и слушал с сетевого проигрывателя. Такие файлы и разницу показывают отлично, и в быстром сравнении гораздо удобнее.

Наилучший результат от той головки, что установлена на проигрывателе, получается при прижимной силе, увеличенной до 2,2 г.

А получилось у меня вот что. При средних настройках (2 г) вроде даже и придраться не к чему. Верхний диапазон чист, нижний хорошо поддержан, практически нет каких-либо модуляций или резонансов от тонарма. И голоса, и источники басового спектра, и духовые инструменты, которые наиболее капризны в плане локализации (особенно когда их и не много, и не мало – например, как на пластинке Макса Грегера, фокусируются довольно четко и устойчиво. Нет размытия и фантомов даже у виртуальных образов на флангах, что, на мой взгляд, и есть один из лучших признаков качества звукоснимателя.

Уменьшаю прижим (соответственно, и антискейтинг) до 1,6 г. Так чуть меньше гудящих призвуков в звучании бас-гитар, контрабасов и виолончелей. Акустические инструменты с низким спектром стали играть богаче, радуя естеством гармоник и резонансов внутри деревянных дек. Локализация вполне точная, но из сцены ушла некая полнокровность – часть образов потеряла в телесности. Ослабла динамика по самым низким частотам, акцент сместился на звонкий диапазон, но резкие диссонансные «скользящие» звуки по струнам при этом получились недостаточно чистыми.

23.jpg 25.jpg

Для «самокалибровки» вновь слушаю записи с базовыми двумя граммами, а затем перехожу к тем, что были выполнены с прижимом на 2,4 г. Разница уже не такая существенная. Звук стал еще более плотным, но еще не задавленный. Объема в сцене прибавилось, но локализация уже не та – образы чуть укрупнились. В нижнем регистре больше динамики, но меньше подробностей. В верхнем как раз все по-другому: больше конкретики, но меньше зажигательности. Зато «скользящие» по грифу звуки наконец-то получились естественными и натуралистичными.

Так прихожу к выводу, что наилучший результат от той головки, что установлена на проигрывателе, получается при прижимной силе, увеличенной до 2,2 г.

…это хочется слушать, даже если вы порядком избалованы идеальным качеством воспроизведения.

Опытные винильщики знают, что настроить всю систему «тонарм-головка» так, чтобы не потерять ни высокого гармонического разрешения, ни полновесной динамической артикуляции, ни точности в пространстве – это целое искусство компромиссов. Однако в AT-LP5 все решилось довольно просто: элементарным подбором антискейтинга «на слух» под слегка увеличенный прижим.

Если выставить на калибровочной шкале противовеса чуть выше оптимальных 2,2 г, позитивных перемен будет совсем не много – лишь слегка улучшается деталировка в правом канале. При этом заметно огрубляется гармоническая трактовка в левом и, что еще хуже, все сильные «контрастные» звуки не получаются чистыми. Но когда я задал антискейтинг немного ниже среднего значения, то в саунде сразу стало больше порядка – углубилась сцена, образы на флангах стали еще более чёткими, вопреки ожиданиям даже улучшилась телесность.

Несколько примеров, которые как раз и были оцифрованы с такой установкой: прижим на 2,2 грамма, антискейтинг – 1,9. Сразу предупреждаю: на аудиофильский уровень записи не претендуют в силу того, что встроенный в AT-LP5 АЦП не передает все музыкальные нюансы.

Max_Greger_(LP_Sample)_-_1974_Polydor.wav

Naim_LP_Sample_1.wav

Naim_LP_sample_2.wav

Впрочем, самая большая проблема — невозможность подстройки уровня, что исключает использование головок с выходом намного менее или более 4 мВ.

Но если вы послушаете, с какой выразительностью и деликатностью проигрыватель воспроизводит любое не затертое виниловое издание с аналогового выхода, то наверняка придете к тому выводу, что и я: это хочется слушать, даже если вы порядком избалованы идеальным качеством воспроизведения.

СИСТЕМА

Audio-Technica AT-LP5

Производитель: Audio-Technica Corporation (Япония)

www.audio-technica.ru

Управление: ручной старт/стоп и микролифт || Тонарм: J-образный под шелл AT-HS10, 247 мм || Тип привода: прямой || Двигатель: постоянного тока || Скорости вращения диска: 33/45 об/мин || Коэффициент детонации: менее 0,2% || Уровень рокота: -73 дБ || Головка в базовой поставке: AT95EX (прижимная сила 2 г) || Воспроизводимый диапазон: 20 – 22000 Гц || Отношение сигнал/шум: более 50 дБ || Разделение каналов: 20 дБ || Выход: Phono/Line (переключаемый) || Напряжение на выходе: 3,5/150 мВ (Phono/Line) || Цифровой выход: USB-B 1.1, 16 бит/44,1 кГц (с переключением на 48 кГц) || Питание проигрывателя: 220/240 В, 50/60 Гц || Потребляемая мощность: 6 Вт || Отделка: черная || Габариты: 450 х 157 х 352 мм || Масса: 10,5 кг


Источник: http://www.salonav.com