Теченью моды вопреки. Тест CD проигрывателей.

22.07.2010 Возврат к списку Просмотрено: 5341 раз

  • MOON CD1   Кен Ишивата, человек в AV-мире авторитетнейший, в эксклюзивном интервью нашему журналу, заявил категорически: слушать CD на бюджетном DVD-проигрывателе значит обеднять музыкальные впечатления. В этом вопросе мы с ним полностью согласны. DVD-проигрывателю, в котором видеоцепи тесно соседствуют (и неизбежно взаимодействуют) с аудиотрактом, трудно соперничать со специализированным аппаратом по чистоте спектра выходного сигнала, уровню шума и другим параметрам, определяющим важнейшую характеристику — естественность звучания. Согласитесь, по современным меркам характеристики потока CD-DA (16 бит/44,1 кГц; 1,3 Мбит/с) высокими не назовешь, однако результат его качественной расшифровки устраивает даже аудиофилов. Не в этом ли секрет долголетия формата? Основной соперник «компакта», SACD, при вроде бы гораздо более солидной информативности не дает кардинального, т.е. заметного для неподготовленных потребителей улучшения качества звучания. При таком положении вещей нынешняя ситуация с CD-проигрывателями кажется вполне закономерной. Функции недорогих моделей взяли на себя DVD-плейеры, зато в классе Hi-Fi и High End число специализированных аппаратов отнюдь не уменьшается. Отсюда необходимость провести обзорный тест этого сегмента рынка и показать потребителю, на что он вправе рассчитывать. При этом требования к участникам предельно простые и очевидные. Во главу угла ставится качество звучания — умение создать пространственную аудиокартину с точной локализацией и естественным воспроизведением, как вокала, так и инструментов независимо от музыкального жанра. Прослушивать претендентов мы будем с линейного стереовыхода, т.е. доверим цифроаналоговое преобразование ЦАП'у проигрывателя (это наиболее целесообразный подход, исключающий преобразование данных с CD в формат S/PDIF, что может отрицательно сказаться на звуке). В связи с этим приветствуется наличие балансных выходов. Одновременно мы будем обращать внимание на конструкцию как самого проигрывателя, так и пульта дистанционного управления, а также на удобство работы с ним. Верхним ценовым пределом назначаем 85 тыс. руб.

     

    MICROMEGA CD30

    Конструкция.

    MICROMEGA CD30   Приемник CD находится слева, дисплей — справа, а точно на ось симметрии корпуса выведен светодиод режима Standby. Как видим, аппарат имеет традиционную компоновку. Корпус (в том числе и передняя панель) выполнен из черненого матового алюминия, края чуть скруглены, что в совокупности с мягкой голубой индикацией придает модели необычайную элегантность. Режим Standby подразумевает, что питание на цепи подается; для полного отключения машины служит выключатель на задней панели. Там же находятся линейный несимметричный выход аналогового стереосигнала (2xRCA) и коаксиальный выход «цифры». Итого, в тылу всего три гнезда-«тюльпана».

       Под дисплеем располагаются шесть кнопок. Четыре отвечают за основные режимы воспроизведения, по нажатии пятой открывается лоток, а вот шестая... Помеченная словом Mode она действительно меняет показания дисплея, но совсем не так, как можно предположить. При ее помощи включается дешифратор CD Text, и данные о времени трека заменяются бегущей строкой с его названием. Еще один таинственный элемент передней панели — надпись HD Audio. Она означает, что перед превращением в аналог сигнал с CD претерпевает трехкратную передискретизацию (частота выборки возрастает до 132,2 кГц, что по идее должно способствовать более точной передаче нюансов записи).

     

    Функции.

       Помимо уже упомянутого CD-текста на дисплей выводится истекшее или текущее время как трека, так и всего диска. Записи можно слушать в случайном или запрограммированном порядке, а также бесконечно повторять выбранный фрагмент трека.

     

    Управление.

       В комплекте с проигрывателем поставляется системный пульт ДУ, питающийся от четырех ААА-батареек и рассчитанный на управление «родными» аудиопроцессором, интегральным усилителем и тюнером. В связи с этим на пульте много кнопок, причем одинаковых (лишь клавиши выбора управляемого устройства помечены цветом). Несмотря на это, не все функции доступны с пульта (в частности, невозможно включить или выключить воспроизведение CD-текста). Зато отключением дисплея заведуют две кнопки! Короче говоря, овладеть таким ПДУ в совершенстве удастся далеко не сразу.

     

    Рекомендации.

       Аппарат продемонстрировал эффектное «воздушное» звучание без нарочитой облегченности — бас был четко очерчен. Проигрыватель умело выстраивает звуковую картину, однако бывает чересчур хладнокровен при воспроизведении мужского вокала, как бы приравнивая его к остальным инструментам. Смеем надеяться, что этот эффект пропадет при подключении аппарата к «родному» усилителю. В связи с этим рекомендуем CD-30 тем, кто собирается обзавестись электроникой от одного производителя — Micromega.

     

       Неравномерность АЧХ практически точно соответствует среднему показателю в подборке (спад, начинающийся с 10 кГц, ничтожен). График KHИ представляет собой горизонтальную прямую, практически совпадающую с осью абсцисс (даже на максимуме он меньше 0,002%). Отношение сигнал/шум на 1 кГц достаточно высокое (138 дБ), но его взвешенная величина во всем звуковом диапазоне получилась самой низкой в тесте (68 дБ). Тем не менее в спектре выходного сигнала заметна лишь одна разностная гармоника на уровне -100 дБ. На -80 дБ искажения превышают 3,5% — величина близкая к самой высокой по тесту.

     

    MOON CD 1

    Конструкция.

    MOON CD1   Притягивает взгляд «зеркальная» компоновка передней панели: дисплей (с крупной индикацией красным) находится слева, а CD-транспорт — справа. Передняя стенка приемника для дисков имеет малую высоту, что вкупе с тонким пластиком самого лотка создает впечатление очень «нежной» конструкции. Одно чрезмерное усилие может привести к катастрофе.

       Кнопки управления расположены в канавке, зрительно отделяющей их от остальной поверхности фасада (сформирована и четко выражена рабочая зона). Клавиша Eject находится несколько поодаль, что исключает ее ошибочный выбор. По нажатии кнопки Standby проигрыватель только «засыпает» — гаснет индикация, но питание на всех цифровых и аналоговых цепях сохраняется, дабы аппарат всегда был готов продемонстрировать все, на что способен. Для его полного отключения нужно воспользоваться тумблером на задней панели. С ним соседствуют мини-джеки управляющей шины Simlink и вход дополнительного ИК-приемника (можно установить плейер в закрытую стойку или управлять им из другого помещения). Чтобы аппарат без проблем вписался в многокомнатную систему, предусмотрен интерфейс RS-232. Также в наличии оптический и коаксиальный выходы цифрового аудио и, разумеется, линейный стереовыход. Под капотом установлены компоненты аудиофильского качества, в том числе ЦАП 24 бита/192 кГц от Burr-Brown. Поток данных с CD преобразуется сигнал с восьмикратной передискретизацией (24 бита/352,8 кГц), что, по заявлением разработчиков, позволяет эффективно бороться с джиттером.

     

    Функции.

    MOON CD1   Широкий выбор. Можно повторить трек или диск, слушать номера в случайном или запрограммированном порядке, выводить на дисплей текущее или оставшееся время как воспроизводимого трека, так и всего диска. Управление. Пульт дистанционного управления очень похож на те, какими комплектовались телевизоры Funai в период расцвета этой некогда «народной» марки. Он эллипсоидный в сечении, хорошо лежит в руке, синие надписи неплохо читаются. К сожалению, наиболее часто используемые кнопки не отличаются от остальных, что может на первых порах озадачить пользователя.

     

    Рекомендации.

       Бескомпромиссный конструкторский подход сказался на звучании самым благоприятным образом: пожалуй, ни одному из участников теста не удалось столь явственно передать глубину звуковой сцены. Фазовые искажения, по всей видимости, здесь ничтожны, поэтому образы получаются очерченными на редкость четко. Воспроизводя даже симфоническую музыку, проигрыватель умудрялся столь четко расставить инструменты по местам, что при желании можно было различить каждую скрипку. Великолепный аппарат для любителей как классической, так и популярной музыки.

     

       Неравномерность АЧХ укладывается в коридор шириной всего 0,28 дБ (наилучшая величина в подборке). KHИ за поведение ставим твердую пятерку (он остается ничтожно малым во всем диапазоне). Так же можно характеризовать и дисбаланс по каналам (0,01 дБ это практически ничто). Соотношению сигнал/шум во всем диапазоне (93 дБ) большинство участников теста могут только позавидовать. Уровень переходного затухания очень высок (порядка 80 дБ). Спектр выходного сигнала практически свободен от наводок. Единственное, что не удалось проигрывателю, — реалистично воспроизвести сигнал -80 дБ.

     

    Результаты.

       Тестирование порадовало: выяснилось, что у CD-проигрывателя, чья конструкция вроде бы давно устоялась, еще не исчерпаны резервы совершенствования. В частности, несколько соискателей оборудованы схемами повышения частоты дискретизации исходного сигнала. Фактически этот процесс повышает точность цифро-аналогового преобразования, уменьшая резкость звучания, за которую любители винила ругали «компакт» со времени его появления на свет. Известно, что аналогичная манипуляция с видеосигналом в DVD-проигрывателе (повышение разрядности ЦАП) сказывается на качестве картинки самым благоприятным образом. А как передискретизация повлияла на звучание, рассмотрим ниже.

     

    Звук.

       Общее впечатление — самое благоприятное. Все участники теста звучат естественно, открыто, комфортно. Разница ощущалась в нюансах, но за эти самые «мелочи» аудиофилы обычно и платят большие деньги. Exposure с большим пиететом относится к вокалу, подчас за счет локализации инструментов, находящихся близ середины звуковой сцены, т.е. именно рядом с вокалистом. Проблема может быть решена путем использования акустики с коаксиальным размещением СЧ- и ВЧ-драйвера. Harman Kardon запомнился энтузиазмом, с которым подходил к передаче напора и динамики. К сожалению, в порыве энтузиазма он мог допустить ошибки, озвучивая сложные симфонические композиции (попробуйте подключить его по балансному выходу). Micromega отличилась «воздушным» звучанием, не забывая при этом четко очерчивать бас. Ее хладнокровие при подходе к музыке любого жанра обрадует тех, кто полагает, что роль стереосистемы — донести до слушателя замысел музыкантов без всяких прикрас. QUAD — чемпион по точности локализации, как инструментов, так и вокала. Однако наибольшее впечатление на экспертов произвела машина от Sim Audio. Ее звучанию присущи все перечисленные достоинства собратьев по тесту плюс некая «изюминка», присущая только этому аппарату. Не станет преувеличением напыщенный эпитет «кристальная чистота». Действительно, аппарат создавал картину с такой богатой микродинамикой, что не хотелось прекращать прослушивание. YBA понравится многим уверенностью в передаче звукового материала и тактичным стремлением исправить ошибки, допущенные при записи. Аппарат Yamaha, стоящий в несколько раз меньше, чем конкуренты, практически от них не отстал. Да, он несколько отстает от наиболее «бескомпромиссных» (в первую очередь, по цене) соискателям, но только при воспроизведении необъятных по динамическому диапазону симфонических произведений. При исполнении рок- и поп-композиций он способен дать фору многим гораздо более дорогим «игрушкам».

     

    Конструкция.

       Среди участников теста были аппараты практически любой компоновки: от традиционной — слева лоток, справа дисплей (Exposure, Micromega, QUAD) до «обратной» у Sim Audio и с центрально расположенным транспортом (Harman Kardon, Yamaha, YBA). «Центральный» вариант считается наиболее помехозащищенным, (транспорт отделяет блок питания от основных цепей). Наиболее широкие коммутационные возможности у QUAD и Harman Kardon (НК): эти модели позволяют использовать внутренний ЦАП для обработки цифрового сигнала с внешнего источника, поэтому оборудованы цифровыми входами (по три обоих типов у QUAD и по одному у НК). Harman примечателен еще и тем, что единственный в тесте имеет балансные выходы, вход/выход внешнего ИК-приемника и гнездо для подключения фирменной аудиошины HRS-Link (нечто вроде звукового HDMI: подключите по HRS-Link проигрыватель к усилителю, и никаких других соединений не потребуется). QUAD тоже оснащен интерфейсом фирменной шины, но только для организации комплекса с общим управлением. Sim Audio и YBA оборудованы гнездом RS-232 для работы в составе многокомнатной системы. Минимальный коммутационный аудионабор у Micromega и YBA (линейный выход и коаксиальный цифровой). Цепи повышения частоты дискретизации сигнала имеются у НК, Micromega и Sim Audio. Yamaha оборудована выходом для наушников, у Exposure коаксиальный выход «цифры» реализован на байонетном разъеме.

     

    Функции.

       Наблюдалась обычная закономерность: чем дороже аппарат, тем беднее он экипирован. Впрочем, возможность слушать треки в запрограммированном порядке или один трек (или диск) до бесконечности обеспечивают все участники, кроме YBA (он запрограммирован только на воспроизведение в случайном порядке). Регулируемый линейный выход есть у QUAD и Yamaha. Отключить дисплей можно у всех моделей, кроме Yamaha, позволяющей лишь уменьшить яркость свечения. CD Text читают НК, Micromega и Yamaha. Последний наделен также множеством возможностей для упрощения перезаписи на кассету (поиск пикового сигнала, синхро-старт и проч.).

     

    Управление.

       Кнопка Eject на передней панели Exposure, Micromega и YBA теряется среди остальных органов управления, поэтому ее легко нажать по ошибке. Наилучшая эргономика «фасада» у НК, Sim Audio и Yamaha. Надписи над органами управления YBA индицируются флуоресцентным дисплеем, причем высвечиваются только символы над теми кнопками, которые активны в данный момент. Пульты Exposure, Micromega, QUAD и Sim Audio командуют и усилителем, поэтому клавиши управления режимами воспроизведения точно такие же, как, скажем, кнопки выбора источника, и могут быть расположены в самом неожиданном месте. YBA вообще не комплектуется пультом штатно. Наилучшая эргономика у пультов НК и Yamaha.

     

    Выбор.

       Поскольку тест обзорный, эксперты стремились не определить лучший аппарат по соотношению качество/цена, а найти область применения каждому соискателю. Модели QUAD и YBA настолько необычны внешне, что будут хорошо смотреться лишь с «родным» усилителем. Остальные можно считать универсальными. Музыкальных предпочтений у них практически нет, но наиболее «всеядным» нам показался великолепно прозвучавший Sim Audio, за что он получает Приз симпатий. Превосходно выступил проигрыватель от Yamaha — при «бюджетной» цене он замечательно звучит и обладает широким функциональным набором. Второй Приз симпатий — в студию!

     

     

    Вячеслав Саввов журнал СТЕРЕО июнь 2009