Достояние Республики

22.07.2010 Возврат к списку Просмотрено: 1722 раз

   Возможно, и существует на карте мира страна с более музыкальной культурой, нежели Италия, но даже вообразить более итальянского по своей сути производителя аудиотехники, нежели Sonus faber, практически невозможно. За последние четверть века эта компания стала альфой и омегой итальянской культуры звуковоспроизведения, настоящей “солью земли” Апеннинского полуострова. Ее продукция — это, в первую очередь, предмет законной гордости для аудиофилов и меломанов со всего света, а во вторую — головная боль для конкурентов, ибо сложно себе представить еще одного производителя, у которого бы столь неразрывно переплетались достойная уважения история компании, оригинальная концепция, качественные материалы и технологии производства, безупречный внешний облик и свое неповторимое звучание.

Одной из характерных конструктивных особенностей продукции этой компании уже давно стало лютнеобразное сечение корпусов акустических систем, поэтому появление в нынешнем январе на выставке в Лас-Вегасе новой линейки под названием Liuto было совершенно логичным шагом, своего рода данью традиции. Более того, в данный момент это наиболее доступная по стоимости линейка с подобным техническим решением. Если же говорить о ее позиционировании относительно уже имеющихся в “портфеле” компании моделей, то она заняла место между линейками Toy и Cremona M. В линейку входят: 2-полосная полочная АС Monitor, LCR-громкоговоритель Smart и 3-полосные напольные колонки, с которыми нам и предстоит сегодня познакомиться.

Конструкция
Корпус уже упоминавшегося выше лютнеобразного сечения с внутренними ребрами жесткости покоится на четырех шипах, причем два задних вынесены за его пределы и закреплены на металлических “лапах”. Боковые стенки покрыты лаком, верхняя и задняя панели — матовые, фронтальная уже традиционно обтянута кожей. Цвет пока только черный, но уже ходят слухи о расширении цветовой гаммы.

Твитер оснащен дюймовым тканым куполом. СЧ-динамик имеет, по сути своей, тоже тканый диффузор диаметром 110 мм, но — из полипропилена со специальной пропиткой. На подвес нанесены шесть косых ребер жесткости. НЧ-диапазон отрабатывается динамиком с металлическим диффузором диаметром 160 мм из сплава алюминий/магний. В его центре имеется металлическая же неподвижная вставка. Акустическое оформление этого динамика — фазоинвертор, три порта которого выведены на заднюю панель. Там же расположена и единственная пара клемм для подключения усилителя. Частоты раздела кроссовера — 350 Гц и 3 кГц, используются фильтры второго порядка. Изготовлены колонки в Италии.

Прослушивание
Прежде всего, Liuto поражают объемностью звучания. Это несколько неожиданно для акустических систем высотой чуть более метра. Тем не менее, звучание раскованно и объемно. Оно не привязано к конкретным динамикам, что дает свободу слушателю. Даже перемещаясь по комнате, вы оказываетесь вовлеченным в гущу музыкальных событий. Пространственные пропорции не искажаются, несмотря на ощутимую протяженность звуковой сцены по всем осям координат.

Колонки уверенно воссоздают реальную акустику зала, в котором производилась запись. Это заметно при прослушивании двух альбомов Давида Голощекина (1, 2), записанных в Большом зале Филармонии джазовой музыки в Петербурге. Сам музыкант считает акустику данного зала наиболее подходящей для звучания джаза, а альбомы, на сегодняшний день последние в его дискографии, — самыми удачными. И с ним можно согласиться. АС передают сочное, выверенное звучание инструментов, воспроизводят атмосферу концертного выступления, создавая иллюзию присутствия в джаз-филармоник-холле. Качественная звукозапись не отвлекает от содержания, заставляя слушателя сопереживать импровизационному процессу. Музыка лишена хрестоматийной сухости, она динамична, непринужденна, а местами — иронична. Например, пианист квартета Четыре Алексей Подымкин остроумно вплетает в ткань вечнозеленых стандартов цитаты из Моцарта, Франсиса Лея и Георгия Свиридова. Симфоджазовые аранжировки для камерного оркестра и джазового ансамбля отсылают к знаменитым записям Чарли Паркера и струнного оркестра, но не выглядят стилизацией. Что же касается самого Давида Семеновича, то его исполнительское мастерство по-прежнему находится на высоком уровне. Становится очевидным, что мейнстрим, исповедуемый Голощекиным и его единомышленниками, нисколько не устарел: консервативная форма наполнена современным содержанием.


АС сохраняют и точно доносят созданное исполнителями, звукорежиссером и продюсером уникальное звучание каждой фонограммы. Так, особой теплотой — тем, что основатель лейбла Vanguard Classics Сеймур Соломон называл золотым свечением (golden glow), отличается запись четырех сюит для струнного оркестра Генри Перселла, в исполнении Хартфордского камерного оркестра под управлением Фрица Малера. Причина такого звучания — в использовании для записи диска лампового магнитофона Ampex 300. Колонки Liuto достоверно передают особенности саунда магнитной ленты. Музыка торжественна, если не сказать величественна, несмотря на камерный состав исполнителей. Роскошь сочетается с ясностью и прозрачностью. Сольные партии клавесиниста Джорджа Малколма столь же тембрально богаты, как и звучание оркестра в целом, а манера игры оказывается на удивление современной, хотя запись сделана в 1958 году. В целом, диск звучит неожиданно свежо — и в этом заслуга не только тех, кто оцифровывал магнитную фонограмму, но и тестируемых акустических систем.

Сборник лучших песен Джона Леннона “Lennon Legend” дает возможность наблюдать эволюцию взглядов исполнителя на звукозапись на всем протяжении ленноновской сольной карьеры. На ранних альбомах — таких, как “John Lennon/Plastic Ono Band” или “Imagine” — звук сыроват и неряшлив. Можно предположить, что Леннон намеренно уходил от чрезмерной выверенности дисков The Beatles, сведенных Джорджем Мартином. Песни же с “Double Fantasy” — последнего прижизненного альбома — напротив, являются образцами коммерческого уравновешенного саунда. АС Liuto позволяют, что называется, почувствовать разницу, оценить работу Фила Спектора, Джека Дугласа и самого Леннона — и прийти к закономерному выводу: звуковое решение каждой песни органично ее содержанию. Но ретроспективный анализ — это всего лишь дополнение к главному, т.е. удовольствию от прослушивания музыки.

Современные произведения колонки воспроизводят столь же беспристрастно и безукоризненно. Например, дебютный альбом английской группы Ladytron, играющей в стиле электроклэш. Исходный материал, из которого, как из конструктора, собираются композиции, легко узнаваем: панк 70-х, новая волна и синтипоп 80-х, танцевальная ритмика 90-х. В результате получаем неординарный продукт начала XXI столетия. Можно сказать, что музыка группы совмещает в себе балканскую жизнерадостность (вокалистка родом из Болгарии), британскую сдержанность (один из основателей группы — англичанин) и китайскую рассудительность (второй основатель — китаец). Звучание альбома насыщенно и в меру агрессивно, но только в меру. АС достоверно передают как сочные тяжеловесные синтезаторные тембры, так и легковесный, местами инфантильный вокал.

Вывод
Акустические системы Liuto — несомненная удача итальянской компании Sonus faber. Оригинальность конструкции и тщательный подбор комплектующих наделяют колонки объемным и в то же время конкретным звуком. Насыщенные низы, естественные СЧ и ВЧ-составляющие спектра, воздушность и потрясающая детализация — эти достоинства подтверждены при тестировании.

Источник: журнал АудиоМагазин 5 2009