40-летие PSB

03.08.2012 Возврат к списку Просмотрено: 2258 раз

В нынешнем году компания PSB Speakers отмечает 40-летие, и к этой дате был  подготовлен подарок настоящим меломанам — напольные системы Imagine T2.  На Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе эта  модель, которую демонстрировал её создатель, Пол  Бартон, завоевала почётный титул «Best Of CES 2012».

Главная идея при проектировании T2 была в том,
чтобы перенести наиболее удачные
решения из топовой линейки Synchrony в модели Imagine

Мы пообщались с Полом на выставке, и он рассказал, что его главная идея при проектировании T2 была в том, чтобы перенести наиболее удачные решения из топовой линейки Synchrony в модели Imagine. И хотя в Imagine T2 две частоты раздела, системы позиционируются как пятиполосные, поскольку в них используются три низкочастотника, причём каждый установлен в индивидуальном отсеке с фазоинвертором (рис. 1). Это дало возможность оптимизировать согласование конкретной головки с акустическим оформлением и улучшить линейность в низкочастотном диапазоне вплоть до 34 Гц. 13-сантиметровые драйверы те же, что применялись раньше в серии Imagine, но с усовершенствованными звуковыми катушками и более мощными неодимовыми магнитами, позаимствованными у мониторов Imagine Mini. Закономерно, что при увеличении BL-фактора* возросла отдача в нижнем регистре. Наличие перегородок позволило полностью избавиться от стоячих волн и органных резонансов в высоком и узком корпусе, что, кстати, подтвердили и наши измерения. Среднечастотный излучатель 4-дюймового калибра также установлен в собственном боксе, но гораздо меньшего объёма. Диффузоры этих четырёх динамиков изготовлены из полипропилена с добавлением керамической крошки, эффективно поглощающей внутренние резонансы. Подвесы из эластичной резины способствуют более высокой скорости отклика на приходящий импульс.

Дюймовый твитер с титановым куполом и ферромагнитной жидкостью в зазоре слегка утоплен в переднюю панель. Получившееся конусовидное углубление образует волновод, формирующий диаграмму направленности. Перед куполом закреплена полусферическая линза, корректирующая спад частотной характеристики при отклонениях от акустической оси. Думаю, не лишним будет ещё раз напомнить, что в середине 70-х Пол Бартон возглавлял группу экспертов Канадского исследовательского центра CNRC. В ходе многочисленных экспериментов выяснилось, как субъективные впечатления от прослушивания различных акустических систем соотносятся с данными измерений. Так вот, широкая дисперсия (т.е. линейная АЧХ не только на оси излучения, но и вне её) оказалась решающим фактором при оценке звучания. Именно поэтому в паспортных данных Imagine T2 оговаривается рабочий диапазон при 30-градусном отклонении. Насколько я помню, подобную информацию из всех производителей акустики публикуют лишь единицы. Полосы делятся фильтрами Линквица — Райли четвёртого порядка на частотах 500 и 1800 Гц.

Над внешним видом Imagine T2 поработал индустриальный дизайнер Дэвид Фаррадж (David Farrage), лауреат нескольких престижных премий Red Dot. Результат вы можете видеть на фото. Добавлю, что акустика при своих довольно внушительных габаритах не выглядит громоздко, а передняя панель благодаря вертикальному углублению в центре кажется уже. Предусмотрено несколько вариантов отделки корпуса: тёмная вишня, орех, чёрный матовый, а также чёрный и белый рояльный лак. Большой опыт разработчиков этой акустики чувствуется сразу — на слух невозможно заметить даже малейших psbb.jpgотклонений тонального баланса. Звучание предельно выверено, нейтрально, без каких-либо акцентов. Сначала оно кажется чересчур аналитичным, но быстро понимаешь, что примерно такой же характер присущ гораздо более дорогой и громоздкойстудийной акустике. Правда, я не почувствовал слишком глубокого баса, похоже, он всё же ограничен 40 — 45 герцами, но бас не монотонный и довольно энергичный, но как бы чересчур интеллигентный, старается не слишком обращать на себя внимание. Впрочем, это тоже узнаваемый фирменный почерк топовой акустики PSB, буквально вылизанной в безэховой камере. Тем не менее сабвуфер Imagine T2 в помощь не понадобится — эта акустика достаточно басовита для любых музыкальных жанров. Контрабас, особенно на сольных партиях, абсолютно живой — настолько верно передаются атака, гармонический ряд и вибрации корпуса. Барабаны тоже производят сильное впечатление — три басовых драйвера, работая совершенно синхронно, лупят так, что удар чувствуешь всем телом. Вообще, согласованность этой тройки, при раздельном акустическом оформлении, просто удивительна.

В среднечастотном диапазоне тоже придраться особенно не к чему — информации здесь много, а посторонней окраски нет вовсе. На большой громкости кажется слегка зажатым женский вокал, примерно на меццо-сопрано, но это, пожалуй, единственное замечание. А в целом частоты раздела полос выбраны грамотно — все певческие партии от баса до дискантов передаются довольно живо и ярко.
Твитер, традиционно для акустики PSB, очень хорош. В верхнем диапазоне много воздуха, благодаря обилию спектральных составляющих звучание легко и прозрачно. И, что самое интересное, титановый купол прекрасно вписывается в общую нейтральную концепцию — ни малейшей агрессии или акцента на меди. Поэтому одинаково сбалансированно звучат и современные записи с широким частотным диапазоном, и фрагменты архивных материалов с заметным ограничением сверху и снизу. Главное же достоинство Imagine T2 я приберёг для финала. Это, безусловно, построение трёхмерного пространства с явной перспективой в глубину и филигранной прорисовкой виртуальных источников, которые существуют в полном отрыве от самих колонок. Вообще, это не такое уж редкое качество современных АС, но способность Imagine T2 самоустраняться из создаваемой ими же звуковой картины поистине уникальна.

gr1.jpgЗависимость модуля полного сопротивления от частоты PSB Imagine T2 Сразу видно, что кроссоверы здесь довольно сложные — резонансные пики на частотах раздела почти незаметны, скорее всего, за счёт дополнительных звеньев, компенсирующих реактивную составляющую импеданса. Результат виден на верхней кривой, показывающей сдвиг фаз в рабочем диапазоне, они не превышают 40 град. Поскольку усилитель имеет дело, по сути, с активной нагрузкой, у него меньше проблем с устойчивостью и передачейрезких фронтов сигнала. Но есть один момент, который необходимо учесть при выборе усилителя — провал импеданса до 2,5 Ом на 580 Гц, и от выходногокаскада потребуется очень большой ток. Все три фазоинвертора настроены на одну частоту — 45 Гц.

gr2.jpgАмплитудно-частотная характеристика PSB Imagine T2 Столь образцовая картина редко встречается у многополосной акустики. За исключением незначительной (не более 1 дБ) неравномерности вблизи верхней частоты раздела и спада отдачи твитера выше 17 кГц, она абсолютно линейна. Тональный баланс таких АС должен быть безукоризненным. Второй важный момент, характерный для большинства моделей PSB — широкая диаграмма направленности. При отклонении от акустической оси на 30 и 50 град. (соответственно, зелёная и красная кривые) расхождение невелико, а «линза», установленная перед твитером, даёт подъём АЧХ на 16 кГц. Такая картина гарантирует правильное построение пространства — точную локализацию источников и обширную зону стереоэффекта. Чувствительность T2 средняя, порядка 88 дБ, но, учитывая низкий импеданс, усилитель для них потребуется мощный, с приличным выходным током. Порты фазоинверторов не дают посторонних призвуков, стоячие волны внутри корпуса подавлены.


Цена за пару: 88000 руб.

Журнал: Салон Audio Video  август 2012