SME Model 20/12 Причудливый сплав инженерной мысли и музыкальной одаренности

09.10.2010 Возврат к списку Просмотрено: 3594 раз

st_sme_10_58.pngПризнаемся откровенно – эту вертушку мы встретили с некоторым скепсисом. После того, как год назад мы восторгались изящной простотой и солидной основательностью младшей SME Model 10, этот «двухпалубный корабль на веревочках» показался нам плодом необузданной фантазии инженеров. Свою лепту в причудливый образ Model 20/12 несомненно вносит и тонарм M2-12R, который как будто мало изменился с момента изобретения стереозаписи. Разумеется, сомнений в надежности SME не возникает – достаточно посмотреть на качество изготовления любой детали, чтобы понять, что перед вами вечный агрегат – но все-таки, неужели все эти «навороты» действительно нужны для достижения качественного звучания? К тому же при эксплуатации выявились два неудобства: выступающий спереди за габариты основания тонарм оставляет головку незащищенной, а съемный шелл S2-R подходит далеко не для всех головок. Например, «широкоплечую» Clearaudio Stradivari пришлось установить через несколько прокладок, что не минуло сказаться на тональном балансе, а более компактная Lyra Delos уместилась только после того, как мы сняли (и больше уже не смогли надеть) защитный пластиковый чехол.
Однако все вопросы моментально исчезают, когда вы начинаете слушать эту вертушку. Благодаря длинному тонарму и совершенной виброизоляции SME, хорошо нам знакомые MCкартридж Lyra Delos ($2100) и фонокорректор Sugden PA-4 ($3050) выходят на совершенно новую ступень чистоты и прозрачности. Звучание отличается такой стабильностью и цельностью, что даже лучшие цифровые источники, которые мы слушали, кажутся синтетическими и безвкусными.

На SME любая пластинка воспринимается как произведение искусства, потрясающая детальность несет откровение о мастерстве исполнителя и звукорежиссера – музыку слушаешь, разглядывая, любуясь и восторгаясь, как подолгу изучаешь картины любимого великого художника. И если продолжить сравнение с живописью, то звучание этого проигрывателя можно сравнить с картиной, а цифровых источников – с ее репродукцией. Последняя дает некоторое представление об оригинальном произведении, но как бы точно нам ни удалось ее изготовить, увы, не может восполнить его. Это же ощущаешь при прослушивании SME – живая динамика, энергетика, свобода исполнения просто ошарашивают.
К этому нужно было бы прибавить еще выдающееся тональное разрешение, ритмичность, но, как вы, наверное, уже догадываетесь, перечислять достоинства звучания совершенно бессмысленно. Нам остается лишь констатировать, что самый древний (механический) способ звукозаписи остается самым совершенным, и с цифровым его разделяет пропасть, которую, возможно, никогда не удастся преодолеть.

ЗА Свобода, динамика, выразительность, цельность, детальность, пластичность – всех достоинств не передать словами

ПРОТИВ Из-за свисающего вперед тонарма с вертушкой нужно обращаться очень аккуратно; можно установить не все картриджи

ВЕРДИКТ На бесконечном пути улучшения качества воспроизведения винила SME оставил современные источники далеко позади

Источник: журнал "What hi-fi?", октябрь 2010