Акустические системы Focal Electra 1027 Be Характер Электры.

06.07.2008 Возврат к списку Просмотрено: 3088 раз

  • Focal Electra 1027 Be   В 2004 году, к своему первому юбилею, французская компания Focal выпустила ограниченным тиражом серию АС Electra 900 Be. В числе прочих моделей было изготовлено 500 напольных АС с индексом 927. Следует отметить, что все модели разошлись практически молниеносно. И сейчас, пока весь аудиомир замер в ожидании премьеры уже третьей версии флагманской линейки компании — Utopia,— мы поближе познакомимся с прямой наследницей модели Electra 927 Be — акустическими системами Electra 1027 Be.

     

       “Тысячная” серия Focal появилась в продаже осенью 2005 года и на тот момент включала в себя тестируемые нами сегодня напольные колонки, а также полочные АС с индексом 1007. Позднее к ним добавились: АС центрального канала, surround колонка и сабвуфер, а также встраиваемая АС и флагман этой линейки, модель 1037, которую мы тестировали года полтора назад. Так что же побудило французских разработчиков вернуться к той “юбилейной” идее? Неужели новое — это все-таки хорошо забытое старое?

    Focal Electra 1027 Be   И да, и нет. Попробуем разобраться на примерах. Каким образом была создана та limited edition серия? Были взяты стандартные АС серии 900, в которые установили бериллиевые твитеры от Utopia — и в связи с этим пересмотрели конструкцию разделительных фильтров. Правда, от использования полноценного ВЧ-динамика серии Utopia (под индексом TBU) все-таки пришлось воздержаться по финансовым соображениям, поэтому создали его версию с аналогичным диффузором, но упрощенной магнитной системой (т.н. TCE). А что же мы имеем сейчас?

       Из предыдущей серии в новую практически без изменений перешли только СЧ и НЧ-динамики с диффузорами из многослойного композита W (формованная мелкодисперсная пена + стекловолокно на тканом каркасе). Более подробно об этой и других технологиях можно прочитать в наших предыдущих публикациях о продукции этой компании, я же постараюсь сосредоточиться на отличиях в конструкции и качестве звучания данных АС.

       Так вот, корпус был полностью спроектирован заново (при участии французского дизайнерского бюро Pineau & Le Porcher). Его главной отличительной особенностью стала выгнутая передняя панель из MDF толщиной 50 мм, эффективно препятствующая возникновению внутренних стоячих волн и одновременно способствующая снижению дифракции. Порт фазоинвертора “переехал” с передней панели на днище, обеспечив тем самым меньшее влияние на звук шума воздушной струи и меньшую же зависимость от положения АС в помещении ипрослушивания относительно стен. И это не говоря уже про улучшения чисто эстетического характера. В итоге по уровню 6 дБ АС начинает работать уже с 30 Гц. “Епархия” же СЧ-динамика начинается с отметки в 350 Гц.

       Специально для этой серии был разработан новый твитер с бериллиевым диффузором весом всего лишь 21 мг (версия IAL). Мы уже неоднократно писали о его особенностях, по этому приведу лишь один пример. Если подобный купол изготовить из листа обычной бумаги, он будет весить как минимум вдвое больше — и это притом, что бериллий в 7 раз жестче титана. И еще несколько фактов. Его резонансная частота — 680 Гц, чувствительность — 95 дБ, а подвес изготовлен из сверхлегкого полиуретана марки Poron. Все это позволяет ВЧ-динамику работать в диапазоне почти пяти октав!

       Вот мы и подошли к различиям. Ранее разделительный фильтр ограничивал нижнюю рабочую частоту твитера на значении 2800 Гц, а сейчас он начинает работать уже с 2 кГц. Суммарная разница — почти в октаву. Повысилась также максимальная подводимая мощность усилителя, что, с учетом комплексного характера нагрузки, не может не радовать: АС благосклонно отнесутся скорее к мощному транзисторному усилителю с высоким выходным током и солидным запасом по питанию, нежели к однотактной ламповой эзотерике. Наконец, на 5 кг увеличилась масса колонки, что косвенно может свидетельствовать о большей инертности корпуса. Остается добавить, что данные акустические системы не имеют магнитного экранирования и собраны, как несложно догадаться, во Франции.

     

    Прослушивание

       Модель 1027 Be подкупает сочностью и энергичностью звучания, которое способно заполнить большое пространство. Акустическим системам присущ напор, но музыка воспроизводится без агрессивности, раскованно и точно. Частотный спектр выверен. Звуковая сцена объемна и прозрачна. Перейдем к конкретным примерам.

       Сборник лучших достижений хитов британских музыкальных эксцентриков Madness (1) звучит раскрепощенно и, не побоюсь этого слова, Focal Electra 1027 Beозорно. Вся ритм-секция, куда входит и рояль (иногда “препарированный”), слегка выдвинута на авансцену. Это подчеркивает затейливую ритмику музыки ска, когда, например, ритм-гитара акцентирует четные доли, а бас — нечетные. Вокал и духовые инструменты, которым в ска отводится основная роль, четко локализованы. Их звучание натурально, без искажений на пиках громкости.

       Подборка танцевальных композиций в стилях итало диско и синти поп (2), выпущенная испанским лейблом Blanco y Negro, радует богатством синтетических тембров и разнообразием ударных патчей раритетных драм-машин. Благодаря разрешающей способности АС и достоверной передачи звука можно без труда различить, какая модель грув-бокса или синтезатора использовалась в том или ином треке.

       Иная акустическая среда представлена на диске камерного ансамбля “Солисты Санкт Петербурга”, руководимого Михаилом Гантваргом (3). Коллектив, отметивший в прошлом году двадцатилетие творческой деятельности, в свое время выпустил на диске цикл концертов Вивальди “Гармоническое вдохновение”. И эту запись в интерпретации Electra 1027 Be отличают насыщенность, прозрачность и сбалансированность. Воздушность струнных в высоком регистре согласуется с сочностью и физически ощутимой тяжеловесностью басовой линии.

    Focal Electra 1027 Be   Концертная запись биг-бэнда великолепного американского барабанщика Бадди Рича “Big Swing Face” (4) соответствует своему названию. Это — тотальный свинг. АС воссоздают атмосферу живого выступления, когда музыка, кажущаяся идеально подогнанной и выверенной, рождается в данную секунду, и каждое ее мгновенье неповторимо. Джазовая звукозаписывающая фирма Blue Note в 1996 г. безукоризненно выполнила пересведение фонограммы 1967 года. Прозрачность и локализация заслуживают высочайшей похвалы, и колонки без потерь доносят до слушателя результат кропотливой работы звукорежиссеров. Пожалуй, любой восторженный эпитет в адрес этой записи, ее создателей и самих музыкантов не будет лишним. Прекрасен сам Бадди Рич, его филигранно сыгранные скорострельные пассажи, изобилующие “сдвинутыми” триолями. Прекрасны музыканты его оркестра. Любопытно услышать игру тогда еще молодых и поныне здравствующих солирующих саксофонистов Jay Corre и Ernie Watts, а также непринужденную беседу Рича со зрительным залом в перерывах между номерами.

       Прозрачность и реалистичность — неоспоримые достоинства этих АС. Динамические перепады воспроизводятся без искажений. Особенностью данных колонок является и то, что они без труда способны озвучить большое помещение, при этом исполнители лучше локализуются, когда слушатель находится на достаточном отдалении от источников звука. Это следует учитывать при инсталляции систем.

     

    Контрольный тракт

    • CD-транспорт Weiss Jason;
    • Цифро-аналоговый конвертор Weiss Medea;Focal Electra 1027 Be
    • предварительный усилитель Pass Labs X 2.5;
    • моноусилители мощности Lamm M1.1;
    • кабель цифровой Harmonic Tech CyberLink Silver;
    • кабели межблочные Harmonic Technology Truth Link, Nordost SPM Reference;
    • кабели акустические Siltech Classic SQ  110 Mk2;
    • кабели сетевые ISOL 8 IsoLink3;
    • стойка для аппаратуры Sonus Systems Elite 1350.

     

    Музыкальный материал

    • Madness. Ultimate Collection (Hip_O, 069 490 6992)
    • I Love Synthesizer Dance, Vol.3 (Blanco y Negro, MXCD 1474 C)
    • Камерный ансамбль “Солисты СанктПетербурга” (CDMAV 153)
    • Buddy Rich Big Band. Big Swing Face (Blue Note Records, 37989)

     

    Вывод

       Акустические системы Electra 1027 Be — безусловное достижение французских инженеров. Конструктивные нововведения наделили колонки сочным, раскрепощенным звуком. Эта раскрепощенность положительно сказывается на эмоциональном восприятии. Неиссякаемая энергия, лирический мелодизм, безудержное веселье или светлая грусть музыкальных композиций передаются слушателю, делая его непосредственным участником исполнительского процесса.

     

     

    Алексей Попов журнал АудиоМагазин 6 2008