Авиа в Скандинавию

01.07.2010 Возврат к списку Просмотрено: 4249 раз

   Репортаж о хождении к трем морям (Балтийскому, Северному и Норвежскому) в целях познавательных. Участвовали журналисты и работники торговли, организовала все компания Алеф для визита на родину Dynaudio, Densen и Primare.

Зунд, Каттегат и Скагеррак
Дания — страна проливов и островов, страна трех морей, до Скандинавского полуострова ей рукой дотянуться, он совсем рядом. Каттегат — пролив, отделяющий датский полуостров Ютландия от юго-восточной Швеции, Зунд — тонкая нить между датским островом Зеландия и Швецией, Копенгаген и Мальме смотрят друг на друга через него; Скагеррак — широкая полоса воды между Северным и Балтийским морем, разделяющая Данию и Норвегию.

Мы приземляемся в Копенгагене и отправляемся в Орхус, город на восточном побережье Ютландии, порт, из которого виден простор Каттегата. По соседству, в Скандерборге, расположен завод по производству акустических систем Dynaudio. На нем идет почти полный технологический цикл: от производства динамиков до упаковки готовых АС. Лишь столярная часть работ происходит в другом месте, но недалеко — на окраине города Вайле, смотрящего на красивейший фьорд, расположен другой завод, изготавливающий корпуса АС Dynaudio. Оба завода являются собственностью Dynaudio AS, датско-немецкой компании с КБ и дирекцией в немецком Гамбурге, а заводами в Дании.

Впрочем, о компании Dynaudio было подробнейше написано в рассказе о первом путешествии АМ в Данию, куда я и отошлю интересующегося читателя.

Не хуже, чем в IKEA
Маленькая Дания имеет, наверное, самую высокую плотность производителей акустических систем на душу населения. Почему так получилось, в общем-то неясно. Самый крупный в Европе завод по производству корпусов акустических систем также находится в Дании. Нет, это не тот завод в Вайле, который принадлежит Dynaudio, но организация производства у них примерно одинаковая. В Дании превосходно развита мебельная промышленность, поэтому в стране имеется ряд крупных заводов по выпуску древесно-волокнистых плит средней плотности, MDF. Именно такие плиты, фанерованные, то есть покрытые натуральным шпоном, и лакированные (одним слоем лака), закупает в качестве сырья завод Dynaudio в Вайле.

Плиты ДВП попадают на умные станки с ЧПУ, то есть программируемые. Один из станков называется форматно-раскроечный, и он кроит из плиты много разных деталей для будущих акустических систем, прямоугольных и округлых, с отверстиями и без, стараясь снизить до минимума количество отходов. После того, как наш портной закончит кроить, части будущего корпуса — панели с шипами или канавками для соединения, распорки и стяжки — попадают к сборщику в строго определенном порядке: рисунок шпона нужно сохранить при переходе с поверхности на поверхность и от правой АС к левой в паре. Шпон, то есть тонкий слой, хитро отковырянный специальной машиной со ствола дерева ценной породы, — природный материал, и рисунок его уникален, как отпечаток пальца человека. Этим, то есть уникальностью рисунка, он отличается от искусственного шпона — виниловой пленки.

Сборщик в основном клеит и закрепляет склеенное струбцинами — корпус отправляется отдыхать, чтобы на следующий день попасть в лакокрасочный цех. В нем корпуса попроще, с “белым” шпоном, обрабатываются специальным составом, “морилкой”, чтобы придать им более благородный оттенок, а корпуса рангом повыше оказываются в будке у лакировщика. После нанесения одного слоя лака они отправляются сохнуть, затем в полировку, затем снова под лак. И так несколько раз, в зависимости, опять же, от иерархии данной модели АС.

Часть корпусов, прибывающих на реставрацию или под спецзаказ, фанеруется, грунтуется, шлифуется и лакируется в индивидуальном порядке.

Готовую продукцию ждет короткое путешествие в Скандерборг, где Dynaudio делает все прочее, кроме корпусов. Замкнутый цикл, столь редко встречающийся у современного производителя.

По соседству с LEGO
Любопытно, что во младенчестве своем компания Вильфреда Эренгольца была в чистом виде ОЕМ-производителем, основным заказчиком которого являлась американская компания Dynaco. Иначе говоря, все акустические системы Dynaco в середине 70-х делались в Дании. После того, как Dynaco умудрилась обанкротиться, Dynaudio решила выйти на мировую арену как производитель АС под собственной маркой.

25 лет вместе с Эренгольцем работает главный инженер Марк-Аллан Торуп. Он датчанин и встречает нашу делегацию в Скандерборге. Осмотр мы начинаем с небольшого цеха механообработки, где вытачиваются и фрезеруются различные приспособления и оснастка, которой пользуются на основном заводе. Оснастка разрабатывается здесь же в КБ фирмы, так что она уникальна и недоступна для конкурентов. Здесь также вытачиваются детали магнитных цепей для громкоговорителей. Основной завод, где производятся динамики, четко поделен на две секции: суперсовременную роботизированную, где делают динамики автомобильного назначения, — и более традиционную, с большим числом рабочих мест для “ручной работы”, где делают динамики для текущих серий акустических систем домашнего назначения: Excite, Focus, Confidence, Contour, Sub, Evidence и других. К другим совсем недавно примкнула версия Ultimate Edition известной модели Consequence. О ней подробнее...

Consequence, sine qua non
Модель Consequence — одна из знаменательных вех истории Dynaudio. Без нее бы не было (sine qua non) других флагманов, таких как Evidence. Родилась она в 1983 — и стала одной из первых в мире флагманских АС, заявкой на безоговорочное лидерство среди конкурентов. Массивный корпус Consequence был примечателен необычным “инверсным” расположением динамиков: у 5-полосной АС НЧ-динамик располагался в отдельном боксе наверху, а сверхВЧ-головка — в самом низу. Модель выпускалась по настоящее время, последние годы — по спецзаказу. Примерно два года назад была начата работа над ее новой версией. На основе старой концепции были заново разработаны все громкоговорители, учитывающие современные материалы и технологии. В НЧ-оформлении использован принцип составной нагрузки: внутри корпуса скрыт дополнительный динамик, как при изобарической нагрузке, но нагруженный на фазоинвертор с внесенными потерями. Ultimate Edition весят 114 кг каждая и покрывают частотный диапазон от 17 Гц до 30 кГц.

Не случайно изготовление пары корпусов для Con&sequence UE занимает 40 человекочасов: изнутри корпус, особенно НЧ-блок, — настоящий шедевр механической стабильности и мер по устранению резонансов.

На запад!
Мы покидаем завод Dynaudio и отправляемся на западную оконечность Ютландии, на Северное море, в Эсбьерг. Dynaudio, конечно, — любопытная компания, оплот традиций. Собрав под полный контроль производство всех элементов своих АС, ключевых и не очень, Dynaudio обеспечивает качество продукции на высочайшем уровне Made In Denmark. И это не просто лозунг — АС действительно сделаны в Дании. От начала до конца. При этом Dynaudio умудряется оставаться конкурентоспособной на мировом рынке, причем не только hi&fi, но и автоаудио, и студийных мониторов. Пожелаем им успехов.

Путь сигнала — короткий
А сами окажемся в штаб-квартире фирмы Densen, небольшого производителя усилителей и проигрывателей CD. Впрочем, нет — сначала побываем на заводе в Хорсенсе, этот город лежит на том же фьорде Вайле. Тихий и аккуратный Хорсенс не богат достопримечательностями, разве что издалека заметны осветительные мачты современного футбольного стадиона. Рядом со стадионом в паутине улочек обнаруживается обширное одноэтажное здание фабричного вида. Это один из цехов датского концерна BB Electronics, очень крупного производителя печатных плат. Другой его цех — на другом краю света, в Сучжоу, провинция Цзянсу, Китай.

Цех в Хорсенсе специализируется на установке элементов поверхностного монтажа на печатные платы и оснащен новейшими линиями производства Siemens и Fuji. Удивительные системы контроля качества установки элементов и пайки в реальном времени контролируют каждый этап путешествия платы по конвейеру, сводя к минимуму брак и простои.

Элементы поверхностного монтажа, или SMD, — это плоды микроэлектроники, безвыводные элементы, устанавливаемые на печатную плату. В действии это выглядит примерно так: автомат номер один наносит на контактные площадки специальную пасту, суперсмесь припоя и флюсов, заодно действующую как клей. Автомат номер два, заряженный длинными лентами с микродетальками (резисторами, конденсаторами, диодами и т.д.), руками робота шустро расставляет детальки на пасту. Автомат номер три в атмосфере азота (чтобы ничего не окислилось!) паяет элементы, особым образом проводя кривую температур (термопрофиль). При правильном программировании конвейера (а это техника, близкая к искусству) поверхностный монтаж обеспечивает исключительную надежность при рекордной быстроте изготовления платы, повышает ее компактность и электрические характеристики.

Короткий путь сигнала, минимальная паразитная емкость и индуктивность, повышенная помехозащищенность плат поверхностного монтажа является одним из ключевых элементов в концепции датского разработчика Томаса Силесена, основателя и владельца фирмы Densen. Именно поэтому, кроме плат для Tandberg, Siemens, B&O и десятков других производителей телекоммуникационного и прочего электронного оборудования, завод BB Electronics в Хорсенсе делает платы для hi&fi-компонентов Densen.

Островитянин
Готовые платы Densen отправляются в недолгий путь на другой конец полуострова Ютландия, в Эсбьерг. Там в непримечательном одноэтажном комплексе расположена упомянутая штаб-квартира Densen. В середине одного из цехов имеется лестница, ведущая вниз. Это бывшее бомбоубежище, наследство холодной войны, — объясняет Силесен. Масштабы Dynaudio для Densen пока недостижимы — на фирме Силесена работает всего несколько человек.

Томас Силесен организовал свою фирму в 1992 году — как это часто бывает, сделанный для себя усилитель понравился друзьям, которые посоветовали сделать из хобби профессию. Уложив несколько усилителей в чемодан, в 1993 году Силесен отправился в Москву, на выставку, организованную Сергеем Трошиным и Владимиром Мартыновым в “Балчуг-Кемпински”. Таможня в Шереметьево, с удовольствием стопорившая редких посетителей молодой России, почему-то не обратила внимание на чемодан с усилителями. Так Томас нашел первых российских покупателей.

Разработку новых изделий Densen начинает и заканчивает сам Силесен. У него есть круг проверенных инженеров в Дании и Германии, каждый из которых специализируется в определенной области: конструкторской, написании ПО, аналоговой электронике, цифровой электронике. Силесен объединяет и направляет их усилия. На завод Densen прибывают платы из Хорсенса, фрезерованные из алюминия панели от других датских производителей, заказные трансформаторы из Швеции и приводы CD из-за океана.

Каждый аппарат Densen собирается за одним столом, одним человеком, им же проверяется, затем устанавливается на стенд прогона. Когда мы были на заводе, количество слесарей-сборщиков равнялось двум. Отработав смену, один сборщик остался с гостями на праздничный ужин. Который ему пришлось покинуть раньше других — Сёрен живет на острове в Северном море. Последний паром уходит в полночь, когда песчаные пляжи этого острова освещаются лишь луной. Дивная картина...

Разные подробности об аппаратуре Densen можно почерпнуть как из тестов в АМ, так и в репортажах с дилерских конференций.

ECCO
Любопытно, что модель распределения элементов производства по подрядчикам (networking) активно используется знаменитой — почти как LEGO — датской фирмой Ecco. Хитро распределив узлы по разным предприятиям, компания может оптимизировать расходы на транспорт, рабсилу и материалы — не раскрывая ноу-хау и концентрируясь на разработке и совершенствовании сети продаж.

Мост через Зунд
От Копенгагена до шведского города Мальмё — рукой подать. От Мальмё до Вёкшё поезд бодренько бежит почти три часа. Вёкшё — место расположения фирмы Primare, возглавляемой датчанином Ларсом Педерсеном. Он живет в Швеции уже давно, лет двадцать.

Нас встречают Ларс и Бьорн Холмквист, главный инженер и разработчик. Primare — относительно крупный производитель, побольше Densen, хотя до масштабов Dynaudio ему, конечно, далеко.

Организация производства у Primare другая: с конца 90-х все изделия целиком и полностью изготавливаются в Китае, на двух заводах, которые принадлежат датской промышленной группе. В пригороде Вёкшё расположены склад внушительных размеров, цех технического контроля и офисные службы. Разработчики под руководством Холмквиста трудятся неподалеку, но в другом здании. Они люди творческие, и им трудно творить в заводском ритме с 8 до 16 часов каждый рабочий день.

Каждый приехавший из Китая аппарат распаковывается и отправляется на тестовый стенд, на котором проверяется буквально все: начиная от работоспособности каждого входа и заканчивая измерениями целого набора характеристик (от 20 и больше измеренных параметров). Для измерений используется самая дорогая и передовая техника: станции System One Dual Domain и SYS-2722 фирмы Audio Precision. После измерений аппаратура отправляется на двухдневный прогон, после которого еще раз тестируется, затем упаковывается для отправки дистрибьюторам.

Бьорн Холмквист демонстрирует собравшимся достижения конструкторского бюро Primare. Модульная конструкция позволяет легко модифицировать декодер-предусилитель SP32 и многоканальный АВ-усилитель SPA22. Для них готова новая плата HDMI версии 1.3 (5 входов, 2 выхода) с преобразованием сигнала и повышением разрешения, к ней добавлена и аудиоплата для работы с некомпрессированными звуковыми форматами Dolby True HD и DTS HD-Master. Кстати, в SPA22, как и в запланированном в ближайшее время новом пятиканальном усилителе мощности, используется разработанная Primare дискретная схема класса D, обеспечивающая высокую выходную мощность и большой КПД. Еще одна планируемая новинка — медиаплейер для воспроизведения звуковых файлов из локальной компьютерной сети.

На севере диком
За окнами автомобиля проплывают желтые сполохи осенней листвы — “то березка, то рябина” шведского полесья. Мы едем к Ларсу Педерсену домой. Мы — это представители российской специализированной прессы в количестве трех человек.

Хозяин ведет нас в подвал одноэтажного дома. Ларс Педерсен, оказывается, любитель кино. Небольшая комната для релаксации, стеллажи с дисками, парочка аппаратных, заставленных всевозможными видеовоспроизводящими устройствами, кинозал на 6 мест с фронтальным проектором JVC и акустическими системами JBL Array. Звуковая аппаратура — естественно, Primare, в том числе тот самый новый многоканальный усилитель класса D, который еще только готовится к выпуску.

Ларс жалуется, что не успел толком откалибровать проектор после замены проекционной лампы. Мог бы и не жаловаться — изображение в его зале великолепное. Как и звук, хотя источник Blu-Ray пока не сделан Primare. Но проигрыватель BD Primare не за горами. Мы смотрим длинный фрагмент “Три десять на Юму”. Всю отделку своего кинозала Ларс сделал своими руками — когда-то он учился на плотника. Затем стал торговать пластинками в Копенгагене, затем стал дистрибьютором стоек для hi&fi-аппаратуры Target — и пошло-поехало. В комнате отдыха продолжается разговор о том и сем. Ларс рассказывает, что он является директором Primare, основной пакет акций принадлежит крупной датской компании Consolidated Holdings AS c годовым оборотом в 18 миллиардов датских крон.

Заходит разговор о новых форматах аудио и видео, и я пытаюсь начать дискуссию о превосходстве “материальных” носителей над нематериальными (файлами). Получается небольшое, но интересное...

Интервью
АМ: Одним из пророков электронной эры считается канадский философ Маршалл Мак-Луан, который однажды сказал такую фразу: Mediа is the message, то есть носитель определяет бытие, так сказать. Когда-то носителем был винил, потом CD, а теперь физический носитель для многих уже не существует, кругом файлы. Каким образом вы собираетесь интегрировать новые носители в вашу аппаратуру? Нужно ли для этого ее менять?
Ларс Педерсен: Мы придумали способ и решили, что в будущем — точные сроки пока назвать не могу — во всех наших интегральных усилителях, а также, видимо, и в предусилителях, будет сзади слот для установки карточки медиаплейера, причем для установки ее не надо будет даже открывать корпус усилителя, это будет просто. Эта карточка даст Wi-Fi-соединение, даст проводную локальную сеть, Интернет-радио, DAB, в ней будет ЦАП, так что, возможно, будет потоковое воспроизведение файлов, будет и цифровое соединение с iPod. Эта карточка будет как опция — то есть, если вы хотите оставаться пуристом, если говорите, что для hi&fi не нужна вся эта мультимедийная гадость, то вы покупаете усилитель без нее и, я искренне верю, будете довольны тем, как мой усилитель воспроизводит ваши CD или винил.

Мы работаем над этой карточкой и уже продвинулись довольно серьезно. Еще будет отдельный медиаплейер — для тех, кто хочет добавить новые форматы к существующему комплекту аппаратуры.
АМ: Но для меня, скажем, это выглядит как шаг назад. МР3 — это шаг назад в сравнении с предыдущими носителями...
Л.П.: Я хочу дать возможность выбрать. Усилитель будет продаваться и без этой карты. Я все же думаю, что есть много людей, целое поколение, которому не нужна аппаратура, не воспроизводящая их носители. Наша задача, чтобы качество звука было максимально возможным. Конечно, я согласен с тем, что МР3 — не лучший формат, он же с компрессией.
АМ: Но как убедить людей перейти от МР3 к чему-то получше? К лучшему звуку? Хотя бы к несжатым файлам?
Л.П.: Это нетрудно. Любой из них имеет проигрыватель CD или какой-то вид привода для них. Они послушают CD и компрессированный файл на нормальной аппаратуре и смогут сравнить. Разница будет очевидна, я уверен. Мы много раз демонстрировали людям один и тот же трек на CD и iPod. Те, кто привык к iPod, удивляются, насколько велика разница в качестве. Я хотел слушать iPod в машине, меня привлекало удобство пользования, но не смог. Я привык ощущать эмоции от удара в барабан, от первой ноты вокала. Сейчас выросло целое поколение, которое не знает других носителей, кроме подобных мини-плейеров. Наша цель — чтобы этот несовершенный носитель все же звучал с максимальной динамикой. И надеяться, что когда-нибудь они попробуют что-нибудь другое. Перейдут на несжатые файлы.
АМ: Все правильно, но как сделать так, чтобы они узнали о существовании несжатых файлов? Может, приложить к карточке флэшку с файлами 24 бит /88 кГц?
Л.П.: Это проблема всей нашей отрасли. Ее места в большом мире. Наш мирок hi&fi замкнут и не может распространить послание. Не умеет это делать. Вот у меня в аппаратной целая стойка видеосерверов, и когда приходят гости, не связанные с hi&fi-индустрией, они восхищаются тем, как это удобно, — и бывает, что покупают себе такую же аппаратуру. Но практически никогда они не тратятся на то, чтобы сделать у себя звук получше. Я этого не понимаю.

У меня дома серверы Sonos, я храню все свои сотни альбомов в несжатом виде, мне нравится удобство работы с системой. Но нередко я беру в руки пластинку и ставлю ее на проигрыватель — и испытываю приятные эмоции от самого этого действия. Хороший проигрыватель винила может звучать очень приятно, очень привлекательно эмоционально. Так что право на жизнь имеют разные носители. Я не могу сказать: “Мы с этим носителем никакого дела иметь не хотим”. Наше дело — аппаратура звуковоспроизведения для дома, и я не могу делать такие заявления, если покупатель выбирает этот носитель.

Так что мы будем делать свою работу и надеяться на то, что потоковое воспроизведение станет несжатым. И это время не за горами — это вопрос только воли мегакорпораций, которые должны решить свои вопросы защиты прав. Пока же, если взять Интернет-магазины, то не так уж много альбомов можно скачать в несжатом виде. Когда ситуация изменится, я лично буду одним из больших клиентов!

Так что я не боюсь новых носителей музыки и новых путей ее распространения. Нам нужно лишь найти способ иметь максимальное качество от этих носителей.
АМ: Напрашивается аналогия с супермаркетами. Когда они появились на Западе в 70-х годах, то маленькие частные пекарни практически исчезли. Но прошло какое-то время, супермаркеты испытали болезни роста, качество хлеба в них понизилось, и маленькие пекарни открылись снова. Для тех, кто заинтересован в качестве. В музыкальном бизнесе такое возможно?
Л.П.: Ну, если продолжить аналогию, то сейчас супермаркеты вполне успешно конкурируют с независимыми магазинами в плане качества продуктов. Оно стало намного лучше. Точнее, появился выбор, наряду с плохими продуктами junk food есть и хорошие на любой вкус, появилось предложение.

Да, кому-то hi-fi неинтересен, такие люди всегда будут. Но всегда будут и энтузиасты, такие, как мы. Для человека естественно стремиться к лучшему.

И действительно
За время этой поездки мы повидали немало энтузиастов. Видели комнату прослушивания на заводах Dynaudio и Densen. Были в домашнем кинотеатре директора Primare. Скандинавия старается для нас с вами...

Источник: журнал АудиоМагазин 6 2009