7 раз отмерь

13.08.2011 Возврат к списку Просмотрено: 1146 раз
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно. АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие АС в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене. И ещё: реальное сопротивление многих моделей не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного согласования с усилителем.
104.jpg
Зависимость модуля Z от частоты ASW Cantius 204 Классическая двухполосная система с частотой настройки фазоинвертора 55 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление — 4 Ом. Выше 5 кГц оно мало зависит от частоты и плавно растёт, достигая на 20 кГц отметки 6,5 Ом. Соответственно, в ВЧ-области усилитель будет работать в облегчённом режиме. Полосы делятся довольно низко, примерно на 2200 Гц, при этом сдвиг фаз приходится на область, в которой наше ухо особенно чувствительно к различного рода искажениям. Фильтры, скорее всего, не слишком сложные, без цепей фазовой коррекции. И даже при этом фазовая характеристика выше 130 Гц укладывается в допуск +36/-40 град., что свидетельствует об относительно небольшой реактивной составляющей импеданса.
105.jpg
Амплитудно-частотная характеристика ASW Cantius 204 Практически идеальная осевая кривая с отклонениями в пределах ±1,5 дБ во всём диапазоне частот — неплохая картина для акустики такой стоимости. Увеличение отдачи твитера с пиком на 16 кГц компенсируется незначительным поворотом АС внутрь. Диаграмма направленности широкая, что гарантирует правильное формирование звуковой сцены. На это указывают кривые, снятые при отклонениях от оси на 30 и 50 град., расхождение между которыми очень незначительно вплоть до 10 кГц. Чувствительность чуть выше 86 дБ, так что для озвучивания средней комнаты понадобится усилитель мощностью от 80 Вт на канал. Призвуки фазоинвертора имеют максимальную амплитуду на 2200 Гц и могут быть заметны на слух, поскольку порты выведены вперед.
106.jpg
Зависимость модуля Z от частоты B&W CM1 Фазоинверторная система с очень высокой добротностью и частотой основного резонанса 52 Гц, что можно считать оптимальным значением для такого объёма корпуса. Номинальное сопротивление — 5 Ом (на 200 Гц), оно же и минимальное. На высоких частотах импеданс достигает отметки 7 Ом, благодаря чему усилитель будет работать в облегчённом режиме при меньших искажениях. Полосы делятся на 2400 Гц простейшими фильтрами без фазовыравнивающих звеньев — об этом свидетельствует высокий горб вблизи этой частоты.
107.jpg
Амплитудно-частотная характеристика B&W CM1 Средняя чувствительность этих АС всего около 84 дБ, поэтому для совместной работы понадобится усилитель мощностью не менее 100 Вт на канал. Характеристика имеет подъёмы на краях диапазона, что оживит звучание на малой громкости. Интерференционный провал на 1800 Гц может ощущаться как потеря выразительности звучания некоторых инструментов, а горб на характеристике твитера с максимумом на 12 кГц даст дополнительную яркость в ВЧ-диапазоне. Если это нежелательно, слегка разверните колонки внутрь — уже при малых отклонениях от оси АЧХ в этой области заметно выравнивается. Дисперсия прекрасная, так что проблем с построением сцены не возникнет. Фазоинвертор эффективно работает вплоть до 38 Гц, призвуки порта столь незначительны, что на слух заметны не будут.
108.jpg
Зависимость модуля Z от частоты Boston Acoustics RS 260
Компактная фазоинверторная система с довольно низкой частотой настройки 48 Гц. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление — 4 Ом. Частота раздела около 1800 Гц, фильтры сложные, с корректирующими цепями, о чём говорит двойной горб вблизи частоты резонанса. Благодаря этому сдвиги фаз на этом отрезке незначительны, и усилитель не будет работать реактивной активной нагрузкой. Это очень полезно для правильной передачи динамических контрастов. В ВЧ-области импеданс достигает 8 Ом и не зависит от частоты, поэтому повышенных искажений можно не опасаться.
109.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Boston Acoustics RS 260
Несомненно, подъёмы в области нижних и высоких частот сделаны специально, чтобы придать звучанию большую выразительность, особенно на малой громкости. Поскольку резких пиков и провалов на осевой кривой нет, не должно быть заметной окраски звучания, хотя тональный баланс может быть смещён вниз. Диаграмма направленности нового твитера довольно широка — разница между кривыми, снятыми при 30-ти и 50-градусном отклонении, не слишком велика. Это обещает устойчивую звуковую сцену и широкую зону стереоэффекта. Реальная чувствительность АС порядка 85 дБ, и для уверенной работы с ними потребуется усилитель мощностью не менее 80 — 90 Вт. Порт фазоинвертора работает в диапазоне 28 — 100 Гц (!) и имеет резонанс с очень большой амплитудой на 600 Гц.
110.jpg
111.jpg
Зависимость модуля Z от частоты Dynaudio Excite X12
Картина, абсолютно нетипичная для этой датской акустики: значительные перепады импеданса и, как следствие, резкий сдвиг на фазовой характеристике после частоты раздела. По всей видимости, компания отказалась от фильтров низкого порядка и применила новую схему. Номинальное сопротивление мониторов 5 Ом, оно же и минимальное. На ВЧ импеданс растёт, достигая 10 Ом на 20 кГц. Фазоинвертор настроен на 52 Гц, полосы делятся на 2400 Гц.
112.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Dynaudio Excite X12 Линейность хотя и не идеальная, но локальная неравномерность на оси не превышает 3 дБ во всём диапазоне частот. Повышенную отдачу твитера выше 5 кГц можно скорректировать разворотом мониторов, хотя в комнате с мягкой мебелью и коврами, скорее всего, это и не понадобится. Кроме того, при развороте углубляется интерференционный провал вблизи частоты раздела, что может сказаться на выразительности звучания в верхней середине. Дисперсия твитера — одна из лучших среди всех испытанных моделей. При отклонении микрофона от акустической оси на 30 град. плавный спад АЧХ начинается после 9 кГц. Реальная чувствительность АС порядка 85 дБ, и для уверенной работы с ними потребуется усилитель мощностью не менее 80 Вт. Порт фазоинвертора имеет приличный резонанс на 750 Гц, который может быть слышен на большой громкости.
113.jpg
Зависимость модуля Z от частоты Energy Pure Veritas V-5.1
Компактные двухполосные АС с фазоинвертором, настроенным на 70 Гц, так что помощь сабвуфера лишней не будет. Номинальное сопротивление — 4 Ом, и более низких значений на графике нет. Как раз наоборот, начиная с 220 Ом, импеданс растёт и на 20 кГц достигает 16-омной отметки. Поэтому усилитель в высокочастотной области будет работать в облегчённом режиме. Частоты раздела порядка 2800 Гц, и два резонансных горба свидетельствуют о применении сложных фильтров с компенсацией реактивной составляющей. Соответственно, в этой области сдвиги фаз невелики.
114.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Energy Pure Veritas V-5.1
 В диапазоне 100 — 800 Гц кривая ровная, хотя и имеет заметный наклон к центру. Затем, после довольно глубокого итерференционного провала вблизи частоты раздела, наблюдается плавный подъём вплоть до 20 кГц. В принципе, такую картину тоже можно расценивать как тонкомпенсацию, но столь серьёзное ослабление средних частот способно негативно сказаться на звучании. Зато диаграмма направленности твитера отличная — расхождение кривых, снятых при отклонении от акустической оси на 30 и 50 град., очень незначительно. Подъём на ВЧ можно компенсировать небольшим разворотом колонок внутрь. В целом же можно говорить о чёткой звуковой сцене и широкой зоне стереоэффекта. Порт фазоинвертора имеет резонанс на частоте 1200 Гц (чёрная кривая). Чувствительность АС порядка 87 дБ, поэтому никаких особых требований к усилителю не предъявляется.
115.jpg
Зависимость модуля Z от частоты Epos M12i
Ещё один пример двухполосной акустики классической конструкции. Номинальное сопротивление 7 Ом, и что самое ценное, после пика на частоте раздела полос оно постоянно держится на отметке 6,3 Ом. Это заметно облегчает работу усилителя в самом трудном для него высокочастотном диапазоне. Фазоинвертор настроен на 55 Гц, что высоковато для такого объёма корпуса. Полосы делятся на частоте 3000 Гц простейшим фильтром с минимальным реактивным сопротивлением. Благодаря этому фазовая характеристика даже вблизи раздела меняется в довольно узких пределах. Зубец на 700 Гц свидетельствует о наличии стоячей волны внутри корпуса.
116.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Epos M12i Довольно линейная система с нейтральным тональным балансом. Незначительна даже неравномерность вблизи частоты раздела, вызванная интерференцией излучения головок. Нижняя середина просто идеальна, что должно благотворно сказаться на разборчивости и натуральности вокала. Диаграмма направленности очень широкая, при отклонении от оси на 30 град. образцовая линейность сохраняется вплоть до 20 кГц. Такие АС способны создать правильную пространственную картину даже при неоптимальном расположении в комнате. Чувствительность чуть выше 87 дБ, поэтому для комнаты средних размеров понадобится усилитель мощностью не менее 70 Вт на канал. Порт фазоинвертора чётко стыкуется с мидбасовым драйвером, но даёт очень сильный призвук на 800 Гц.
117.jpg
Зависимость модуля Z от частоты HECO Elan XT301 Номинальный импеданс этих мониторов 4 Ом, но на графике есть и чуть более низкие значения: на отрезке 300 — 500 Гц он держится на отметке 3,5 Ом. Но это не проблема, главное, что на высоких частотах сопротивление постоянно и не падает ниже 5 Ом. Провалов, способных дать окраску или привести к потере разборчивости, здесь нет. Соответственно, и фазовая кривая после частоты раздела (2400 Гц) не имеет резких перепадов вплоть до 20 кГц. Это говорит о малой реактивной составляющей импеданса, что всегда благоприятно сказывается на динамических показателях. Фазоинвертор настроен на 52 Гц и имеет довольно высокую добротность.
118.jpg
Амплитудно-частотная характеристика HECO Elan XT301 Удивительно высокая линейность, особенно на средних частотах — как у дорогих профессиональных мониторов. Даже неравномерность, вызванная интерференцией излучения на частоте раздела, едва заметна. Нижняя середина просто идеальна, что обязательно должно благоприятно сказаться на разборчивости и ясности вокала. Чувствительность выше средней, порядка 89 дБ, поэтому для озвучивания комнаты средних размеров мощный усилитель не понадобится. Диаграмма направленности очень широкая, расхождение кривых, снятых на оси и при отклонениях от неё, начинается выше 6 кГц. Скорее всего, с построением сцены проблем не будет даже в сложных акустических условиях. Верхняя синяя кривая справа соответствует АЧХ в положении перемычки «HF +2 dB».
119.jpg
Зависимость модуля Z от частоты Jamo C803 Фазоинверторная система, настроенная на 48 Гц, что можно считать оптимальным значением для столь солидного объёма корпуса и калибра драйвера. Номинальное сопротивление — 3,5 Ом (на 200 Гц), оно же и минимальное. А на высоких частотах оно почти постоянно и превышает 12 Ом, благодаря чему усилитель будет работать в облегчённом режиме при меньших искажениях. С этими АС отлично споётся любой интегральник, рассчитанный на 4-омную нагрузку. Полосы делятся на 2400 Гц фильтром невысокого порядка.

120.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Jamo C803 Зависимость звукового давления от частоты тоже очень линейна, лишь с лёгкой «рябью» в верхней середине. Поэтому в реальных жилых условиях даже при наличии мягкой мебели и ковров тональный баланс должен быть нейтральным, без заметной окраски. Правильной будет и звуковая сцена независимо от расположения АС относительно слушателя (в разумных пределах, конечно). Последнее преимущество обусловлено широкой дисперсией твитера вплоть до 10 кГц. Фазоинвертор стыкуется с мидбасом на 70 Гц, порт имеет невысокий резонанс на 1000 Гц.
121.jpg
Зависимость модуля Z от частоты KEF Q300
Картина, как из учебника — высокодобротный фазоинвертор с узкой настройкой на 45 Гц (c басом проблем не будет) и предельно простые фильтры. При этом фазовая характеристика во всём диапазоне частот не выходит за рамки +40/-50 град., что говорит о невысокой реактивной составляющей импеданса. Номинальное сопротивление — 4 Ом (200 Гц), оно же и минимальное. Для совместной работы с этими АС можно рекомендовать усилитель с малыми искажениями на высоких частотах, поскольку в этом диапазоне от него потребуется довольно большой ток. Полосы делятся примерно на 2400 Гц.

122.jpg
Амплитудно-частотная характеристика PSB KEF Q300 Вполне линейная акустика, лишь с незначительной неравномерностью в середине и повышенной отдачей твитера на 13 кГц. Стандартный совет: избавиться от него можно разворотом колонок внутрь градусов на 10 — 15, при этом АЧХ на ВЧ становится идеальной. Впрочем, в жилом интерьере с коврами и мягкой мебелью это вряд ли понадобится. Диаграмма направленности не слишком широкая, об этом свидетельствует поведение кривых, снятых на оси и при отклонениях от неё на 30 и 50 град. По форме они абсолютно идентичны, но амплитуда на ВЧ значительно ослабляется. С басом проблем не будет — фазоинвертор работает в диапазоне 35 — 60 Гц и чётко стыкуется с НЧ-драйвером. Посторонних призвуков порт не дает. Реальная чувствительность мониторов порядка 88 дБ, поэтому особо мощный усилитель для озвучивания комнаты средних размеров не потребуется.
123.jpg
Зависимость модуля Z от частоты Penaudio Rebel 2 Ровный импеданс свидетельствует о малой реактивной составляющей нагрузки, а в этом случае и фазовые сдвиги невелики (верхняя кривая), поэтому лучше воспроизводятся резкие пики сигнала. Номинальное сопротивление — 8,5 Ом, что даже несколько выше заявленного. Поэтому для совместной работы подойдет как транзисторный, так и ламповый усилитель, тем более что выше 6 кГц стабильно держится на отметке 13 Ом. Линейный импеданс на ВЧ всегда благотворно сказывается на звучании. Фазоинвертор настроен на 50 Гц, полосы между СЧ и ВЧ-звеньями делятся на 2800 Гц. Излом кривых на 800 Гц свидетельствует о наличии стоячей волны внутри корпуса.
124.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Penaudio Rebel 2 Очень неплохая картина для столь компактных мониторов. Нелинейность АЧХ наблюдается лишь возле раздела полос, где возникает интерференционный провал, особенно заметный на внеосевых кривых. Он может повлиять на тональный баланс, сильнее всего, если колонки не направлены непосредственно на слушателя. Но что действительно радует, так это идеально ровный голосовой диапазон, в который попадает и подавляющее большинство музыкальных инструментов. На характеристике фазоинвертора также видна стоячая волна, отмеченная на предыдущем графике. Диаграмма направленности твитера широкая — заметный спад звукового давления при 50-градусном отклонении от оси начинается после 12 кГц. А вот чувствительность заметно ниже средней — около 84 дБ, поэтому для совместной работы потребуется усилитель мощностью не менее 100 Вт.
125.jpg
Зависимость модуля Z от частоты PSB Synchrony Two B Пожалуй, самая интересная картина среди всех испытуемых — столь ровный импеданс на ВЧ нам ещё не встречался. Номинальное значение — 4 Ом, оно же и минимальное. В диапазоне от 5 до 20 кГц сопротивление вообще не зависит от частоты и держится на отметке 12 Ом. Это значит, что усилитель будет иметь дело с высокоомной и активной нагрузкой, а это всегда благоприятно сказывается на передаче динамических контрастов. Кроме того, за счёт повышения импеданса на высоких частотах заметно снизится уровень искажений. Разделительный фильтр имеет компенсацию реактивной составляющей, что полностью устраняет резонансный пик и даёт небольшие фазовые сдвиги. Фазоинвертор настроен на 52 Гц.
126.jpg
Амплитудно-частотная характеристика PSB Synchrony Two
B АЧХ абсолютно линейна на отрезке 100 — 1000 Гц, что очень важно для правильной передачи вокала. Чуть выше частоты раздела видна некоторая неравномерность, обусловленная интерференцией звуковых волн двух излучателей. Заметить её на слух сможет лишь профессиональный музыкант, в целом же тональный баланс обещает быть идеальным. Твитер отличается идеально ровной отдачей во всей рабочей полосе и (благодаря применению акустической линзы) чрезвычайно широкой дисперсией. С расстановкой колонок в комнате экспериментировать не придётся — правильная звуковая сцена и чёткая локализация источников получатся в любом случае. Чувствительность порядка 86 дБ не предъявляет особых требований к мощности усилителя. Единственный минус — заметные призвуки фазоинвертора на 780 Гц.
127.jpg
Зависимость модуля Z от частоты Revel Concerta M10 Система с довольно ровным, но невысоким импедансом — номинальное значение 4,5 Ом, причём на этой отметке оно держится в диапазонах 400 — 1700 Гц и 15 — 20 кГц. Это обстоятельство нужно учитывать при выборе усилителя, который должен быть рассчитан на 4-омную нагрузку. Разделительный фильтр СЧ/ВЧ с центральной частотой 2400 Гц даёт довольно высокий горб со ступенькой — похоже, в простейшей схеме отсутствуют звенья для компенсации реактивной составляющей. Фазоинвертор настроен на 120 Гц. Судя по подъёму кривой в левой части графика, на входе АС имеется разделительный конденсатор, играющий роль фильтра низких частот, для снижения интермодуляционных искажений.

128.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Revel Concerta M10
Вот вам и дизайнерская акустика! Практически идеальная линейность с отклонениями в пределах ±1,5 дБ во всём диапазоне частот — довольно редкая картина даже для традиционных хай-файных мониторов. Диаграмма направленности необычайно широка, что сулит правильное формирование звуковой сцены. Об этом свидетельствуют кривые, снятые при отклонениях от оси на 30 и 50 град., разница между которыми очень незначительна. Чувствительность чуть выше 89 дБ, так что для озвучивания средней комнаты понадобится усилитель мощностью от 50 Вт на канал. Призвуки портов незначительны и на звучании, скорее всего, не скажутся, даже притом что они направлены вперед. Единственное, что нужно учитывать — спад АЧХ ниже 110 Гц, поэтому сабвуфер в системе будет просто необходим.
Источник: журнал журнал "What hi-fi?" | август 2011