Искусство ради искусства

20.01.2012 Возврат к списку Просмотрено: 2338 раз
Серия акустических систем Genius — вторая сверху в линейке немецкого производителя ASW Lautsprecher GmbH. Лишь шаг отделяет нас от подлинных шедевров референсной серии — моделей Magadis и Chelys. Наименование Genius объединяет несколько моделей полочных и напольных АС, громкоговоритель центрального канала и сабвуфер. Сейчас нам предстоит знакомство с новой стереопарой 510, которая впервые была анонсирована на весенней мюнхенской выставке.

Внешность этих колонок во всей красе демонстрирует классический подход к конструированию АС и традиционна для ASW в целом, можно даже сказать, уже стала по-хорошему привычной. В ней сочетаются сдержанность и солидность, за которыми умозрительно проступает и надежность, а строго симметричное расположение динамиков навевает мысли о гармонии и завершенности. Эта лаконичная красота как будто указывает на содержательность и совершенство примененных технических приемов. Внушительная на вид, акустика, тем не менее, не утяжеляет интерьер своим присутствием благодаря темному корпусу и динамикам. У нас на тесте пара в цвете dark oak. Но варианты отделки могут быть и иными — компания предлагает их полтора десятка, и выбирать есть из чего. Особую благообразность придают полукруглые бока и верх, а также фактурный шпон, покрытый матовым лаком. Корпус покоится на основании, в которое вкручиваются регулируемые по высоте шипы Soundcare SuperSpike, снабженные подпятниками. С задней стороны сверху и снизу расположены два порта резонансной системы и сдвоенные клеммы для подключения. Примечательно, что отверстие нижнего порта находится вблизи от пола, что подразумевает определенный выигрыш в плане эффективности воспроизведения низких частот, но при этом сам метод использования отражений низкочастотной звуковой волны требует осторожного отношения и точности в расчетах. Как будет видно дальше, производитель очень ответственно относится к проектированию, и во всех элементах и их сочетаниях случайностям едва ли есть место.

Внутреннее пространство корпуса можно условно разделить на две функционально различающиеся части, одна из которых — герметичный бокс, отделенный от общего объема, где установлены ВЧ- и СЧ-динамики. Во взаимном расположении этих излучателей без труда угадывается схема д’Апполито, призванная улучшить характеристики направленности в горизонтальной плоскости. Для полноценной реализации этой схемы необходимо применение фильтров третьего порядка, что в данном случае мы как раз и видим в ВЧ-полосе. Описанный бокс примыкает к передней и боковым панелям, а между его тыльной стороной и задней стенкой общего корпуса образуется тоннель прямоугольного сечения, относящийся уже ко второй части конструкции. Тоннель организует сообщение между верхней и нижней полостью с НЧ-динамиками и портами фазоинверторов, причем нижняя полость заметно превышает по объему верхнюю. Это обстоятельство, равно как и соединение полостей тоннелем, дает основание вести речь не о традиционном фазоинверторе, настроенном на определенную частоту, а о системе с целым комплексом смешанных резонансных свойств, являющейся сложно организованной и явно хорошо продуманной вариацией на тему акустического оформления «фазоинвертор». Еще одна особенность заключается в том, что труба верхнего порта соосна с вентиляционным отверстием во фланце магнитной системы соответствующего НЧ-динамика и располагается рядом с ним.

Все излучатели тестируемых АС — марки Vifa, произведенные датской компанией Tymphany; они прикрепляются к передней стенке из MDF толщиной 23 мм при помощи саморезов с головками под фигурный ключ. 200-мм НЧ-динамики собраны на литых алюминиевых корзинах с магнитной системой на основе сплава неодима, железа и бора. Малогабаритный магнит и ажурная, хорошо продуваемая корзина позволили создать большой простор для вентиляции титановой звуковой катушки. Токоведущие «поводки», соединяющие катушку с клеммами динамика, вплетены в центрирующую шайбу, чем успешно решается проблема призвуков, могущих возникнуть в ином случае от возможного прикосновения при вибрации к тыльной стороне диффузора. Сама шайба открыта взору с обеих сторон, что достаточно непривычно — будучи установленной на малозаметном ободе на спицах корзины, она как будто висит в воздухе. Диффузор и пылезащитный колпачок изготовлены из целлюлозы с добавлением древесных волокон. В форме внутреннего диаметра резинового подвеса открывается технология pentacone, которая подразумевает наличие пяти небольших полукруглых выступов, дополнительно наползающих на диффузор помимо общего места склейки. Выступы расположены напротив точек крепления динамика и, судя по всему, положительно влияют на быстроту отклика и линейность хода подвижной системы в большом диапазоне амплитуд ее смещения. 150-мм СЧ-динамик во всем повторяет описанную выше конструкцию и не имеет принципиальных отличий от нее за исключением габаритов, рабочего диапазона частот и допустимой подводимой мощности. В ВЧ-динамике также использованы неодимовая магнитная система и однодюймовый купол с узким тканевым подвесом. Одно из преимуществ модели NE25VTC-04 — отсутствие в магнитном зазоре охлаждающей жидкости, которая наряду с выполнением основной функции подтормаживает движение купола. Данный динамик выпускается в трех модификациях — с шелковым, алюминиевым либо керамическим куполом; в нашем случае купол именно керамический. Все соединения внутри колонок осуществлены одинаковым двужильным проводом очень приличного даже для передачи низкочастотного сигнала сечения — около 14 AWG.

Клеммы для подключения АС установлены на 4-мм акриловой пластине, а элементы кроссовера размещаются на задней стенке корпуса над ней и потому недоступны для рассмотрения. На ощупь все же можно обнаружить и идентифицировать ряд габаритных деталей — пленочные конденсаторы и катушку НЧ-фильтра диаметром около 5 см, намотанную толстым проводом на пластмассовый каркас (без использования компромиссного способа повышения индуктивности за счет сердечника-магнитопровода, то есть с воздушным зазором), что позволяет сделать вывод о том, что на качестве элементной базы и здесь не экономили. Модель комплектуется перемычками для сдвоенных клемм и тканевыми грилями, которые традиционно крепятся посредством пластиковых штифтов с шарообразными утолщениями на концах, входящих во втулки на передней панели. Изготавливается акустика в Германии.

Прослушивание
Первое впечатление от ASW Genius 510 уже сложилось при прослушивании на малых уровнях громкости, когда стало понятно, что акустике не потребуется значительная подводимая мощность, чтобы раскрыть свой талант. Она как будто лишена того заметного порога, за которым большинство АС только начинают просыпаться, и сразу же приступает к полноценной работе. Более того, именно невысокая громкость способствует растворению колонок в окружающем пространстве — иными словами, тому, что они не обнаруживают себя как излучатели, причастные к возникновению звука.

Альбом Тома Уэйтса «Blue Valentine» запоминается мягким звучанием, в котором сразу отмечается отчетливый, но не агрессивный шелест тарелок ударных, комфортный и отчасти сдержанный характер с неясными или не всегда выразительными чертами, проявляющийся в духовых и в вокале. При этом передача общей мрачноватой манеры, присущей творчеству исполнителя, удается колонкам особенно хорошо. Она же органично распространяется и на тягучие сольные отрывки в партии электрогитары. Собранность и упругость на басах позволяет услышать каждую низкую ноту, но в первое время, которое уходит на адаптацию к АС, эта точность может стать причиной желания чуть приподнять уровень относительно того, какой поначалу виделся оптимальным. Музыкальная сцена представляется немного вогнутой внутрь, звуки немногочисленных инструментов, как уже отмечалось, редко появляются непосредственно в колонках, предпочитая в основном центральную и прилегающую к ней области пространства.

066.jpgВ записях трио Жака Лусье наблюдается та же отчетливость внутри быстрых музыкальных фраз, причем точность атаки коротких звуков является принадлежностью всего звукового диапазона. От внимания не уходит ни один малейший штрих, будь то стремительные пассажи рояля или торопливые щипки контрабаса в движении от интервала к интервалу.

Высокая разрешающая способность открывается в воспроизведении не только основных тонов, но и специфических для каждого инструмента призвуков — необходимого дополнения к его индивидуальному «портрету». Микродинамика тоже одна из сильных сторон этих акустических систем — без труда улавливаются тонкие, едва заметные и аккуратные акценты, которые возникают в нюансировке.

Несмотря на то что рояль порой как будто раздваивается из-за кажущегося недостатка напора в нотах для левой руки (или его переизбытка в высоких звуках) и не всегда равномерной поступи контрабаса, когда есть ощущение, что отдельные ноты обращают на себя внимание не по воле музыканта, в целом звучание ансамбля представляется слаженным и точно выверенным, а интерпретации совершенными. Ведь всякий раз, когда силишься вырвать партию одного, потом другого инструмента из общей канвы, есть вероятность того, что эти фрагменты сами по себе будут поняты как незавершенные в сравнении с общим замыслом произведения, да и складываются они друг с другом в сознании уже не так безупречно, как если сразу задействовать целостное восприятие.

Симфоническая музыка, представленная «Послеполуденным отдыхом Фавна» Дебюсси, открыла незаурядные способности колонок к масштабному отображению большого оркестра. Второстепенные линии в аккомпанементе (к примеру, тихое тремоло струнных) могут то появляться явно, то словно исчезать с горизонта, но устойчивое ощущение многочисленного состава никуда не уходит. Контрастные динамические всплески не всегда проходят легко для восприятия, что неудивительно; эти большие перепады громкости, прерывающие плавную линию повествования, вроде бы не столь дерзкие и уверенные, как, по всей видимости, задумывалось, но при этом действуют умиротворяюще и оказывают благотворное влияние на обстановку прослушивания. Обращает на себя внимание возросшая глубина виртуальной сцены — она тождественна тому, что можно встретить уже на сцене концертного зала в реальных условиях. Отчетливо представляются несколько планов в глубину, на которых располагаются скрипки, альты, духовые и ударные. Предыдущие записи из-за меньшего состава исполнителей и определенного своеобразия звукорежиссуры раскрывали данное свойство далеко не исчерпывающе.

Вывод
Акустические системы ASW Genius 510, установленные в виде звена, завершающего звуковой тракт, позволяют услышать особенности воспроизведения каждого из компонентов, что является безусловным показателем их принадлежности к сфере высококачественной аудиотехники. Благородная сдержанность этих колонок ориентирована на подготовленный и воспитанный слух. Точность в отображении особенностей фонограмм подразумевает вдумчивый их подбор и даже может стать причиной перемены предпочтений в сторону более совершенной и сложной музыки.


Источник: журнал АудиоМагазин 6 2011