Siltech Pantheon

22.07.2010 Возврат к списку Просмотрено: 4319 раз

  • SILTECH PANTHEON    Голландская компания Siltech была основана в 1983 году. Основным профилем ее деятельности является выпуск высококачественных кабелей и сопутствующих аксессуаров для домашней электроники. Однако случались и приятные исключения. Например, “в лице” аппаратуры под маркой Sphinx, которую обязательно должны помнить заядлые аудиофилы. Кроме этого, в свое время была выпущена лимитированная серия однотактных усилителей на прямонакальных триодах. И вот теперь, буквально накануне четвертьвекового юбилея фирмы, анонсирован выпуск линейки акустических систем Pantheon. Начать решено было с флагманских моделей с индексом 25.

     

        В конце сентября компания из порядка полусотни дистрибьюторов и представителей прессы собралась в ресторане замка Розендаль, расположенного в небольшом городке Арнем. Президент компании, Эдвин ван дер Клей,рассказал об основных принципах создания этих уникальных АС. Главной задачей проекта, как оказалось, было отсутствие компромиссов во всех аспектах. Вот так, просто и незамысловато! Так какими же средствами?

       Естественно, что несколько озадачила сама идея выпуска АС профильной кабельной фирмой. Но тут как раз все просто и объяснимо. Свой первый усилитель Эдвин собрал в 12 лет, а колонки — в 14. Получив профильное электротехническое образование, он какое-то время проработал на Philips. С тех пор идея создания бескомпромиссных АС не покидала его, но вот до практической реализации руки дошли только сейчас.

       Основная проблема любых, даже самых качественных акустических систем — их взаимодействие с помещением прослушивания. Минимизировать это взаимодействие, по крайней мере, в СЧ/ВЧ-диапазоне — значит, избежать значительной части звуковых артефактов. А проявляются они, прежде всего, в виде разного рода отражений от стен, потолка и пола. В ходе анализа и разработки АС Pantheon оптимизации направленности излучения в равной степени подвергались как непосредственно сами излучатели (диффузоры динамиков), так и геометрия корпуса АС.

       Однако данные принципы не распространяются на НЧ-диапазон (ниже 300 Гц), где основную негативную роль начинает играть… воздух! Да-да, объем воздуха в помещении прослушивания становится соизмеримым с объемом воздуха, перемещаемого диффузором НЧ-динамика, и оказывает достаточно сильное влияние на его движение. Таким образом, в данном случае основной задачей является минимизация влияния на НЧ-диффузор воздушной среды, а следовательно — уменьшение добротности всей системы.

       Для решения этой задачи было использовано программное обеспечение шведской компании COMSOL стоимостью порядка 45 тысяч долларов. Данный программный комплекс позволяет с высокой степенью достоверности просчитать как возможное поведение самой акустической системы, так и процесс ее взаимодействия практически с любым помещением. Несмотря на высокую стоимость программы, логика ее использования несомненна, так как позволяет существенно сократить число действующих прототипов АС перед созданием финального образца.

    SILTECH PANTHEON   В итоге для НЧ-секции решено было использовать 2 включенных параллельно 16-дюймовыхдинамика производства датской компании Audio Technology с несколько различающимися характеристиками. Один из них располагается на лицевой панели, а второй — непосредственно за ним, в наклонной внутренней стенке корпуса. Акустическое оформление по сути своей напоминает изобарическое, если бы не одно но — порт фазоинвертора на передней панели. Если классический “изобарик” лишь создает оптимальные условия для тыльной стороны фронтального диффузора, минимизируя демпфирующие свойства воздуха в закрытом корпусе, то в данном случае в процессе формирования звукоизвлечения задействованы оба динамика, а именно: фронтальная поверхность диффузора переднего динамика и тыловая поверхность заднего, нагруженная на порт фазоинвертора. Говоря же языком цифр, в итоге была получена максимально задемпфированная НЧ-система с феноменально низкой добротностью Q=0,5 (0,38 при закрытом порте) и одновременно протяженностью АЧХ по глубине (10 Гц по уровню –8 дБ), то-есть с качествами, несовместимыми в абсолютном большинстве случаев. Крутизна спада НЧ у получившегося излучателя составляет12 дБ на октаву, тогда как у типичного динамика в фазоинверторном оформлении — 24 дБ/окт. Величина нелинейных искажений также крайне мала — всего 0,3% на 50 Гц.7-дюймовый СЧ-излучатель, также изготовленный Audio Technology, установлен в отдельном, закрытом корпусе. Основное новшество — его магнитная система, которая не закреплена на корзине, а установлена независимо, на внутренней стяжке корпуса. Тем самым удается избежать искажений, которые через корзину и подвес могут передаваться на диффузор динамика. На внутренней поверхности корпуса установлены куполообразные рассеиватели, нейтрализующие внутренние резонансы. В задней, независимой части СЧ-корпуса расположены кроссовер и 6-элементная электробатарея, но об этом чуть позже.

       Венчает эту 2-корпусную конструкцию изогнутый вокруг вертикальной оси электростатический излучатель с габаритами 480х130 мм. Он изготовлен индийской компанией Cadence, одним из крупнейших производителей в этой области. Кстати сказать, Cadence вместе с другой крупной индийской фирмой, производителем кабельной продукции Finolex, являются акционерами Siltech. Мембрана толщиной 0,03 мм на основе тефлона и оксида индия снабжена собственной батареей, которую счастливому обладателю этих колонок дилер должен будет менять раз в 15 лет.

    Эдвин ван дер Клей   3-полосный кроссовер, несмотря на высокую крутизну среза (24 дБ/окт, 200 и 1200 Гц), благодаря тщательной оптимизации и подбору элементов состоит всего из 12 деталей, зато каких! Все катушки индуктивности — с воздушным сердечником, а вес некоторых из них достигает 2,5 кг! Используются фольговые конденсаторы. Печатные платы отсутствуют по определению, вместо них применяется навесной монтаж кабелем Siltech G7. Им же произведена и внутренняя разводка. Для подключения усилителя установлены клеммы производства WBT с родиевым покрытием, а для противников 2-кабельного подключения в комплекте есть перемычка Siltech Emperor.

       Благодаря столь кропотливому подбору и настройке всех элементов акустические системы представляют для усилителя практически резистивную нагрузку при номинальном импедансе в 5 Ом и минимальном в 4, его девиация составляет не более +– 0,5 Ом во всем диапазоне частот. Впрочем, девиация фазы тоже не слишком велика — +– 36 град.

       Естественно, что корпус в таких акустических системах тоже играет немаловажную роль, и его конструкция не менее сложна. Стенки представляют собой 3-слойный “сэндвич” из следующих материалов: 1. Полимер с переменной плотностью (твердый снаружи, мягкий внутри). Внешний слой — влагостойкий. 2. Полимер высокой плотности (из него, в частности, изготовлена плита, на которой крепится магнитная система СЧ-динамика). 3. Экстремально плотный полимер с высокой поглощающей способностью (до 40 дБ).

       Все панели корпуса склеиваются под углом в 45 град. для обеспечения повышенной прочности и жесткости. О его качестве может косвенно свидетельствовать и вес: каждый НЧ-блок весит 110 кг, СЧ — 35. В настоящий момент в разработке находятся еще два варианта корпуса: один — из углеволоконных панелей, другой — целиком литой из стеклопластика. Но в силу высокой стоимости и ряда других особенностей эксперименты продолжаются, и о серийной реализации говорить пока рано.

       Вряд ли необходимо упоминать, что вся сборка АС производится вручную, поэтому перейдем непосредственно к отделке. Покраска происходит по следующей схеме. Сначала наносится два слоя основы. Затем — два цветовых слоя с тонким контрольным контрастным слоем. Что это значит? После нанесения основного цвета сверху кладется тонкий слой контрастного. Происходит сушка при комнатной температуре в течение недели. Затем он сошлифовывается, и по его остаткам можно судить о качестве шлифовки на промежуточных этапах. После этого наносится в общей сложности 8 слоев прозрачного лака с промежутком в 2 дня между каждым слоем, и корпус сушится в течение 3 недель перед окончательной шлифовкой.

       Варианты окончательной отделки корпусов были разработаны дизайнерами английской компании Traditional Arts Ltd. Их три:

    • – черный лак/ алюминий/ кожа
    • – черный лак/ позолоченный металл/ кожа
    • – серый металлик/ металл/ кожа

       Кстати сказать, выделанная телячья кожа поставляется датским королевским кожевенным заводом Hulshof.

       Несколько удивляет, но не может не радовать неприхотливость АС в плане их размещения. Производитель декларирует расстояние всего в полметра от задней стены для небольших помещений площадью до 40 м2.

    Эдвин ван дер Клей   Прослушивание проходило в два этапа — и первый, несколько формальный, состоялся непосредственно в ресторане. Тракт был предоставлен датским дистрибьютором и состоял из флагманского 3-блочного источника dCS Scarlatti, а также усилителей Pass Labs: предварительного X1 и пары 2-канальных “мощников” X250.5. Было бы наивно полагать, что помещение ресторана хорошо приспособлено для подобных мероприятий, но, тем не менее, что-то можно было услышать. Прежде всего — совершенно нетипично для электростатических излучателей,— фактически отсутствует ограничение по месту прослушивания в горизонтальной плоскости (похоже, работает изгиб мембраны). Диаграмма же направленности в вертикальной плоскости имеет четко обозначенные границы, но данную особенность сложно назвать недостатком, так как ВЧ-излучатель закреплен на шарнирах и имеет регулируемый угол наклона. На первый взгляд не заметно особых проблем в месте стыковки динамического и электростатического излучателей, замечательно формируется звуковая сцена, в том числе и по глубине, практически не определяется положение колонок. И, конечно же, обращает на себя внимание абсолютно контролируемый НЧ-диапазон, без намека на резонансы. При этом громкость звучания порой превышала все разумные пределы.

       Более вдумчивое и размеренное прослушивание проходило на следующий день, на фабрике компании в Элсте. В ходе настройки системы выяснилось, что барахлит один из усилителей мощности,— и Эдвин вынужден был заменить их на пару собственных Theta Citadel. Изменения в звучании были достаточно заметныи отразились, прежде всего, на подаче СЧ. Но поскольку сравнение усилителей не входило в число первоочередных задач, то присутствующие сосредоточились на оценке акустических систем. Наверное, основные параметры, на высокой оценке которых сошлось большинство,— это динамика, точность, скорость, качество звуковой сцены и перегрузочная способность.

       Всего планируется выпустить 39 пар этих неординарных АС. Естественно, что всем может и не хватить, причем по двум причинам: ограниченности серии и неограниченности цены. Однако всегда есть надежда. В частности, на то, что в ближайшем будущем будет запущена в производство уже неограниченная серия АС с индексом 20, отличающихся меньшими габаритами корпуса и динамиков. А затем — 23 еще более бюджетные модели, с традиционным купольным ВЧ-излучателем.

       Запуск своей линейки акустических систем планирует и компания CrystalCable, возглавляемая супругой Эдвина, Габи ван дер Клей. Ходят слухи, что их конструкция будет дипольной. Ну что ж, поживем — увидим. И услышим.

     

     

    Источник: журнал АудиоМагазин 6 2007