Интегральный усилитель T.A.C. 834

03.02.2010 Возврат к списку Просмотрено: 4726 раз

   Загадочная, на первый взгляд, аббревиатура Т.А.С. расшифровывается очень просто —Tube Amplifier Company. Под этой торговой маркой выпускает свою продукцию немецкая фирма Sintron, более известная под названием Vincent Audio.

Стабильный интерес к ламповой технике, в первую очередь, способствует непрерывному совершенствованию усилителей, реализуются традиционные идеи на современном высоком технологическом уровне производства, формируется новый “параметрический образ” усилителя, обеспечивающего полноценное воспроизведение лучших стандартов звукозаписи в соответствующих звуковых трактах.

Усилитель Т.А.С. 834 воспроизводит полосу частот от 16 Гц до 100 кГц с неравномерностью АЧХ всего +–1,5 дБ! В прошлую ламповую эпоху никто не решился бы серийно освоить такую модель. Да и вряд ли это было бы тогда оправдано. Но в наше время это необходимо, ведь современные перспективные стандарты звукозаписи (например, DSD (SACD)) требуют полосу воспроизводимых частот минимум до 100 кГц. А если вспомнить, например, рекомендации фирмы Т+А к проигрывателю SACD 1250 R (АМ №1 (84) 2009), то желательно и до 400 кГц. Такая широкая АЧХ косвенно обеспечит необходимую гарантию линейности фазы (ФЧХ), по крайней мере, до 100 кГц, что в основном и определит оптимальное качество звучания. В наше время нельзя не учитывать и скрытую конкуренцию с транзисторными моделями, ведь у них полоса воспроизводимых частот может достигать 1 МГц!

Конструкция
Т.А.С 834 — это ламповый интегральный усилитель с изящным зеркальным шасси, на котором расположены два массивных выходных трансформатора; между ними — силовой трансформатор, питающий оба стереоканала. Перед ними установлены 12 радиоламп — 8 с октальным цоколем и 4 пальчиковых. Все лампы — китайского изготовления. В выходных каскадах используются октальные EL34B, в драйверах и в каскадах усиления напряжения сигнала — пальчиковые 12AU7 и 12AX7. Все лампы стоят в керамических панельках и надежно защищены жесткой металлической решеткой. Электрическая схема усилителя — двухтактная с выходными каскадами на спаренных, параллельно включенных лампах, работающих в классе АВ.

Из-за изменения тока эмиссии в процессе эксплуатации может возникнуть “перекос” параметров и, как следствие,— рост нелинейных искажений. Для устранения этого нежелательного эффекта в усилителе предусмотрена простая регулировка режимов работы выходных каскадов — установка анодного тока покоя с учетом баланса плеч. Исходная заводская установка режимов выходных ламп такова: Ua (анода) = 430 В, Ug2 (экранной сетки) = 440 В, Ug1 (отрицательное смещение на управляющей сетке) = –36 В, Ia (ток анода) = 30 мА.

На задней панели шасси находятся 4 пары гнезд RCA несимметричных линейных входов и выходные клеммы для подключения акустических систем с номинальным сопротивлением 4 или 8 Ом. Иногда 4-омные АС могут звучать лучше при подключении к 8-омному выходу, особенно при умеренной громкости, т.к. в режиме 8 Ом обеспечивается максимальное потокосцепление между обмотками выходного трансформатора.

На передней панели расположены выключатель сетевого питания, переключатель линейных входов и дискретный, шаговый регулятор громкости.

Уникальным параметром этого усилителя является, конечно, его АЧХ. Трудно представить себе конструкцию выходного трансформатора — компонента с “конфликтующими” свойствами, — обеспечивающего такую широкую полосу частот при мощности 80 Вт. Для частоты 16 Гц требуется большая индуктивность обмотки, то есть много витков, а для 100 кГц необходима минимальная индуктивность рассеяния, что трудно получить при большом количестве витков. Большая мощность требует значительного сечения сердечника, но с малыми частотными потерями в нем и приемлемым гистерезисом. Правда, можно было “поручить” выравнивание АЧХ и компенсацию нелинейных искажений глубокой отрицательной обратной связи. Но у Т.А.С. 834 она не глубока, хотя и вполне достаточна для демпфирования резонансов АС даже с некорректными фазоинверторами. В этом мы убедились в процессе прослушивания.

В заключение следует сказать, что усилитель собран на лучших высококачественных компонентах, включая магнитопровод, детали корпуса и конструкцию выходных клемм.

Прослушивание
После проведения необходимых “ритуальных” процессов сборки, коммутации и прогрева звукового тракта мы приступили к прослушиванию самых популярных носителей фонограмм — компакт-дисков.

Внимательно слушаем и не узнаем своего контрольного тракта. Более того: мы, инертные поклонники аналоговых фонограмм, не замечаем, не обращаем внимания на то, что музыка звучит в цифровой записи. Захватывающее чувство глубокой вовлеченности сохраняется при прослушивании компакт-дисков даже сомнительного производства (так называемых “пиратских”), выпущенных много лет назад. При пристальном, аналитическом вслушивании “цифра”, конечно, угадывается, но музыка настолько захватывает, что некоторая специфика CD уходит на задний план.

Энергичная динамика, передача тончайших оттенков тихих звуков при удивительной оркестровой прозрачности полностью покоряют и завораживают слушателей, особенно меломанов. Доступной становится музыка любых жанров: это и симфоническая поэма “Шехеразада” Римского-Корсакова, записанная с удивительной динамикой (11, трек 7), и пение колоритной полуджазовой певицы Кассандры Вилсон (12), а все оттенки иронического гротеска знаменитого Бобби Мак-Феррина в дуэте с не менее знаменитым Йо-Йо Ма вызывают у слушателей искренний смех (13). Нас охватила неописуемая жуть от неистовых воплей “призраков”, когда зазвучала композиция “Halloween Spooks” в талантливом темпераментном исполнении джазового вокального трио Дэйва Ламберта (14, трек 8). Художественно оправданной оказалась и утрированная манера, в которой Марианна Фейтфул исполняет песни Курта Вайля, как нельзя лучше донося до нас сложные социальные образы поэзии Бертольда Брехта (16). Выразительно передавались открытая, слегка нервозная игра Яши Хейфеца (3) и глубокие, но сдержанные эмоции Генрика Шеринга (4). Рельефно вырисовывались сценические образы оперных героев в исполнении популярных певцов: Х. Каррераса, Л. Паваротти, П. Доминго (5, 6, 7, 15). Благодаря Интернету мы смогли наслаждаться игрою наших любимых пианистов: Розалин Тьюрек, Иво Погорелича и Гонзало Рубалькаба, обладающих неординарной фразеологией, своеобразной индивидуальной ритмикой и неповторимым туше.

Что касается любимых аудиофилами стандартных субъективных характеристик — таких, как глубина сцены, локализация стереообразов,— то на фоне вышеописанных впечатлений о них не стоит и говорить, хотя звуковая сцена особо привлекательна: она глубокая, трехмерная, многоплановая. Каждый виртуальный источник звука кажется окруженным воздушным ореолом. Натурально передаются реверберационные отклики, можно ощутить акустические свойства помещения, где происходила запись фонограммы. Даже в “старинной” монозаписи 1950-х годов (8, 17) прекрасно воспроизводятся глубинные планы как с компакт-диска, так и с грампластинки.

Наши интересы — технический, аудиофильский и меломанский — к этому усилителю оказались настолько велики, что мы провели маневры с компонентами в контрольном тракте и не пожалели. Оказалось, что даже популярные у нас сегодня сетевые кабели Isotek Optimum, близкие по характеру воздействия на звук к знаменитому Sil tech S.G.6 Ruby Mountain, оказались почти незаметными в сочетании с Т.А.С. 834. Доминанта собственного “голоса” усилителя настолько выражена, что отодвигает на задний план влияние кабеля. То же касается и межблочных кабелей. Но при замене кабелей к АС характер звучания существенно изменился далеко не в лучшую сторону. Пожалуй, Т.А.С. 834 оказался к “колоночным” кабелям чувствительнее, чем многие другие усилители. Известно, что наши кабели XLO “дисциплинируют” акустические системы, особенно многополосные, “транслируя” сложный импеданс АС к выходу усилителя и соответственно — выходной импеданс усилителя ко входу колонок, и обеспечивают стабильную “ламинарность” тока сигнала.

Выходная мощность усилителя в 80 Вт вполне надежно обеспечит выразительную макродинамику даже на низкочувствительных АС.

Мы уже неоднократно напоминали о том, что красивое комфортное звучание нередко маскирует его музыкальную выразительность. Разработчики Т.А.С. 834 создали усилитель с высокой музыкальной выразительностью, сумев полностью сохранить и комфортность его звучания. Слушая этот усилитель, аудиофилы будут наслаждаться, любуясь приятным звуком, а меломаны — воспринимать музыку спонтанно, благодаря собственному творческому воображению, таланту, позволяющему ощутить едва уловимые душевные движения, акценты исполнителя.

Источник: журнал АудиоМагазин 1 2010