Место для грёз: экраны Draper (Обзор портала ferra.ru)

22.07.2010 Возврат к списку Просмотрено: 4643 раз

   Когда речь идет о домашнем кинотеатре с проектором, основное внимание уделяется, разумеется, проектору. Затем обычно речь идет про источник сигнала, про акустику (часто сначала обсуждается акустика, а потом проектор). И, практически всегда, выбор экрана откладывается «на потом». И казалось бы, в чем проблема? Ведь экран – наименее затратная по бюджету статья расходов. Опять-таки, и поменять его можно, если предыдущий не понравился, ведь так?
Да, можно и так. Однако, продуманное и осуществленное решение, как правило, обладает лучшей функциональностью, чем осуществленное, а потом доработанное. Не говоря уж об издержках.
    Итак, займемся вплотную экранами. Экран – вещь громоздкая, сравнивать экраны между собой – задача не из простых. Всякий экран состоит из светоотражающей поверхности и конструкции, которая ее обрамляет и держит. Поэтому данная статья будет поделена на две части. В первой речь пойдет о разных поверхностях, а во второй – о различных конструктивных исполнениях.

    1. Светоотражающие поверхности
    Основу светоотражающей поверхности экрана составляет, как и 100 лет назад, полотно. Тканое, либо нетканое. Виниловое, текстильное, армированное стекловолокном, либо лавсаном или даже кевларом. На полотно наносится светоотражающий слой. И вот тут изобретатели постарались. Слой сей может обладать различными свойствами, главное из которых – коэффициент отражения. Так вот для некоторых поверхностей он больше 1, то есть мы должны говорить о коэффициенте усиления. А вот в некоторых экранах коэффициент отражения равен 0,8 или даже меньше. Почему? Да потому, что экраны предназначены для работы в разных условиях освещенности. Наши глаза воспринимают не абсолютные яркости.
    На примере продукции фирмы Draper, которая выпускает экраны с полотнами всех типов, мы рассмотрим целесообразность применения того или иного экрана в домашнем кинотеатре.

    Fiberglass Matt White
   Самый простой, но не значит самый примитивный тип полотна – Fiberglass Matt White. Это матовая белая поверхность из винила. Наносится виниловое покрытие на ткань из стекловолокна. Стекловолокно удобно тем, что не вытягивается под собственным весом и не деформируется в результате нагрева лучами проектора, либо (что сильно важнее) солнца.
    Коэффициент отражения этой поверхности практически равен единице. Это значит, что при полном затемнении комнаты вы будете наблюдать картинку с проектора на экране без каких-либо искажений. Экраны с такой поверхностью можно использовать везде. Только помните, что яркость и насыщенность изображения напрямую будет зависеть от качества затемнения в помещении и отсутствия засветки. Сие полотно можно оформить в любой конструктив. Хоть в постоянно натянутом экране, хоть в переносном, который сворачивается – поверхность MW себя покажет с хорошей стороны. Подобные полотна выпускаются практически всеми производителями экранов. Draper гарантирует устойчивость поверхности к плесени, что немаловажно в загородном коттедже или даже в городской квартире при сыром климате. Кроме того, поверхность MW можно мыть, а также стирать с нее пыль.

    M1300
  Это матово-белая рассеивающая поверхность. Однако, она обладает и усиливающими яркость изображения свойствами! Коэффициент отражения вдоль оптической оси составляет 1,3. Эту поверхность можно мыть. Производитель рекомендует использовать ее в помещениях, где освещение можно регулировать. M1300 отражает большее количество света, чем MW. И диапазон воспроизводимых яркостей у данного полотна пошире, особенно в светлой части. На практике это приводит к тому, что при полном затемнении самые светлые части изображения начинают блестеть. А вот если затемнение не полное, то картинка смотрится очень ярко. Контраст в деталях, при правильной регулировке проектора, тоже очень хорош. Правда, я бы рекомендовал при использовании данного полотна в затемненных помещениях немножко снижать контрастность – уж очень яркие, «vivid» цвета получаются при использовании современных ярких и высококонтрастных проекторов.

    High Contrast Grey (HCG)
   Глаз воспринимает не абсолютный диапазон яркостей, а перепад между наиболее ярким и наиболее темным участками изображения. Кстати, этим пользуются изготовители проекторов для увеличения контраста в деталях. Речь идет о технологии изменяющейся диафрагмы. Во время проецирования диафрагма проектора открывается обратно пропорционально количеству света в кадре. То есть, если кадр темный, то проектор его подсветляет, если светлый – чуть затеняет. Таким образом, контраст в деталях растет.
Но вернемся к экранам.
   Беда всех белых поверхностей - серый цвет вместо чёрного при неполном затемнении помещения.
Для того, чтобы углубить темные тона изображения, были сконструированы поверхности серого цвета. Задача не из простых – нужно добиться того, чтобы паразитная засветка поглощалась полотном, а свет от проектора отражался к зрителю. Выход был найден в комбинации серого поглощающего пигмента и отражающих микроэлементов на основе стекла или алюминиевой пудры. На таком экране изображения смотрятся очень контрастно. В особенности такие поверхности можно рекомендовать владельцам проекторов с высокой яркостью.

    Glass Beaded (GB)
   Следующий класс поверхностей, который был весьма актуален в те не столь давние времена, когда проектор с потоком 600ЛМ считался очень хорошим приобретением. Ведь яркое, насыщенное изображение хотелось получить и тогда, а сделать это с помощью проектора не представлялось возможным. Стоило попытаться сконструировать какой-нибудь суперэкран. И такие экраны были сконструированы. Поверхность, покрытая мелкими стеклянными светоотражающими элементами, принесла хорошие результаты.
   Светоотражающие элементы возвращают зрителю в 2-3 раза больше света, чем это делает матовая поверхность. Правда, существенно снижается эффективный угол обзора экрана. Однако для домашнего кинотеатра, с его небольшим количеством зрителей, это недостатком не является. А вот стоимость изготовления такого полотна очень высока. Мелкие сферические элементы должны быть надежно закреплены. А если вдруг на полотне образуется какая-либо минимальная складочка – изображение в данном месте будет безнадежно испорчено. Сворачивать такое полотно в трубочку многие фирмы не рекомендуют. Draper такого запрета не налагает, однако запрещает чистку и мытьё данной поверхности.
За счет того, что светоотражающие элементы возвращают свет обратно к источнику, проектор нужно устанавливать не на потолке или внизу, а близко к уровню глаз зрителей.
   В общем, игрушка дорогая, но когда световой поток проектора мал – альтернатив не имеющая. В линейке продукции Draper такая поверхность носит название Glass Beaded (GB). Сейчас, в связи с тем, что проекторы с яркостью менее 1000Lm уходят в прошлое, Draper изготавливает экраны с полотном GB только под заказ.

   Cineflex
 Еще один класс полотен, который заслуживает отдельного упоминания, но вряд ли будет использоваться в домашнем кинотеатре. Это полотна для экранов обратной проекции. То есть, зрители и проектор находятся по разные стороны экрана. Понятно, что для такого размещения проектора и зрителей нужны большие помещения. В частности, экраны с обратной проекцией используют на выставках, для рекламы в торговых центрах, и даже на открытом пространстве. В продукции Draper это поверхность Cineflex. Поскольку применение экранов с обратной проекцией не рассчитано на затемненные помещения, цвет полотна нейтрально-серый. Это помогает сделать цвета визуально более насыщенными. А тем более, Cineflex обладает коэффициентом усиления 2,3. Правда, расплачиваться за это приходится сужением угла обзора изображения. Но результат все равно впечатляет. Изображение на такой поверхности получается и ярким, и контрастным – даже на свету.


    Если экран предн для затемненной комнаты – бархатная рамка, абсолютно черная в темноте, позволит настроить изображение так, чтобы черный был черным а не серым. В линейке продукции Draper есть такие полотна, как AT1200 и AT Grey. По своим отражающим свойствам они похожи на MW. Интересными для нас их делает способность пропускать звук. То есть, центральную колонку можно разместить непосредственно за экраном, для большей реалистичности диалогов!

    Два монстра вместе, или что будет, если поставить проектор с большим световым потоком совместно с экраном, который дает большой коэффициент усиления.

   Увы, побочные эффекты заслоняют преимущества подобного сочетания. Рассмотрим две нижеследующих картинки. Верхняя – результат проекции на поверхность MW, нижняя – на M1300. Проектор дает световой поток 1200ANSI. Обратите внимание на поверхность воды под ногами лошадей на нижней картинке. Она явно высветлена по сравнению с остальным изображением.

    А происходит это потому, что поверхность M1300 сильнее отражает засветку от проектора, чем поверхность MW. Было бы вместо экрана зеркало, мы на этом месте увидели бы линзу проектора. И, если засветка заметна при сочетании 1200ANSI и полотна с усилением 1,3 – то представляете себе, какого эффекта мы добъемся при сочетании 1600ANSI и полотна GB с коэффициентом 2,5? Так что, повторюсь, не стоит гнаться за цифрами показателей. Стоит реально оценивать связку проектор-экран по ее возможностям и вашим предпочтениям.

    2. Конструктивы.
   Однако, мало разработать поверхность. Надо еще и преподнести плоскость экрана зрителю. А для этого необходимо полотно растянуть.

    Экраны постоянного натяжения
. Вроде бы, самая простая конструкция экрана. Есть рама, на которую натянуто полотно. Рама может изготавливаться из металла, пластика, дерева. Способы крепления полотна тоже могут отличаться. Экраны на раме хороши тем, что полотно на них практически идеально ровное, что самым позитивным образом отражается на качестве изображения.

    Основное неудобство – это размеры. Натяжной экран большой. Если Вы киноман и вы испытываете восторг по поводу того, что одна стена в комнате постоянно занята белым полотном, то можно остановить выбор на экране постоянного натяжения. Правда, это в том случае если вас и ваших домашних не раздражает большая белая поверхность. Ну а если у вас есть специальная кинотеатральная комната, тогда экран постоянного натяжения – ваш выбор.

    Несмотря на громоздкость, экраны постоянного натяжения могут быть как настенными, так и передвижными – в виде «рамки на ножках». Такие передвижные экраны широко используются с полотном Cineflex, для показа изображения «на просвет». К примеру, на выставке так можно оформить свой павильон: сделать стену-экран, и поместить сзади проектор для демонстрации нужного видеоматериала.

    Экраны сворачиваемые, которые могут быть прикреплены к стенке или потолку. Их стоит поделить по такому признаку:

А) те, которые разматываются и сматываются пользователем вручную. Это такие модели как Luma, Star.

Б) Моторизованные экраны. Ими можно управлять как с пульта, так, к примеру, и настенным выключателем.

   Экраны Premier – серия экранов с системой дополнительного бокового натяжения. Боковые растяжки помогают сделать поверхность экрана более ровной. Экраны Premier могут изготавливаться с поверхностями M1300 и High Definition Grey

   Экраны переносные, с креплением на штативе. Для учебных, бизнес-целей, да и просто для разовых показов кино можно использовать переносные экраны. Как правило, они делаются с поверхностью MW или HCG, и различаются размерами экрана и высотой штатива.

   И напоследок: немаловажная деталь экрана – чёрные поля по краям. Если проецируемое изображение окаймляется черной рамкой, то глаз воспринимает его существенно лучше. А для этого надо заранее подобрать размеры экрана чтобы при соответствующей дистанции проецирования, возможностей проектора по зуммированию и коррекции искажений, итоговое изображение хорошо вписывалось в экран.

Успехов вам в подборе компонентов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: СТС Капитал