Черный обелиск. Комплект Densen: CD-проигрыватель BEAT B-400XS, предварительный усилитель BEAT В-250, усилитель мощности BEAT В-350

04.12.2005 Возврат к списку Просмотрено: 4269 раз

  • DENSEN   “Это была… плита из какого-то черного вещества… Форма ее была абсолютно симметрична, грани остры, а черный цвет настолько глубок, что плита, казалось, поглощала все падавшие на нее световые лучи. Поверхность — совершенно ровная и гладкая. И невозможно было понять, из чего она сделана — из металла, камня, пластика или из материала, вообще не известного человеку”.

    Артур Кларк “2001: Космическая Одиссея”

     

     

    DENSEN   Современная домашняя аппаратура для звуковоспроизведения в последнее время становится все больше похожа на какой-то жуткий гибрид медицинской и военной техники. Существует и другой подход: уделить все внимание (а заодно и средства) содержанию, а форму оставить свободной от дизайнерских изысков и функционального излишества. Именно такой вариант оформления техники предлагает нам датская компания Densen в своем по сути дела флагманском комплекте. Никто не говорит, что эта техника внешне не привлекательна, тем более что поклонников минималистичного hi-tech хватает, но очевидно, что основные силы разработчики сосредоточили именно на главном — на качестве звучания. Давайте познакомимся с нашими сегодняшними героями поближе.

     

     

    Проигрыватель компакт-дисков Densen BEAT B-400XS

       Это уже третий источник в истории фирмы (после В400 и В400Plus; к слову сказать, любой из них можно довести до уровня XS). В его основе лежи тпривод Sony со стеклянной оптикой, улучшающей качество считывания информации и увеличивающей срок службы устройства. Используются 2 микропроцессора, один из которых отвечает только за считывание и передачу информации, а другой — за все остальные функции (дисплей, управление, размагничивание звуковой схемы системой DeMagic и т. д.). Таким образом, исключается вероятность сбоев при передаче данных. Тактовый генератор, по заверениям разработчиков в пре-релизе, способен обеспечить точность на уровне 1 ppm (забавно, что в окончательном релизе эта цифра уменьшилась до нуля — не иначе как довели схему до ума). При желании, процессор можно “перепрошить” с помощью компьютера и специального разъема на задней панели проигрывателя либо же просто заменить.

    DENSEN BEAT B-400XS   Существует также возможность использовать проигрыватель в качестве транспорта: как через обычный коаксиальный выход на разъеме BNC, так и через специальный разъем DSub 9 по собственной шине данных (в расчет ена будущий ЦАП от Densen). Из полезных функций стоит отметить инвертирование абсолютной фазы сигнала и выключение дисплея. Но самое главное отличие данного проигрывателя от конкурентов заключается в его ЦАПе. В отличие от других разработчиков, которые стремятся в основном оптимизировать конвертацию полученных данных, датские инженеры сосредоточились, прежде всего на улучшении исходного сигнала. Созданная ими технология называется PlusBit, и непосредственно в данном аппарате она позволяет увеличивать разрешение исходного сигнала до 17 бит, то есть фактически вдвое. Для устранения возможных фазовых сдвигов используется два независимых ЦАПа, по одному на канал. Предусмотрено декодирование HDCD. В блоке питания проигрывателя применены два трансформатора по 20 ВА и конденсаторы общей емкостью 25000 мкФ.

     

    Предварительный усилитель Densen BEAT В-250

    DENSEN BEAT В-250   Две основные задачи любого предварительного усилителя — коммутация и изменение громкости. Посмотрим, как они реализованы в данном случае.

       Громкость регулируется прецизионным аттенюатором, изготовленным на базе металлопленочных резисторов Vishay, которые переключаются с помощью реле, управляемых микропроцессором. Подобная конструкция практически не имеет собственных шумов и обладает крайне малым уровнем искажений. Диапазон регулировки — 200 шагов по 0,5 дБ, при этом разбаланс между каналами ничтожно мал даже на низких уровнях. Выходной каскад реализован по принципу “двойное моно”. В блоке питания установлены 3 трансформатора по 20 ВА, общая емкость конденсаторов составляет 100000 мкФ.

       Что касается возможных изменений заводской версии, то в данный аппарат можно установить плату окружающего звучания SA (выбрать один из двух уровней качества схемы), ММ- и МС-фонокорректоры, а также подключить внешний блок питания DNRG. Система DenLink позволяет использовать этот предусилитель в multiroom-инсталляциях.

       Относительно обоих вышеописанных аппаратов хочу сказать, что эргономика клавиш оставляет желать лучшего, как в плане тактильных ощущений от нажатия, так и в том, что касается интуитивной понятности их расположения. Создается ощущение, что производитель всеми силами подталкивает владельца этой техники к покупке фирменного ПДУ Densen Gizmo в металлическом корпусе. Пульт этот не дешевый, достаточно тяжелый и также не может похвастаться разнообразием кнопок. Его конек — уникальная мощность излучателей сигнала, которая позволяет управлять техникой практически из любого положения и с достаточно большого расстояния.

     

    Усилители мощности Densen BEAT В-350

    DENSEN BEAT В-350   Данные моноблоки являются флагманами усилительной линейки компании. Аппараты изготовлены с активным использованием поверхностного монтажа, причем элементы расположены на двухсторонней печатной плате из тефлона с точностью до 0,02 мм и пропаяны серебросодержащим припоем в атмосфере из азота, чтобы предотвратить окисление. Все сигнальные проводники расположены на одной стороне платы, а “земляные” — на другой, что позволяет избежать интерференции при передаче сигнала.

       В источнике питания установлен трансформатор на 750 ВА и конденсаторы общей емкостью 100000 мкФ. Однако до серийного выпуска этой модели производитель заявлял следующие цифры: 1000 ВА и 150000 мкФ. Что это: разумная экономия или более тщательный подбор комплектующих без оглядки на цифры, но с учетом звуковых особенностей? Так или иначе, все конденсаторы расположены не в одном банке, некоторые из них установлены непосредственно рядом с выходным каскадом, что облегчает получение необходимой энергии. Все резисторы — металлопленочные Vishay с лазерной подгонкой, чем обеспечивается точность 0,1%. Еще одной важной чертой является отсутствие какой бы то ни было обратной связи и крайне низкое выходное сопротивление.

       Благодаря наличию переключателя чувствительности входного каскада, усилители могут работать как с предусилителем, так и непосредственно с источником сигнала и пассивным регулятором уровня. Разъем DSub 15 обеспечивает дистанционное включение/выключение аппаратуры. Возможна установка внутреннего кроссовера SAXO для использования в системах с полосным усилением.

     

    Пристрелка

        Лабораторные испытания показали, что CD-проигрыватель Densen BEAT B400XS снабжен корректно работающей схемой деэмфазиса, которая не вносит искажений в музыкальный сигнал. К сожалению, оценить влияние HDCD декодера на диски, записанные без этой технологии, не представлялось возможным. Ходят слухи, что если через подобный декодер проходят все сигналы, считанные с диска, то на обычных записях это приводит к незначительному уменьшению разрешения и фокусировки.

    DENSEN BEAT В-350   В теории любой проигрыватель, благодаря избыточному и помехоустойчивому кодированию информации на CD, должен уметь полностью восстанавливать данные при физической потере до 2,47 мм любой дорожки и интерполировать их при потере до 8,5 мм дорожки. На практике подобного почти никогда не наблюдается. На что же способен данный привод? Проблемы начинаются при потере 2,4 мм дорожки, на слух это воспринимается, как отдельные “клики”. При увеличении выпадений “клики” слышны практически постоянно, вдобавок периодически пропадает звук и останавливается счетчик времени. Учтите, что расстояние между дорожками при этом эксперименте было минимально допустимым и составляло 1,5 мкм, а потери повторялись дважды. Результат этот на самом деле очень хороший — немногие аппараты способны на подобную стойкость.

       Однако защищенность привода от внешних воздействий следует признать посредственной. Даже при легких горизонтальных колебаниях (вроде постукивания пальцем по боковой стороне), он тут же начинал сбиваться, а тои замолкать на секунду-другую. Потенциальному покупателю стоит задуматься о хорошей виброзащищенной стойке под аппаратуру.

       К сожалению, аппарат не имеет цифровых входов (а жаль, можно было бы запустить на него звуковую PCM дорожку с того же DVD-проигрывателя, например, чем значительно ее“облагородить”), поэтому оценить музыкальные свойства его привода нам не удалось. Итак, способность проигрывателя считывать информацию мы проверили, теперь попробуем испытать его в роли транспорта, а заодно оценить работу встроенного ЦАПа по сравнению с внешним.

       В качестве последнего я использовал Chord Choral DAC64 second generation, аппарат, прямо скажем, недешевый. Подключение осуществлялось цифровым “коаксиалом” с разъемами BNC, при этом в ЦАПе для снижения возможных временных ошибок при передаче данных от транспорта был задействован буфер с собственной синхронизацией.

    Фрагмент Сонаты для флейты ре мажор Сергея Прокофьева (диск 1) позволяет оценить прозрачность звуковой сцены и фокусировку инструментов. У меня не повернется язык в чем-то обвинить Chord, но факт остается фактом — в полной системе Densen прозрачность была несколько выше, чем при использовании внешнего ЦАПа. Флейта действительно позиционировалась необычайно четко, о привязке к АС не могло быть и речи.

       Сразу хочу сказать, что на основной недостаток некачественных ЦАПов, а именно — на зернистость ВЧ, ни в том, ни в другом варианте подключения не было даже намека.

       Неповторимый вокал Клер Марло (диск 2) в композиции “Too Close”окружен целым набором разнообразных инструментов. Прямо за ней расположена бас гитара, позади которой находится ударная установка. Гитаристы справа и слева, а за ними и еще дальше к краям — перкуссия и шейкер. Да, чуть не забыл аккордеон чуть левее и позади вокалистки. К чему столь подробное перечисление? Да к тому, что все эти инструменты совершенно четко позиционировались на звуковой сцене — как минимум на три плана в глубину и намного шире, чем были расставлены АС. В варианте без внешнего ЦАПа сцена казалась немного стабильнее и правдоподобнее.

       Ритм звукоизвлечения — тоже немаловажный аспект качества цифрового источника сигнала. Его удобно оценивать на композициях, в основе которых есть крепкая связка “ударная установка + бас гитара”. Именно такое сочетание можно найти у Джуниора Уэллса (диск 3) в песне “Use me”. Вокалист стоит строго по центру, позади и чуть левее — бас, за ним, опять в центре, ударник. Слева синтезатор, справа гитарист. Если вы не начнете подпевать и притопывать ногой уже с первых секунд — значит, вы мертвы. Или у вас проблемы с техникой.

       Попытаюсь обобщить услышанное.Звук Chord Choral DAC64 местами пособраннее и, возможно, очерчен более точно. Но штрихи эти крупные и прямые. Он, в соответствии с нескромной внешностью самого ЦАПа, абсолютно конкретен и прямолинеен. Разночтений в его трактовке быть не может. Он не жалеет красок и хочет понравиться с первой минуты, но если начинаешь анализировать, то возникают вопросы. Быть может, Densen и не отвечает на них, но по крайней мере он предоставляет свою версию происходящего. В итоге было решено оставить тестируемый проигрыватель без посторонней помощи, как наиболее подходящий для нужд данного комплекта. Пусть уж будет семейный подряд. А ЦАП Chord подождет, тем более что у него есть собственный совершенно “чумовой” транспорт, уникальный способ передачи цифровых данных и в довершение всего — полноценные балансные выходы.

    DENSEN BEAT В-350   Вклад в звучание системы предварительного усилителя Densen BEAT B250 оценивался простым, но достаточно эффективным методом. Сначала с помощью вольтметра на нем был установлен единичный коэффициент усиления относительно выходного уровня проигрывателя (для справки: это число 179, разброс по уровню выходного напряжения с плейером приэ том составил менее 1%). Затем был подобран диск с фонограммой, обладающей достаточно низким уровнем записи, поскольку максимальная громкость обозначена на предусилителе числом 200, а это уже очень много и не всегда безопасно для АС. Им стал уже старенький, но легендарный по качеству звучания альбом “Dark Side Of The Moon” (диск 5).Хочу сразу предупредить, что в подобном эксперименте не стоит пытаться оценивать улучшения, возникающие при добавлении в тракт предусилителя, наоборот, основная цель — убедиться, что появление “преда” не приводит к ощутимому ухудшению звучания. Недостаточно качественный аппарат вполне способен нанести непоправимый вред ясности и прозрачности звучания, проработке сцены, детальности. С одной стороны, можно долго рассуждать о совместимости выходного и входного сопротивлений различных аппаратов, об их токах и напряжениях, с другой — исключение из тракта целого ящика активных элементов и как минимум пары межблочных кабелей к фатальным ухудшениям привести недолжно.

       Так и произошло. Изменения обнаружились лишь в некоторых нюансах и при этом были достаточно незначительны. Если рассуждать логически, ничего удивительного в этом нет, поскольку, согласно заверениям производителя, выходные каскады и у проигрывателя, и у предварительного усилителя выполнены в виде 6-ваттного усилителя без обратной связи, работающего в классе А. На мой субъективный взгляд, с предусилителем чуть улучшилось разрешение на СЧ, немного структурировался НЧ-диапазон (партии ударных и бас гитары), изменилась в положительную сторону макродинамика. Но еще раз повторю: все эти изменения в количественном выражении имели крайне малые величины. Скажем, разница в звучании одного и того же материала, записанного с одинаковым качеством на два CDR от разных производителей, и то бывает слышна гораздо сильнее. Промежуточный итог: отдельно взятый предусилитель Densen как минимум очень хорош!

       Единственный вариант, который не пришелся мне по вкусу,— это подключение усилителей мощности по высокочувствительному входу с использованием проигрывателя и пассивного регулятора громкости стороннего производителя. Существенно пострадала структурная целостность звучания, в первую очередь это коснулось НЧ-диапазона. Ну что ж, вот еще один довод в пользу системного подхода.

       Основной целью нашего мероприятия было тестирование связки “предусилитель + моноблоки” с использованием в качестве источника “родного” проигрывателя. Предварительные испытания показали, что данная система вполне жизнеспособна и не нуждается в помощи дополнительных аппаратов.

     

    Качество звучания

       Итак, комплект. Все кабели подключены, полярности проверены, система прогрета и ждет своего часа.

       У меня более чем достаточно любимых записей, звучание которых я изучил досконально, и об их нюансах готов говорить часами, но объективность тестирования призывает меня пользоваться общеупотребительными дисками, чтобы любой желающий мог сопоставить мое мнение со своим, сложившимся при прослушивании собственной системы. Одним из таких“ инструментов” является “The Ultimate Demonstration Disc” от CheskyRecords. В буклете к нему подробно описаны практически все аспекты качественного звучания, и что самое важное — каждый из них проиллюстрирован соответствующей композицией. С учетом того, что я неоднократно слушал этот диск на гораздо более дорогих системах, могу сказать: в данном случае он был пройден на “пятерку” лишь с небольшим минусом. Тест на динамический диапазон заставил меня вслушаться более пристально, а не просто наслаждаться музыкой. Чтобы развеять или подтвердить свои сомнения, я вновь обратился к своей коллекции.

    DENSEN BEAT B-400XS   Авангардная музыка японского трубача Тошинори Кондо (диск 4) и его группы International Music Activities (IMA) базируется на традициях национальной культуры с привлечением современных электронных технологий. Студийная запись позволяет беспристрастно оценить динамические возможности системы воспроизведения. Особенно показательны партии медных духовых, которые даже на высоком уровне громкости должны оставаться кристально чистыми. Композиция “LastLost” была прослушана дважды — при нормальном и максимально допустимом (с точки зрения АС) уровне. Не было и намека на жесткость и резкость, вдобавок, звуковая сцена оставалась незыблемой в плане локализации КИЗ. Усилители отлично контролируют АС даже в самых нижних регистрах.

       И последняя на сегодня композиция — соло на ударных с диска 6. Она также была прослушана дважды, на разной громкости. Можно смело утверждать, что переключение громкости не приводило к изменениям ни в тональном балансе, ни в динамических характеристиках. Удары барабана продолжали оставаться импульсивными и глубокими, с хорошей передачей энергетики. Думаю, что доказательств более чем достаточно, перейдем к выводам.

     

    Контрольный тракт

    • Акустические системы ProAc Response 2.5, Totem Acoustic Wind;
    • Цифро-аналоговый ковертор Chord Choral DAC64 second generation;
    • межблочные несимметричные кабели Nordost Valkyrja;
    • кабели к АС Nordost Valhalla;
    • цифровые кабели Siltech Mxt Professional Stokholm (BNC);
    • сетевые кабели Siltech SPX-20

     

    Музыкальный материал

    • Stereophile Test CD2 (Stereophile STPH 004-2)
    • Clair Marlo. “Behaviour Self” (Wildcat Records 9208)
    • Junior Wells. “Everybody’s Gettin Some” (Telarc CD 83380)
    • Toshinori Kondo. “Human Market” (Jaro 4146-2)
    • Pink Floyd. “Dark Side Of The Moon” (Mobile Fidelity Sound Lab UDCD 517)
    • Billy Cobham’s Glassmenagerie. “Stratus” (inakustik 016813)
    • Pierre Verany Digital Test (Pierre Verany PV788031/32)
    • XLO/ Reference Recordings. Test & Burn-In CD (RX-1000)

     

    Вывод

       Как оказалось, многие западные издания не зря сравнивают технику Densen с аппаратурой другой легендарной марки — на этот раз с берегов туманного Альбиона. Речь идет о культовой фирме Naim. И той, и другой присуща подлинная эмоциональность. В данном комплекте содержание явно превалирует над формой, а музыкальность — над сухими цифрами ТТХ. Если же переходить к частностям, то проигрыватель честно выполняет возложенные на него функции источника сигнала, при этом в его звучании детальность и разрешение мирно уживаются с вовлеченностью. Предусилитель безупречно прозрачен для звука и вдобавок очень функционален, как в базовой конфигурации, так и с учетом будущих апгрейдов — собственно “преда” и всей системы в целом. Ну а моноблоки и вовсе вызывают восхищение. Что тут можно еще добавить? Мои настоятельные рекомендации!

       P.S. Я не удержался от соблазна и решил попробовать эти незаурядные усилители со своими достаточно капризными АС Vienna Acoustics Mahler. Честно скажу, результат превосходный! Безупречный контроль за сложной нагрузкой даже при высоком уровне громкости, не говоря уже про почти образцовые прозрачность, детальность и, самое главное, непревзойденную музыкальность.

     

    Максим Семейкин журнал АудиоМагазин 4 2005