Элита переходит на 4K

21.01.2012 Возврат к списку Просмотрено: 2433 раз
Среди профи, занимающихся домашними кинотеатрами, проекторы JVC стали в последние годы синонимом эталонного качества видео. Ни по характеристикам, ни по субъективным оценкам им нет равных. Недаром почти все компании, выпускающие видеопроекторы класса High End, берут за основу именно аппараты JVC. Но японцы не были бы японцами, если бы не оставляли самые лучшие разработки для себя самих. В этот раз, помимо прочего, они добавили в топовые модели поддержку видео 4K.

Что такое 4K
Этим коротким и емким сочетанием называют новое разрешение в видеотехнике. Оно в четыре раза выше, чем нынешний стандарт Full HD, то есть в кадре с таким разрешением примерно вдвое больше точек по ширине и вдвое же — по высоте. Мы сказали «примерно», потому что точное разрешение кадра может незначительно меняться в зависимости от источника картинки (телевидение, цифровое кино или реставрация).

С таким разрешением уже несколько лет снимаются фильмы, делаются практически все анимационные картины, показывают кино в некоторых залах с цифровыми проекторами, реставрируются старые классические ленты. Причем последнее уже поставлено на конвейер, и результаты не дают повода усомниться в правильности такого начинания. Пример — все фильмы о приключениях Джеймса Бонда: даже самые старые из них, еще начала 60-х, выглядят так, будто сняты они только вчера. Кроме того, в Японии национальная телекорпорация NHK уже делает ряд передач и грозится в следующем году запустить на одном из каналов вещание с таким разрешением. Ей вторят ведущие японские производители электроники, которые от слов о будущем перешли к вполне конкретным действиям — помимо прототипов, в прошедшем году были показаны сразу несколько серийных моделей видеоустройств с 4K. Более того, даже кое-кто из производителей ресиверов объявил о поддержке этого стандарта. В общем, 2011-й стал переломным — эра 4K в бытовой технике стартовала официально.

Вы можете спросить: нужно ли все это? Ведь Full HD и Blu-ray только недавно получили широкое распространение, и они не вытеснили ни DVD, ни обычное телевещание в стандартном разрешении. А коль скоро ситуация с дисками нового стандарта выглядит абсолютно неопределенно, то зачем тогда переходить на 4K? Отвечаем: ради повышения качества картинки, конечно! Ради того, чтобы улучшить ее четкость, сделать ее естественнее, больше похожей на реальность. Ведь в отличие от аудио в сфере видео уже не осталось аналоговых устройств, поэтому единственный способ приблизить изображение к аналоговому — увеличить его разрешение. Причем работать этот способ будет и в случае стандартного материала, будь то диски или файлы, — пикселизация, то есть дискретность, окажется менее заметной. Так что переход видео на 4K отнюдь не бесполезен. И даваемые им преимущества можно почувствовать уже сейчас.

Магия оптики и чисел
Топовые проекторы JVC стали первыми видеоустройствами на мировом рынке, которые не только поддерживают, но и демонстрируют изображение в новом формате 4K, а наш журнал, соответственно, стал первым изданием, получившим на тестирование самый лучший и дорогой из них — DLA-X90R. Те читатели, кто интересуется темой видеопроекторов, наверняка заметят сходство этого аппарата с представителями прошлой линейки JVC и будут совершенно правы — он действительно построен на основе предыдущей модели и во многом ее повторяет, что вполне логично, ведь DLA-X9 был в своем классе эталонным. Однако изменения, внесенные в него инженерами, нельзя назвать косметическими и тем более малозначительными. Впрочем, обо всем по порядку.

Как и все проекторы JVC для домашнего кинотеатра, DLA-X90R для создания изображения использует фирменную технологию D-ILA. Основа ее — ЖК-матрицы, работающие на отражение (LCoS), а главное отличие — специальные сетчатые поляризационные фильтры, которые действуют настолько эффективно, что применение дополнительных средств повышения контрастности вроде динамической диафрагмы или изменения яркости свечения лампы становится просто ненужным. Причем JVC с каждым годом совершенствует эти фильтры, отчего реальная контрастность изображения ее проекторов растет в геометрической прогрессии. В нынешнем году специалисты компании явно поскромничали, указав, что контрастность DLA-X90R составляет 120 000:1 (у DLA-X9, напомним, было 100 000:1), — по нашим измерениям, она увеличилась раза в два, выведя по данному показателю JVC в такой отрыв от остальных конкурентов, что достичь подобного уровня они не смогут в течение многих лет (реальная контрастность лучших их моделей не доходит и до 20 000:1). Этому способствовали также новые цветные светофильтры и улучшенная светоделительная призма, которые более эффективно вычленяют полезную часть спектра лампы, направляя ее в оптический блок и тем самым повышая итоговую яркость изображения. Кроме того, конструкторы поработали с настройками, сделав так, чтобы максимум своих возможностей проектор демонстрировал при стандартных заводских предустановках в наиболее простом режиме, что, уверены, порадует большинство пользователей и инсталляторов — теперь не нужно часами искать оптимум, перебирая все параметры. Для пуристов же, желающих приводить все к собственному идеалу, в меню введена масса дополнительных пунктов, в частности регулировка цветовой палитры по семи осям — к имевшимся настройкам шести основных цветов по уровню, смещению друг относительно друга и гаммы добавились соответствующие варианты по оранжевому цвету для улучшения телесных оттенков. Еще в аппарате появилась настройка гаммы под определенные типы экранов, поскольку все они имеют разное и очень нелинейное поглощение, что раньше заметно осложняло жизнь инсталляторам. Кроме того, значительно возросшая яркость позволяет смотреть на проекторе кино и при небольшой засветке (хотя с подобными возможностями это выглядит откровенным кощунством), поэтому в DLA-X90R впервые у JVC введена автоматическая настройка под уровень освещения с соответственным изменением не только яркости и контраста, но и цветовой температуры.

068.jpgНаконец, ввиду огромного общего числа регулировок инженеры компании снабдили модель измерительным датчиком Spyder3Pro (мы в лаборатории пользуемся аналогичным) и программой для настройки. Это сделано для того, чтобы инсталляторы могли не столько привести картинку к стандартам проецирования для кинотеатров, сколько легко сверять свои ощущения с реальными измерениями на каждом шаге, ведь при таком количестве вариантов настроек запутаться проще простого. К тому же программа и датчик позволяют осуществлять настройку в полностью автоматическом режиме, что будет полезно даже для профессионалов, так как облегчит начальную установку.

Вообще вся электронная часть DLA-X90R подверглась очень серьезной модернизации. Например, новый процессинг (алгоритмы пересчета) обработки изображения позволил поднять его качество сразу в нескольких режимах. Так, 3D теперь идеально сочетается с любым вариантом широкоэкранного проецирования с использованием анаморфной линзы и экранов с соотношением сторон 2,35:1. Да и самих режимов стало больше — скажем, можно сместить картинку немного вверх для показа субтитров (кстати, это доступно и в 3D). Также для похожих ситуаций имеется несколько вариантов автоматического переключения формата и положения объектива.

Кроме того, улучшено само отображение 3D-контента: появилась функция устранения перекрестных помех (так называемого гоустинга, или двоения), которые, честно говоря, и так были незначительными в сравнении с другими 3D-проекторами. Также созданы новые очки и появилась функция преобразования обычной 2D-картинки в объемную.

Впрочем, все эти изменения, несмотря на их безусловную полезность, нельзя назвать революционными. Настоящую революцию, открывающую этому проектору дорогу в мир 4K, обеспечило другое нововведение — технология, названная e-shift. Она использует дополнительную пластину с тонкой оптической призмой, смещающей световой поток параллельно на величину в полпикселя, и управляющим слоем, перенаправляющим световой поток дважды в течение отображения одного кадра. Именно она и позволяет путем наложения разных кадров получать картинку с разрешением в 4 раза большим, чем Full HD, и к тому же лишенную пиксельной решетки вообще. Информацию для построения кадра видеопроцессор либо берет непосредственно из подаваемого сигнала (стандарт HDMI 1.4 потенциально позволяет передавать изображение с разрешением 4K, но с частотой не более 24 fps), либо вычисляет, обрабатывая имеющийся сигнал Full HD. Эта технология повышения четкости давно отработана, причем в ней не используется простая интерполяция, как многие полагают. Параметры для дополнительных пикселей вычисляются нелинейным образом с учетом функций изменения цветовых переходов в каждом участке кадра. То есть фактически каждый кадр обрабатывается примерно так же, как цветокорректором в «Фотошопе» с использованием изменения резкости в каждом цветовом канале (только вместо RGB или CMYK берется цветоразностный сигнал Y-Pb-Pr).

Реальность в формате 4K
Что получается в итоге? А получается абсолютно гладкая, как будто аналоговая картинка, но более четкая, чем без такой обработки, и с более ясными и ровными очертаниями даже самых мелких объектов, которые при близком рассмотрении размывались или отображались с зазубринами из пикселей. У нас не было видеоматериала в 4K, да и воспроизвести его на сегодняшний день могут только профессиональные устройства для цифрового монтажа кинофильмов, поэтому мы смотрели фотографии и кино с Blu-ray. Фото выглядели без преувеличения потрясающе, да и видео тоже. Конечно, качественный рост нельзя назвать революционным, но он был определенно заметен невооруженным глазом, причем, как ни странно, даже в не очень четких видеофрагментах — все-таки высшего уровня цифровая обработка изображения приносит свои плоды, хотя 4K там и не было.

Однако на отлично записанных дисках вроде «Темного рыцаря» и «Звездных войн», а особенно в документальных программах общее улучшение оказалось столь явным, что отключение режима преобразования в 4K вызывало неприятные эмоции. Пикселей на картинке Full HD с нормального для просмотра расстояния вроде бы не было, но ее цифровая природа бросалась в глаза. К хорошему очень быстро привыкаешь! Ну а 3D-видео, уже без 4K, выглядело еще лучше, чем прежде: двоение контуров в фильмах исчезло вовсе, эшелонированность планов стала более естественной, а «вылетающие» за пределы экрана предметы — более четкими и реальными. Впрочем, у техники JVC оно и раньше было лучше, чем у всех остальных проекторов и телевизоров, равно как цветопередача, контрастность и прочее. Что еще сказать? Эталон!

Вывод
Компания JVC в очередной раз осуществила невозможное. Она улучшила казавшийся идеальным проектор из прошлогодней линейки и сделала поистине эталонную модель, которая как по объективным параметрам вроде контрастности, так и по субъективным оценкам будет недосягаема еще многие годы и сможет достойно выглядеть даже в новую эру под названием 4K.


Источник: журнал АудиоМагазин 6 2011