Трио с перспективой

12.02.2011 Возврат к списку Просмотрено: 2349 раз

Идея собрать столь необычную систему привлекла возможностью получить вполне бескомпромиссное звучание при минимуме занимаемого места. Поставьте CD-проигрыватель на полку, а предварительный усилитель на одну из колонок, и не понадобятся никакие стойки, помимо акустических. Кроме того, мы неоднократно тестировали активные мониторы и каждый раз убеждались в их преимуществах перед традиционной связкой «акустика + усилитель».

А с двухполосным усилением (как в данном случае) вообще всё получается очень красиво. Отсутствие пассивных разделительных фильтров улучшает демпфирование НЧ-драйвера, снижает потери сигнала, а также все виды искажений, особенно фазовых. При наличии встроенных усилителей можно организовать частотную коррекцию под конкретные головки, что и сделано в «Фокусах». В таких случаях обычно ещё говорят об исключении из тракта «лишнего» звена в виде акустического кабеля, но выгода здесь не столь очевидна — линейный шнур при такой длине должен быть крайне качественным, иначе он будет влиять на звучание. В профессиональных активных мониторах этот вопрос частично решается за счёт балансного подключения, позволяющего бросать многометровую линию без особого ущерба. Домой же придётся заказывать кабель специально — стандартной аудиофильской нарезки 0,6, 08, и 1 м явно не хватит. Хотя в нашем случае я выкрутился, подвесив предварительный усилитель между колонками на двух межблочниках Musical Wire обычной длины.

344.jpgС первого взгляда предусилитель Chordette Prime может показаться вещью странной и даже несколько несуразной. Небольшая алюминиевая коробочка с крупным дисплеем на верхней грани корпуса и утопленными кнопочками на передней абсолютно не похожа на домашний аудиокомпонент. Тем не менее это так, и Prime — лишь одна из пяти моделей весьма оригинальной линейки Chordette, недавно выпущенной компанией Chord Electronics. Все они выполнены в едином форм-факторе и набираются в компактную настольную стойку. Помимо Prime, в неё входят: Dual, фонокорректор с USB-выходом; усилитель для головных телефонов Toucan; внешний цифро-аналоговый преобразователь Peach с модулем Bluetooth и оконечный усилитель Scamp мощностью 2 х 40 Вт. Но самое интересное в том, что вся эта система по USB подключается к специализированному компьютеру Mogul, выполняющему функции медиасервера. Возможности при этом открываются широчайшие — от качественной оцифровки сигнала с любого аналогового источника, включая виниловый проигрыватель, до воспроизведения аудиофайлов с жёсткого диска компьютера, привода CD-ROM или USB-накопителя. Правда, интерфейс этот версии 2.0, что позволяет принимать сигнал только в форматах 44/16 и 48/16. Каждый из упомянутых блоков может работать автономно, без связки с остальными.

Именно так мы и будем слушать Chordette Prime — центр управления системой и по совместительству предварительный усилитель аудиофильского уровня. Он также может использоваться как USB DAC или АЦП в зависимости от того, с каким источником мы имеем дело. Всего же их может быть пять — четыре аналоговых и один цифровой. Сигнал с USB одновременно проходит на оптический выход TosLink — для дополнительного преобразования, записи или контроля. Самое интересное, что при такой концентрации цифровых схем в миниатюрном корпусе и простейшем источнике питания в виде сетевого адаптера разработчикам удалось получить рекордно низкий уровень шумов и искажений на выходе.

345.jpgРегулировать громкость и коммутировать источники можно дистанционно. Любопытно, что пульт больше размером, чем устройство, которым он управляет.

Двухполосные Dynaudio Focus 110A выпускаются в качестве активной версии широко известных 110-х «Фокусов». Отличия видны лишь с тыла — вместо акустических клемм на задней стенке закреплена панель с теплоотводом, входным гнездом RCA, сетевым вводом и клавишей ON/OFF, а также пять переключателей-слайдеров для тонкой настройки. Регулятором Level задаётся чувствительность +4/0/-10 дБ относительно номинального значения 120 мВ. Предусмотрена также неглубокая коррекция по НЧ, СЧ и ВЧ в пределах ±2, +2/-4 и ±1 дБ соответственно. Если Focus 110A используются в системе с сабвуфером, то их полосу можно подрезать снизу на 60 или 80 Гц фильтром High Pass. При этом мидбасовый излучатель работает в облегчённом режиме с меньшими искажениями.

Встроенных усилителя два, с разделением полос на входе. Интересно, что разработчики предпочли фильтры первого порядка, хотя активная схемотехника позволяет реализовать практически любую крутизну среза. Каждый полосный усилитель имеет мощность 50 Вт, причём они не импульсные, а традиционные, в классе АВ. Доказательство тому налицо: на средней громкости теплоотводы заметно греются.

Низкочастотный драйвер со 145-миллиметровым диффузором из магниевого-силикатного полимера нагружен на фазоинвертор. При внутреннем объёме 7,5 литра частота настройки выбрана 54 Гц.

Всё, что выше 1300 Гц — а именно в этой точке делятся полосы, — воспроизводится фирменным твитером Esotec с 28-миллиметровым куполом из пропитанного шёлка. Он крепится посредством массивного 4-миллиметрового фланца и заключён в герметичную камеру. Эффективность охлаждения звуковой катушки, намотанной алюминиевым проводом, повышается за счёт наличия в зазоре ферромагнитной жидкости.

346.jpgВся акустика нуждается в предварительном прогреве, а Dynaudio особенно. Для этого я использовал диск Dream Theatre [1], который благодаря резким динамическим контрастам и жёсткому спектру легко разминает любые подвесы. Кроме того, некоторые треки служат неплохим тестовым материалом на разборчивость и слитность звучания. Но с Focus 110A прежде всего обращаешь внимание на другое — явное несоответствие размера этих колонок масштабу создаваемой картины. Они без малейших усилий выстраивают плотную звуковую стену при расстоянии 3 — 4 метра от слушателя, как настоящие студийные мониторы ближнего поля. Впрочем, Dynaudio выпускает и профессиональную акустику, так что опыт наверняка позаимствован из этой сферы. И что интересно, при уменьшении громкости сцена не схлопывается, как это часто бывает, а удаляется, сохраняя правильные пропорции. Абсолютно очевидное следствие фазового согласования драйверов, усилителей и фильтров плюс полной идентичности всех этих звеньев в правом и левом каналах. А отсутствие усилий при воспроизведении композиций с плотным спектром обусловлено характером подачи верхнего баса. Благодаря его быстроте и точности заметно облегчается восприятие музыки, каким бы замысловатым ни был её ритмический рисунок. Демпфирование мидбасовой головки просто идеальное, отсюда и скорострельность. Миф о том, что фазоинвертор «мажет» бас, полностью развенчан, проблема, скорее всего, в пассивных фильтрах, вносящих рассогласование между акустикой и усилителем.

По ходу прослушивания я заметил некоторые моменты, которые поначалу счёл особенностями конкретной записи, но всё полностью подтвердилось на классической музыке [2]. Первое: очень важна высота установки мониторов, идеальный тональный баланс (если все переключатели коррекции в нулевом положении) и локализация мнимых источников достигается, тогда, когда твитеры примерно на уровне ушей слушателя. Такие высокие стойки найти не так-то просто, но придётся поискать — без тяжёлых засыпных опор
Dynaudio не покажут и половины своих возможностей.

Вторая особенность Focus 110A в том, что они очень чувствительны к качеству линейного кабеля. Эта акустика — идеальный инструмент для тестирования межблочников, даже тот, кто не верит, что они могут влиять на звучание, сразу заметит разницу. В нашем случае лучшими оказались чисто медные Musical Wire Cadence Revision 2 с компенсацией фазовых искажений. Серебро в любом виде даёт повышенную контрастность на верхах, которая уже воспринимается как резкость.

Но вернёмся к классике. Заметно отсутствие инфранизкой составляющей, что немного скрадывает размер зала, зато по общей динамике Focus 110A дадут сто очков вперёд кое-какой напольной акустике. А тембральная разборчивость в верхнем регистре просто великолепна — пожалуй, впервые я услышал столь отчётливо треугольник на фоне мощного крещендо со всей медной группой.

347.jpgПространство осязаемо трёхмерно, инструменты не привязаны к мониторам, хотя сами они полностью не «исчезают» — именно от них начинаются фланги звуковой сцены. Похоже, что для проектирования «Фокусов» действительно привлекались специалисты профессионального подразделения Dynaudio. Но при этом не ощущается холодности или отстранённости, финал «Танца скоморохов» Римского-Корсакова — настоящий эмоциональный взрыв.

Словно в дорогой студии зазвучали и вокальные партии [3]. Прекрасная передача артикуляции, уверенная локализация в пространстве — оба исполнителя будто выдвинуты вперёд и рельёфно вылеплены на фоне аккомпанирующего оркестра. Чувствуется, что они не просто ведут свою партию, а разыгрывают каждую сцену, как актёры.

Может сложиться впечатление, что все лавры в нашей системе достались «Фокусам». Конечно, их вклад в звучание (как и любой другой акустики) трудно переоценить, но на самом деле они подобно дисплею показывают то, что на них подаётся. А подбирать в такой системе придётся только источник, поскольку Chordette Prime — пред совершенно прозрачный. При подаче сигнала напрямую с CD-проигрывателя на вход АС при том же уровне громкости звучание к лучшему не изменилось. Кроме того, эта коробочка может стать центром вашего будущего медиацентра…

Источник: Салон Audio Video февраль 2011