dCS: извлечь до последнего бита

22.07.2010 Возврат к списку Просмотрено: 3878 раз

   Никто не будет оспаривать утверждения, что мы живем в цифровом мире: трудно найти ту отрасль промышленности или сторону общественной и частной жизни, куда соответствующие технологии еще не проникли. На повестке дня стоит лишь проблема расширения этой сферы и вовлечения в нее все большего количества людей

Цифровая диалектика
Но не следует при этом игнорировать тот факт, что в цифровом виде человеку понятны только чек в магазине или счет в банке. Наши органы чувств «настроены» на аналоговые сигналы, а последовательности импульсов, к продвижению и обработке которых и сводятся цифровые технологии, всего лишь должны указывать в каждый момент времени, какое напряжение или ток нужно создать на том или ином элементе устройства, чтобы создать физическое явление, доступное нашему восприятию.

Казалось бы, все очень просто, но не будем забывать, что процессы кодировки и раскодирования – аналогово-цифровые и цифроаналоговые преобразования – выполняются электронными устройствами, являющимися прямыми наследниками радиотехнических элементов и цепей. То есть все те же аналоговые физические процессы лежат в основе цифровых технологий. Из этого противоречия рождаются многие их недостатки, которые, правда, постепенно преодолеваются.

Все это в полной мере относится к цифровой записи и воспроизведению звука. Этот способ стал доминирующим, а его качество можно назвать вполне достойным, по крайней мере, так считает большинство потребителей цифровой музыки. Но есть достаточно узкий круг энтузиастов, как среди производителей, так и из числа пользователей, которые стремятся достичь лучшего. Усилия большинства High-End-компаний при этом сосредоточены на совершенствовании компонентной базы, стремлении оградить сигналы от внешних воздействий, модернизации схем электропитания, но за основу берутся чипы ЦАП, пусть и самые продвинутые, но выпускаемые серийно.

Зри в корень
Британская компания dCS идет своим путем. Как уже следует из ее названия – data Conversion Systems (Системы преобразования данных) – она сконцентрирована на обработке цифровых потоков. Фирма была образована в 1987 году группой инженеров-электронщиков, специалистов по разработке АЦП и ЦАП, которые применялись в оснащении военных самолетов (бортовые системы наведения) и спутниковой связи; выполнялись также и заказы глобальных корпораций. Но с начала 90-х годов ее интересы стали смещаться в сторону цифровой звукозаписи, и в конце концов dCS переключилась на производство оборудования для звукозаписывающих студий. Имея опыт извлечения информации из-под «шумового порога» при обработке радиолокационных сигналов, специалисты компании оказались готовыми к разработке нестандартных подходов для преодоления физических ограничений аналогово-цифровых и цифроаналоговых преобразований. Первая версия фирменного ЦАП – dCS Ring DAC – появилась в начале 90-х.

Цифровые вехи
Компания зачастую оказывалась первопроходцем на пути продвижения цифровых технологий. Так, первым аудиопродуктом, который выпустила dCS, был 900 ADC – первый в мире 24-разрядный АЦП. В 1993 году студиям был предложен dCS 902 с частотами сэмплирования 88,2 кГц/с и 96 кГц/с, тоже первый в мире.

А первым потребительским продуктом dCS, опять же первым в мире, стал в 1996 году dCS Elgar – ЦАП, работающий с сигналом формата 24 бит/196 кГц. Развивая успех этого аппарата, фирма выпустила пользовательский ЦЦП – dCS Purcell – преобразователь частоты дискретизации. В линейке Verdi впервые для непрофессионального применения было осуществлено преобразование формата PCM в DSD и осуществлена передача 1 бит/2,882 МГц-потока через интерфейс IEEE 1394.

В 2007 году были запущены в производство три серии: Scarlatti, Paganini, Puccini – всего десять моделей. В первых двух – по четыре устройства, образующих CD/SACD-проигрыватели из раздельных компонентов (транспорт, ЦАП, ЦЦП, генератор тактовых импульсов). В линейке Puccini – интегрированный CD/SACD-проигрыватель и аппарат U-Clock, который не только задает тактовую частоту, но и позволяет воспроизводить с помощью встроенного dCS Ring DAC файлы с ПК или сетевых серверов, подающиеся в PCM-формате через USB-порт.

Физическая реальность
Что же, так сказать, физически представляет собой фирма dCS? Увидеть это своими глазами предоставила возможность компании Qvinta – российский дистрибьютор ее продукции. Офис dCS, Ltd. и ее производственные мощности расположены в местечке Грейт Честерфорд в 80 километрах к северу от Лондона. Организационно это закрытое акционерное общество – компанией владеет часть из ее четырнадцати сотрудников. Все подразделения компании – от отдела разработок до бухгалтерии расположены в небольшом двухэтажном здании, экскурсию по которому для нас провел Мартин Рейнольдс, менеджер по работе с клиентами.

Сборка и тестирование аппаратов производятся здесь же четырьмя инженерами. Комплектующие – корпуса, платы, блоки питания и т. д. – изготавливаются, как нам сказали, на предприятиях, расположенных поблизости. А вот приводы для проигрывателей закупаются у корпорации TEAC: для Scarlatti – Esoteric VRDS Neo, для Paganini и Puccini – TEAC UMK-5, но электроника и обработка сигналов в них от dCS.
 Оборудование для измерительных стендов разработано и изготовлено самой компанией – еще в середине 90-х стало понятно, что стандартное не годится, так как характеристики фирменной техники превосходят его параметры. Каждый аппарат, выпущенный dCS, проходит 48-часовые испытания на таком стенде, а их результаты регистрируются компьютером.

За месяц изготавливается несколько десятков единиц продукции. Практически вся она производится под заказ, лишь осенью создаются небольшие складские запасы для того, чтобы не суетясь и со вкусом провести рождественские каникулы. А в помещении, где она упаковывается и готовится к отправке, приятно было увидеть, что на многих коробках написано: Russia, Qvinta.

Способ почти цифрового кодирования музыки придуман давно: это нотная запись. А чтобы ее воспроизвести так, как задумал композитор, нужен первоклассный оркестр, способный правильно преобразовать в звук каждую ноту. Не от этой ли аналогии имена замечательных композиторов в названиях моделей dCS?
 

Источник: журнал WHAT Hi-Fi ноябрь 2009

 

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша