Сильное звено

24.05.2011 Возврат к списку Просмотрено: 4022 раз

            Весь вопрос в том, как организованы балансные входы и выходы. Иногда их делают для галочки, чтобы лишний раз упомянуть в описании возможность более «продвинутого» подключения. Если же сам усилитель небалансный — а таких большинство, — то симметричные входы и выходы, как правило, реализуются добавлением в тракт трёх (!) операционных усилителей. Что, как вы понимаете, вряд ли идёт звуку на пользу.

Другое дело, когда и предварительный, и оконечный усилители изначально задуманы как балансные, в этом случае в тракте нет ничего лишнего, и влияние дополнительных кабелей удаётся свести к минимуму.

Тандем из преда
M6 PRE и оконечника M6 PRX от Musical Fidelity спроектирован именно с тем расчётом, чтобы реализовать все преимущества раздельного усиления без ущерба для качества. Первый построен полностью на симметричных каскадах с двухполярным питанием, чем обеспечивается подавление любых помех, как внутренних (шумов и наводок), так и проникающих извне по сети. При этом за счёт отсутствия чётных гармоник снижаются и нелинейные искажения. По уровню выходного напряжения M6 PRE превосходит даже ламповые предусилители — оно может достигать 19 В RMS при искажениях 0,004%. Конечно, такая амплитуда в реальной жизни ни к чему (чувствительность оконечника M6 PRX по входам XLR не превышает 4,4 В), но есть такой параметр, как overload margin — он-то и даёт представление о классе аппарата.

Помимо двух балансных, предусилитель может принимать сигнал по четырём линейным входам RCA, и добавьте сюда всё более востребованную в последнее время возможность подключения винилового проигрывателя с головками МС и ММ. Фонокорректор также отличается повышенной перегрузочной способностью в 29 дБ, что очень и очень неплохо для транзисторной схемотехники.

Регулировка громкости, в т.ч. и её сброс в режиме Mute, а также коммутация источников доступны с пульта, большого и удобного.

503.jpgГлавное, что я должен сказать об усилителе мощности M6 PRX: не пытайтесь вынуть его из коробки в одиночку — он весит без малого 20 кг. Это действительно серьёзный аппарат с заявленной мощностью 260 Вт в каждом канале при исчезающее малых искажениях (см. подрубрику «7 раз отмерь»), а пиковый ток, отдаваемый в нагрузку, может достигать 140 А.

Предусмотрена коммутация двух комплектов акуcтики А и В, которые выбираются «качелями» на лицевой панели. Есть и сквозной линейный выход, с помощью которого можно легко нарастить систему, подключив дополнительные усилители и акустику. Выходные клеммы — настоящие позолоченные WBT, здесь обмануться сложно.

Выполнены оба усилителя в чернёных алюминиевых корпусах, причём даже у преда
M6 PRE боковые стенки имеют профиль теплоотводов, которые выполняют чисто декоративные функции. И деликатный намёк на принадлежность к вечным ценностям — в описании подчёркивается, что изящные матовые шильдики с названием модели изготовлены из медицинской нержавеющей стали.

Прогревал я эту связку более трёх суток, и это ещё мало — на одном из британских форумов владелец аналогичного тандема предупредил, что настоящий звук от него следует ожидать не ранее чем через месяц непрерывной работы.

У меня такой возможности не было, поэтому «размял» систему привычным способом — диском Densen De-Magic, запущенным на четыре часа с кольцевым повтором.

Для начала всё-таки сравнил балансное и небалансное подключение — и к источнику, и между усилителями. Разница стала заметной, как и я и ожидал, в построении звуковой сцены, хотя кабели были одного производителя и одной и той же серии — Musical Wire Cadence Signature. Те, что с наконечниками RCA, давали картину, сосредоточенную в центре звуковой сцены, в то время как с балансными XLR она оказалась заметно шире и более изящно прорисованной.

504.jpgЕсли же говорить о связке M6 PRE и M6 PRX, то выявить вклад каждого из них было не так уж сложно. Пред отвечает за коммутацию источников и регулировку громкости, а при слабом входном сигнале — и за его усиление до номинальной чувствительности оконечника. Его тракт должен быть максимально прозрачен, т.е. не вносить шумов и искажений, и иметь низкое выходное сопротивление для лучшего согласования с кабелем. По идее, если в CD-проигрывателе предусмотрена регулировка уровня, можно обойтись и без предварительного усилителя, но, опираясь на некоторый опыт, могу сказать, что многие оконечники при непосредственном подключении играют хуже. Именно так получилось и в нашем случае — соединив балансные выходы Bryston BCD-1 с соответствующими входами M6 PRX и выставив прежний уровень громкости, я получил менее выразительное, какое-то даже безжизненное звучание с акцентированным верхним басом. Кстати, субъективное ощущение подъёма на 90 — 120 Гц возникало и при подключении предусилителя, хотя наши измерения показали абсолютно линейную частотную характеристику во всём слышимом диапазоне.

В остальном тракт абсолютно прозрачен: не вносит ничего лишнего, не упрощает музыкальный спектр и не выпячивает второстепенные нюансы. Оконечник уверенно контролирует акустику и способен без малейших искажений обрушить на слушателя настоящий звуковой шквал. В сочетании с богатой тембральной насыщенностью это производит действительно сильное впечатление, особенно на таких качественных записях, как сборник «Tutti!» от Reference Recording [1]. Симфонический оркестр воспринимается целостно, но при желании можно расслышать почти каждый инструмент. Правильно передаются паузы — послезвучия не обрываются, а медленно растворяются в атмосфере зала. В верхней полосе нет «транзисторной» окраски, причём даже на композициях Radiohead с довольно жёстким спектром [2]. Если сравнивать эту пару с интегральником AMS-351, тест которого был в мартовском номере, то у неё, возможно, звучание не столь комфортное и породистое, но, если учесть почти трёхкратную разницу в цене, результат можно считать весьма впечатляющим. Главное, чувствуется фирменный почерк
Musical Fidelity — внимание к деталям без ограничений по динамике и бережное отношение к самой музыке. А без этого говорить о звуке вообще не имело бы смысла.

ЗАГЛЯНЕМ ВНУТРЬ
Усилитель мощности смонтирован на жёстком алюминиевом шасси с симметричным расположением каналов. В центре расположены внушительный тороидальный трансформатор и два дросселя в сглаживающем фильтре. Такое решение редко используются в транзисторных усилителях из-за массогабаритных показателей, как правило, на это идут в самых бескомпромиссных моделях. В сочетании со сглаживающими конденсаторами (суммарная ёмкость которых достигает 75200 мкФ) мощная катушка индуктивности эффективно подавляет пульсации и благодаря бифилярной намотке (в два провода для шин «+» и «-») фильтрует помехи, проникающие из сети.

Выходной каскад построен на комплементарных транзисторах Sanken ST003P/N в 200-ваттных корпусах, по три штуки параллельно в каждом плече. Они установлены на теплоотводах, являющихся боковыми стенками корпуса. Проводка выполнена кабелем большого сечения, выход на акустику блокируется системой защиты.

Источник: журнал Салон Audio Video июнь 2011