Прозрачное стекло

22.01.2012 Возврат к списку Просмотрено: 2007 раз
В марте 2011-го на выставке в Монреале датская Dynaudio впервые показала обновленную линейку Confidence — второе поколение акустики, которую сам Вилфрид Эренхольц, владелец и главный инженер фирмы, почитает за свою любимую. И вот наконец-то, прямо под Новый год, новинка в эксклюзивной отделке, с личной росписью шефа Dynaudio и с индексом «Signature» дошла и до нас.

Конструкция
Дания, акустические системы, динамические головки… Любому аудиофилу отлично известно, что королевство с характерным белым крестом на красном флаге, расположенное на северном краю Европы, может похвастаться мощнейшей школой аудиоконструирования. Подобная цепочка ассоциаций никого не поставит в тупик. А если чуть конкретизировать и перечислить, например, названия Scan-Speak, Dynaudio, Audio Technology? Наверное, многим и такая загадка не покажется особенно сложной. Общее у трех датских фирм — это, конечно же, их основатель, прекрасный инженер-конструктор Эйвинд Скаанинг, который, начав в уже далеком 1970-м с проекта Scan-Speak, продолжил интересующее его дело — создание и выпуск динамиков для АС, организовав через семь лет Dynaudio (уже на пару с Вилфридом Эренхольцем). Его разработки определили лицо этой фирмы на многие годы вперед. И, наконец, передав хорошо поставленное предприятие в руки соучредителя, неутомимый Эйвинд основал то, что безо всяких преувеличений можно назвать «аудиоателье индпошива», — свой последний проект под названием Audio Technology. Эта компания, располагая обширным каталогом готовых решений и полуфабрикатов, работает для многих серьезных производителей акустики по самым экзотическим и изощренным спецификациям. Однако, возвращаясь к предмету нашего сегодняшнего обсуждения, можно загадать последнюю загадку. Какая вещь из интересных нам в контексте прослушивания Confidence C1 Signature имеет самую долгую историю, тесно связана с именем Скаанинга и вполне может служить одним из символов Dynaudio? Учитывая популярность продукции фирмы во всем мире и достаточно хорошую осведомленность широких аудиофильских масс о ее достижениях, ответ и тут, видимо, будет быстрый. Несложная у нас получается викторина. Это — исторический тканевый 28-мм купольный твитер, разработанный Скаанингом еще в бытность его в Scan-Speak, в 1975 году, и в первое время приобретаемый без изменений Dynaudio для своих АС как у сторонней организации. Впоследствии (это случилось уже через три года после основания новой фирмы, в 1980-м) доработанный динамик получил собственное имя Esotec и стал выпускаться непосредственно Dynaudio, без привлечения чужих производственных мощностей. Позже было создано немало его модификаций, не так давно ему на смену пришла новая линейка Esotar2, но с тех пор и поныне динамики собственного изготовления — железный закон для этой датской компании.

Итак, новый старый знакомый, точнее, та его версия, которая была разработана конкретно для обновленной линейки Confidence, по-прежнему имеет диаметр 28 мм и особую форму купола — не в виде полусферы или полуэллипса, а достаточно сложного профиля. Как и ранее, он сделан из шелка, хотя в этой модели изменился состав специального фирменного покрытия, улучшающего линейность характеристики. Сохранились легкая каптоновая голосовая катушка, намотанная алюминиевым проводом (классика Dynaudio, применяемая также и для средне- и низкочастотных динамиков), ферромагнитная охлаждающая жидкость, управляющий неодимовый магнит и закрытая камера позади магнитной системы. Купол обрамлен цельноалюминиевой шлифованной накладкой с выточенным небольшим рупорком.

Вторым символом Dynaudio снова придется выбрать динамик. Но уже низкочастотный, узнаваемый с первого взгляда благодаря характерному внешнему виду и неизменному присутствию во всех моделях фирмы. Конусная мембрана, составляющая единое целое с защитным колпачком, сделана из MSP — магниево-силикатного полимера (полимерная матрица с наполнителем из магнийсиликатных наночастиц). Dynaudio запатентовала один из возможных вариантов производственного процесса для этого материала, обеспечивающий слоистый пирог из нанослоев наполнителя, распределенного в полимерной основе (интеркалированный нанокомпозит). Кроссовер первого порядка, но с довольно сложными фазокорректирующими цепочками тоже подвергся апгрейду — комплектующие в нем были заменены новыми моделями керамических и пленочных резисторов и катушек с воздушным сердечником. И кроме того, сделана полностью новая внутренняя разводка.

Неширокие, но глубокие корпуса из 2-см MDF с металлическими внутренними стяжками и алюминиевым основанием остались прежними. На месте и толстый щит лицевой накладки (более чем 3-см слоеный MDF плюс округлые грани для минимизации эффектов от угловых отражений), который крепится к корпусу с помощью клейкого демпфирующего состава через дополнительную оргалитовую прокладку. Покрытие корпусов привлекает внимание с первого взгляда, и тут самое время пояснить, откуда у новой линейки Confidence берется определение «Signature». Дело в том, что Dynaudio выпустила два варианта — эксклюзивный и «простой». Новые АС с обычной отделкой помечаются просто римскими цифрами II — в знак того, что это второе поколение. Элитная же версия щеголяет умопомрачительно красивым шпоном двух предлагаемых цветов — темно-красного бордо или темно-коричневого мокко. Причем слово «умопомрачительный», как и фотографии АС, неспособны до конца передать весь визуальный эффект от этой отделки. Нам досталась пара цвета мокко, и от зеркально гладких боков колонок шоколадно-зернистого оттенка с глубокими переливами безумно трудно было отвести глаза. За основу взята древесная структура типа «птичий глаз», затем она была сгущена и покрыта превосходным прозрачным рояльным лаком. Вообще говоря, впервые эта красота возникла у Dynaudio в юбилейной модели Sapphire, но я лично только сейчас получила возможность вживую оценить талант мастеров-краснодеревщиков, сотворивших такое чудо. В довершение общей картины на задних стенках корпусов, прямо под огромными круглыми портами фазоинверторов, закреплены алюминиевые таблички с подписью владельца компании Вилфреда Эренхольца.

Для повышения отдачи в низкочастотном диапазоне и лучшей сфокусированности звука Confidence C1 Signature, как и их младшие собратья, полочные Contour, могут собираться прямо на фирменных антирезонансных стойках Stand4. В этом случае они образуют единое целое друг с другом, поскольку размеры верхней площадки стойки и днища колонки идентичны.

Прослушивание
По самым первым впечатлениям, переключение уже знакомой системы с наших тестовых РМС OB1i на Dynaudio Confidence C1 Signature как будто даже не привело к убавлению низких частот. Позже становится заметно, что нижний бас поскромнее. К тому же изящные красавчики совершенно без проблем прокачивают нашу тестовую комнату площадью более 30 квадратных метров.

064.jpgОснова звучания Confidence C1 Signature — исключительная соразмерность и сбалансированность по всем параметрам. Сцена, позиционирование музыкантов, тональный и тембральный баланс, размеры инструментов, тембральная насыщенность индивидуальных исполнителей — все сделано бесконечно правильно, без утрирования и подчеркивания, без неуместной нарочитой артикуляции и искусственной голографичности. Акустика имеет ровный и уверенный почерк, очень детальный и выдержанный. Гиперэмоциональность и сверхподвижность, присущие иным системам, тут не прослушиваются, напротив, изначально они заявляют о себе спокойно и невозмутимо. Но вот парадокс: в компании с Dynaudio любые записи со сколь угодно эмоциональным и масштабным материалом заканчиваются как-то удивительно быстро. Казалось бы, только устроишься поудобнее в кресле, нажмешь кнопку «Play», начнешь наблюдать за разворачивающимися музыкальными событиями, вздрогнешь от внезапно проявившегося стремительного глиссандо арфы, едва успеешь подметить не уловленные ранее интонации в голосе Анне Софи фон Оттер и бережно переданные тончайшие ритмические рисунки — и вдруг понимаешь, что уже не акцентируешься ни на каких деталях и не анализируешь звук, а всей душой внимаешь происходящему. Жесткие и четкие удары большого оркестрового барабана с наложенным хором вызывают не желание отметить превосходную спонтанность и динамику, а порыв заслониться от железных шагов судьбы, фанфары не тянет анализировать на предмет насыщенности тембра и раздельности партий, а ожерелье погребальных молитв у дуэта сопрано и альта не допускает возможности порассуждать о разнице тембров и индивидуальной вокальной манере исполнительниц, потому что это неуместно при такой мучительной эмоциональной боли. От звенящей тишины после труб Страшного суда закладывает уши, и короткие фразы баса звучат тревожно и скорбно. А потом все вдруг заканчивается, и нехотя возвращаешься в реальность, размышляя, как это вышло, что акустика вначале показалась «размеренной и уравновешенной». АС не берут властно за горло с первого такта, но они очень ненавязчиво и абсолютно безнадежно вовлекают слушателя в процесс даже не прослушивания, а впитывания музыки — ни за что не вырвешься. И столь же достоверными получаются светлые и радостные произведения — не стоит думать, что акустика заточена только под высокую трагедию.

Общеизвестный штамп (который, как все штампы, не на пустом месте возник и не так уж далек от истины) гласит: колонки Dynaudio любят мощное усиление. Поэтому множество счастливых владельцев честно старается залить в них как можно больше ватт, используя самые мускулистые из доступных транзисторных усилителей мощности. Как уже говорилось, это вовсе не является неверным, поскольку вся продукция Dynaudio традиционно имеет низкие чувствительность и сопротивление. Однако напольники в этом отношении все же отличаются от полочников, модуль импеданса и электрическая фаза у последних ведут себя умеренно спокойно. Так что как минимум для Confidence C1 (и аналогичных младших моделей) вполне можно рассмотреть альтернативу в виде ламповых аппаратов. В данном случае важнее правильная организация питания усилителя, при которой может хватить и нескольких десятков ватт — главное, чтобы они были не дутыми. В тесте наравне с двухблочным усилителем Mark Levinson участвовал также ламповый двухтактный интегральник словацкой фирмы Canor Audio на лампах 6550 EH, со своим же родным CD-плеером. При почти десятикратной разнице в мощности (порядка 500 Вт на 4 Ом у «американца» против всего 55 Вт на 4 Ом у Canor Audio) последняя пара по ряду параметров показалась автору теста даже предпочтительнее. Звучание получилось очень живое, насыщенное, пластичное и деликатное. Специфический саунд, чуть мягкий по верхам и в целом, но очень гармоничный, стремительный, с тонкими биениями ритма и микродинамическими оттенками, изящный и утонченный, оказался неожиданно созвучен даже более широкому классу записей, нежели более крупный и мощный, но в чем-то проигрывающий в гибкости вариант Mark Levinson. Например, ажурная вязь барокко, с играющими солнечными бликами голосов и высоких инструментов и бесконечной вариативностью мелких ритмических завитков, расцветилась красками только в этом сочетании АС и электроники. Колонки Dynaudio как будто ожили и лишний раз продемонстрировали, насколько они сами по себе нейтральны в самом позитивном смысле, пластичны, высоко детальны и ничуть не склонны ограничивать или затемнять почерк разных компонентов, выступающих вместе с ними. Воистину превосходная акустика, достойная столь же превосходного окружения.

Вывод
Великолепная, тонкая и чуткая акустика совершенно прозрачна для индивидуальных голосов других составляющих системы. Она способна удивить спокойствием и аудиофильской россыпью не слышанных ранее нюансов, затем пригнуть к земле плотным и эмоционально очень тяжелым исполнением Реквиема Верди и, наконец, воспарить в небеса с православным хором. Если только окружающие компоненты позволят все это услышать. Мнение, что колонки любят твердую руку, абсолютно верно, хотя не обязательно ограничивать себя транзисторниками-тяжеловесами.


Источник: журнал АудиоМагазин 6 2011