7 раз отмерь

13.07.2011 Возврат к списку Просмотрено: 1024 раз
АЧХ сабвуферов снималась в ближнем поле, т.е. при минимально возможном расстоянии между микрофоном и диффузором головки. Измерения проводились несколько раз, в крайних положениях регуляторов частоты среза и при разной глубине коррекции (если таковая имелась). Соответствующие характеристики показаны на графиках красным цветом. Чёрные кривые — АЧХ порта фазоинвертора.
147.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Arslab AC Sub В широкой полосе сабвуфер перекрывает диапазон 40 — 105 Гц (по -3 дБ), а в узкой он сдвигается до 28 Гц. А ведь это конструкция с закрытым оформлением! Так что оптимальными сателлитами для AC Sub будет и полноразмерная напольная акустика, и полочные мониторы, модные нынче саундбары. При обходе фильтра (правая кривая) рабочий диапазон расширяется почти до 1000 Гц, но выше 500 Гц головка выходит из линейного режима. Так что игнорировать кроссовер можно лишь при подключении к AV-ресиверу с соответствующими настройками в басовом канале.
148.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Canton Sub 10 Классическая фазоинверторная система с частотой собственного резонанса 40 Гц. Это довольно высокое значение для 26-сантиметровой головки, но, как показывает график, в узкой полосе сабвуфер начинает эффективно работать уже от 28 Гц. Таким образом, ограничив рабочий диапазон 60 — 65 герцами и прибавив уровень, Sub 10 можно состыковать его даже с крупной напольной акустикой. При максимальной полосе пропускания фильтра он уверенно озвучивает диапазон 48 — 160 Гц (-3 дБ), но устанавливать значение выше 100 Гц не рекомендуется во избежание потери разборчивости звучания.
149.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Cervin-Wega VE-28S Заявленная нижняя граница воспроизведения 30 Гц вполне достижима, но лишь при работе в узкой полосе, поскольку фазоинвертор настроен на 38 Гц. В этом случае, прибавив уровень, можно получить очень глубокий бас и надёжную стыковку с сателлитами на 50 — 60 Гц. Если для совместной работы выбраны компактные мониторы или дизайнерская акустика, частоту среза лучше увеличить до 90 — 95 Гц. Обход фильтра (правая кривая) почти не расширяет рабочий диапазон, что говорит о его конструктивном ограничении.
150.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Dali Concept Sub Действительно концептуальная конструкция — даже при обходе фильтра сохраняется довольно узкий диапазон, в котором сосредоточен максимум звуковой энергии — от 50 до 110 Гц. А при максимальном ограничении полосы сабвуфер эффективно работает в пределах 28 — 80 Гц, что позволяет ему поддерживать басом и огромные напольные АС. Для закрытого оформления даже с 12-дюймовым драйвером это можно считать выдающимся результатом. Кроме того, такие сабвуферы, помимо скорострельности, имеют и ещё одно преимущество перед фазоинверторными — их звучание меньше зависит от места установки в комнате.
151.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Jamo Sub 210 Производитель явно поскромничал, заявив нижнюю границу воспроизведения 38 Гц. В узкой полосе саб уверенно работает вплоть до 32 Гц, а фазоинвертор настроен на 36 Гц. Таким образом, ограничив диапазон и прибавив уровень, можно получить очень глубокий бас и надёжную стыковку с большими фронтальными АС на 45 — 50 Гц. Если для совместной работы выбраны компактные мониторы или дизайнерская акустика, частоту среза лучше увеличить до 90 — 100 Гц. В этом случае получится довольно линейная АЧХ вплоть до самой нижней границы.
152.jpg
Амплитудно-частотная характеристика KEF Kube-1 Пассивный радиатор настроен на 32 Гц, и такой низкий резонанс был бы вряд ли возможен для 20-сантиметровой головки в столь компактном корпусе при фазоинверторном оформлении. Тем не менее даже при минимальной частоте среза сабвуфер начинает эффективно работать только от 50 Гц, поэтому его лучше использовать со столь же миниатюрными сателлитами. При максимальной частоте среза (150 Гц) настройка всё равно получается довольно узкой — от 90 до 160 Гц.
 
153.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Magnat Omega 20A Обратите внимание, что в широкой полосе сабвуфер работает, как низкочастотное звено солидной напольной колонки — с минимальной нелинейностью в диапазоне от 40 до 220 Гц (по -3 дБ). Фазоинвертор довольно узко настроен на 35 Гц, поэтому сабвуфер при относительно небольшом калибре головки (200 мм) способен воспроизводить довольно низкий бас. В узкой полосе пик отдачи головки приходится на 42 Гц, что оптимально для комнаты средней площади.
154.jpg
Амплитудно-частотная характеристика MartinLogan Dynamo 300 Фазоинвертор этого сабвуфера настроен на 32 Гц, что довольно низко для 20-сантиметровой головки. Порт работает в довольно узком диапазоне, что говорит о высокой добротности системы. При минимальной частоте среза фильтра Dynamo 300 уверенно перекрывает диапазон 38 — 65 Гц, поэтому может стыковаться и с полноразмерными напольными АС, и с небольшими сателлитами. В широкой полосе верхняя граница достигает 180 Гц, но такой режим можно задействовать лишь в том случае, если саб подключён к AV-ресиверу с собственным бас-менеджером.
155.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Mirage MM-8 Традиционно для этой марки сабвуфер имеет необычную конструкцию и выдающиеся характеристики. За счёт применения пары пассивных радиаторов при объёме порядка 8 л и калибре драйвера 8 дюймов удалось снизить резонанс системы до 40 Гц, а это значение характерно для 10-дюймовой головки в фазоинверторном оформлении. Пассивные радиаторы позволяют получить более глубокий бас и лучшие импульсные характеристики и, что ещё очень важно, не дают турбулентных призвуков, возникающих в портах на высокой громкости. В узкой полосе ММ8 начинает уверенно работать от 32 Гц, поэтому может прекрасно интегрироваться в систему с любыми сателлитами. При выведенном регуляторе частоты среза рабочая полоса расширяется до 230 Гц, но головка уже выходит за пределы линейного режима.
156.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Polk Audio DSW Pro 440wi Классическая фазоинверторная система с 8-дюймовой головкой и частотой собственного резонанса 38 Гц. Несмотря на столь низкое значение, даже при установке самой нижней частоты среза максимум отдачи приходится на 50 Гц. Не исключено, что увеличить эффективность на более низких частотах можно за счёт установки сабвуфера в углу или возле стены комнаты. При максимальной полосе пропускания фильтра эта модель уверенно озвучивает довольно узкий диапазон 50 — 110 Гц. Обход фильтра через гнездо LFE (правая кривая) очень незначительно влияет на АЧХ.
157.jpg
Амплитудно-частотная характеристика PSB Sub 5i В широкой полосе сабвуфер перекрывает диапазон 38 — 130 Гц (по -3 дБ), причём фазоинвертор, настроенный на 35 Гц, эффективно работает вплоть до 30 Гц. Совершенно очевидно, что при таком резонансе и калибре головки 10 дюймов Sub 5i способен воспроизводить довольно низкий бас. В узкой полосе нижняя граница остается прежней, а максимум отдачи приходится на отрезок 45 Гц. С полноразмерной напольной акустикой эту модель лучше не использовать, она больше подойдёт для полочных мониторов и дизайнерских «соломок». При обходе фильтра (правая кривая) рабочий диапазон расширяется незначительно, уменьшается лишь крутизна среза с 12 до 6 дБ/окт.
158.jpg
Амплитудно-частотная характеристика RBH RS10i Солидная по размерам фазоинверторная система с 10-дюймовой головкой и частотой собственного резонанса 32 Гц. Несмотря на это, даже при установке самой нижней частоты среза максимум отдачи приходится на 55 Гц. Для получения более эффектного баса можно поэкспериментировать с расположением сабвуфера в углу или возле стены комнаты. Узкая настройка сохраняется и при максимальной полосе пропускания фильтра — в этом случае RS10i уверенно озвучивает диапазон 55 — 120 Гц. Обход фильтра не предусмотрен.
159.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Wharfedale Diamond 10SX-sub Фазоинвертор настроен на 44 Гц, что характерно скорее для крупных полочных мониторов, чем для активного сабвуфера с 8-дюймовой головкой. Впрочем, ставка на качество баса, а не на его количество во многих случаях бывает оправданной. При минимальной частоте среза фильтра система работает в диапазоне 38 — 100 Гц, но с провалом на 63 Гц, обусловленным противофазным излучением фазоинвертора. Этот же провал, но чуть ниже по частоте, получается и при работе в широкой полосе. Поэтому лучше всего эту модель использовать с ресивером, у которого есть эквалайзер в НЧ-области, способный скорректировать АЧХ.
160.jpg
Амплитудно-частотная характеристика Yamaha NS-SW500 Заявленная нижняя граница воспроизведения 20 Гц может показаться слишком оптимистичной для системы с фазоинвертором, настроенным на 36 Гц. Хотя если максимально сузить полосу и увеличить уровень, можно добиться довольно эффективной отдачи в диапазоне 26 — 80 Гц. Фиолетовая кривая показывает действие частотной коррекции Bass Boost — в этом случае пик на 100 Гц становится ниже, а отдача на 30 Гц увеличивается примерно на 2,5 дБ. Сабвуфер и вправду универсальный: в узкой рабочей полосе он прекрасно споётся с полноразмерной напольной акустикой, а в широкой — с полочными мониторами. Судя по графику, оптимальной установкой будет 70 Гц с солидной прибавкой уровня.

161.jpg
Источник: журнал журнал "What hi-fi?" | август 2011