Интервью Стива Селлза, Naim Audio

07.01.2019 Возврат к списку Просмотрено: 1886 раз
В середине ноября, в подмосковном конгресс отеле «Ареал» прошла грандиозная партнёрская конференция с участием более двухсот гостей – дилеров, инсталляторов, журналистов и представителей зарубежных компаний. Было показано много перспективных новинок, про них мы уже начали рассказывать в тестах и рубрике Brand News, продолжим это делать и в будущем. Самое же интересное удалось узнать у специалистов, имеющих самое непосредственное отношение к созданию техники, показанной на конференции.



Инсайд из первых рук.
За пару недель до этой встречи мы опубликовали тест стримера ND 555 с подробным описанием его технических особенностей. В этом нам здорово помог Стив Селлз (Steve Sells), технический директор Naim Audio. Он прислал многостраничный документ со схемами, графиками и массой интересных нюансов. Внимательное его изучение привело к выводу, что правила конструирования хорошо звучащей аудиотехники едины и для цифры, и для аналога. С этой темы и начался наш разговор после презентации Стива.
— Это действительно так. Над новой тройкой стримеров мы работали несколько лет. Изучали в т.ч. и механику — распространения вибраций. Обнаружилось, что даже при минимальных изгибах печатной платы за счёт изменения расстояний между компонентами, меняется и емкость между ними, что на высоких частотах сдвигает фазу сигнала. Для предотвращения этого в ND555 плата закреплена на массивной латунной плите, которая развязана от шасси через амортизаторы.
Мы исследовали помехи, излучаемые цифровыми схемами, искали способы борьбы с ними, устраняли шумы на шинах питания. Только на разработку стабилизаторов DR ушло 18 месяцев. За счёт использования т.н. «подповерхностных» стабилитронов (Subsurface Zener) удалось снизить шум в 30 раз. Мы создавали DR для усилителей Statement, но они в цифровой технике очень полезны. Современные высокопроизводительные чипы очень чувствительны к чистоте питания.
— И в самом деле, всё как в хорошей аналоговой технике. В том числе и новый способ передачи цифрового сигнала LVDS по балансным линиям.
Конечно, ведь они не собирают на себя помехи. И, что принципиально важно – их не излучают и не передают по «земле». Тем не менее, много усилий была приложено, чтобы избавится от сигнальных проводов – они имеют высокое сопротивление, могут сгибаться, затягивать фронты сигнала. Монтаж на единой плате имеет массу преимуществ, но её разводка потребовала много часов работы опытных инженеров. Материнская плата ND 555 – настоящий шедевр, любое изменение в её конфигурации отслушивалось, проверялось взаимное влияние установленных на ней компонентов.



— Стримеры ND5 XS 2, NDX 2 и ND 555 расположены в линейке по принципу «хороший – ещё лучше – самый хороший». Чем они отличаются, на какие жертвы пришлось пойти, чтобы сделать среднюю и младшую модели более доступными?
— В течение 50 с лишним лет Naim разрабатывал технику по принципу «следующая модель должна быть лучше предыдущей». Три с половиной года ушло у нас на разработку серии Uniti, и эти же принципы были воплощены в новых стримерах. При проектировании ND5 XS мы удалили всё, без чего в принципе можно обойтись — дисплея, например. Но стриминговый модуль, шестислойные платы, мощный DSP, 16-кратный оверсэмплинг, современный Wi-Fi, быстрые USB-интерфейсы – всё это осталось. У всех стримеров улучшенные фазолинейные фильтры Баттерворта 60 порядка, гарантирующие повышенную прозрачность и естественность звучания. Поскольку многие вещи задаются программно, мы можем себе позволить внедрить их во все модели независимо от стоимости. В обоих младших стриммерах установлены ЦАПы Burr-Brown PCM1791A с токовым выходом. Отличный конвертер, его во многих топовых моделях используют, а с нашим тактовым генератором (он одинаковый во всей тройке) и улучшенной системой питания звучит просто великолепно. Аналоговый тракт у NDX 2 — на дискретных элементах, как у классических предусилителей Naim, с колоссальной полосой пропускания. На его тонкую настройку ушло полгода.
А вот конструктив, конечно, разный. В ND 555, как я уже говорил имеется подвеска, если корпус слегка деформируется или вибрирует, плата не изгибается. Такое решение не дешево обходится, но реально работает.
— У ND 555 звучание совсем не цифровое, ощущение, что слушаешь хорошую запись на магнитной ленте. У него какая-то особенная аналоговая часть?
Тут всё дело в ЦАПах. Нам удалось купить несколько тысяч чипов PCM1704, которые давно сняты с производства. Главное их отличие — в способе получения аналогового сигнала из цифры: при 16 битах у них 65 тыс. уровней выходного напряжения, т.е. ступеньки очень маленькие и легко сглаживаются аналоговым фильтром. Динамический диапазон одинаков в диапазоне 20 Гц – 20 кГц, плюс прекрасная временная точность. Их и прекратили выпускать из-за лазерной подгонки, очень неудобной при массовом производстве.
— Значит, ND 555 — последняя модель на этом чипе? Какие же потом будете использовать в топовых аппаратах?
Есть кое-какие варианты, у военных появились интересные разработки, будем экспериментировать. Это не быстро, на создание каждого продукта у нас уходит от четырёх до пяти лет напряжённой работы.



— Как вы относитесь к MQA? Коннект с Tidal стримеры Naim поддерживают, а предлагаемый контент в этом кодеке — нет.
Мы рассматриваем возможность поддержки MQA, изучаем спецификации. Но это не первоочередная наша задача. Naim предлагает покупателям тот звук, который нам самим нравится, а с MQA придётся менять алгоритм DSP, фильтры и т.д. Пока мы к этому не готовы.
— Поскольку Naim теперь в одной группе компаний с Focal – а под этим брендом выпускается всё больше и больше наушников – нет ли планов создать для них высококлассный усилитель?
Для прослушивания музыки в наушниках прекрасно подходят модели Uniti второго поколения – у них фантастические телефонные усилители. Сейчас Naim сосредоточивает усилия на сложной высокотехнологичной технике – и накопленный опыт, и квалификация инженеров даёт нам явные преимущества именно в этой области.


источник: портал salonav.com



Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша