Референсные мониторы ACOUSTIC ENERGY

08.08.2012 Возврат к списку Просмотрено: 2760 раз
     История ACOUSTIC ENERGY переплетена с «референсной» серией с первого дня существования компании. В 1987-ом году, когда ACOUSTIC ENERGY была основана в Западном Лондоне, фирма больше нацеливалась не на рынок домашней акустики, а на профессиональный сегмент: на звукорежиссеров и музыкантов. Поэтому первыми моделями компании стали пассивные мониторы ближнего поля Reference AE1, разработанные инженером Филом Джонсом. Лучший старт молодой компании трудно было придумать – мониторы AE1 стали легендой, принеся ACOUSTIC ENERGY мировую известность, в 1991-ом и 92-ом громкоговорителям AE1 присуждался главный приз British Hi-Fi Award в номинации «лучшая акустическая система года».

Мониторы AE1 Signature (1995 г.)Революционные мониторы AE1 образца 1988 года.
     Большое внимание специалистов привлекла новаторская по тем временам конструкция мониторов АЕ1. Они стали первыми прославившимися акустическими системами с металлическими диффузорами, до АЕ1 применение металлических мембран в высококачественных конструкциях считалось чем-то маргинальным, по крайней мере одновременно и в твитере, и в СЧ/НЧ динамиках. «Пищалка» AE1 комплектовалась куполом из магниевого сплава. Мид-вуфер AE1 был новым словом в разработке акустических систем, он оснащался конусом переменной толщины, выполненным из алюминиевого сплава. Однако для улучшения жесткости и демпфирующих свойств мембрана с двух сторон анодировалась, так что окончательный материал представлял собой сэндвич с внутренним слоем из металла и керамическими поверхностями из оксида алюминия. Необычно высокая динамика звучания для скромного по размерам полочника достигалась благодаря большому ходу динамика – 2 см, причем конструкция магнитной системы и звуковой катушки позволяла последней при движении не покидать область однородного поля, значит мотор, вплоть до максимальных уровней громкости, работал в линейном режиме. Мониторы оказались практически не чувствительными к перегрузкам, так как вопрос температурной компрессии, связанной с перегревом катушки, решался с помощью более эффективного теплоотвода. Катушка из медной плоской проволоки наматывалась на алюминиевый каркас, который крепился к металлическому центральному колпачку, а тот в свою очередь присоединялся теплопроводящим клеем к диффузору, и все это работало как прекрасный радиатор. Этот метод активно используется ACOUSTIC ENERGY и многими последователями до сих пор. А тогда, в конце 80-ых, возможность играть громко и работать с мощными студийными усилителями выгодно отличала AE1 от других популярных мониторов вроде BBC LS3/5a.

Герои обзора - "пятерка" рференсных мониторов.

Герои обзора - "пятерка" рференсных мониторов

     Модификации AE1 и сейчас составляют основу семейства Reference. Конечно, теперь акустические системы стали более совершенными технологически, но традиция осталась – СЧ/НЧ динамики колонок ACOUSTIC ENERGY неизменно делаются из металла. В этом обзоре мы расскажем о текущем состоянии линейки Reference и отчасти коснемся близкой к «референсам» по идеологии «профессиональной» серии ACOUSTIC ENERGY, отмечая не только основные моменты конструкции, но и сравнительный характер звучания мониторов.

AE1 ClassicAE1 Classic.
     Эти акустические системы – современные версии легендарных мониторов АЕ1, сохранивших компактный корпус, размеры излучателей и два небольших фазоинверторных порта, отделяющих твитер от СЧ/НЧ-драйвера. Но динамики, хотя и напоминают излучатели исторических мониторов ACOUSTIC ENERGY – другие, более современные. «Пищалка» комплектуется 25-мм куполом из магниевого сплава, который защищается металлической сеткой. В большом фланце по окружности расставлены вентиляционные прорези. Мид-вуфер с увеличенным магнитом имеет металлическое шасси и оснащен 90-мм мембраной из алюминиевого сэндвича (керамика/металл/керамика). В этой версии динамика толщина диффузора составляет всего 0.3 мм. Не потеряв в жесткости, диффузор стал легче, а следовательно лучше отрабатывает динамические контрасты музыки. Для раздела полос применены симметричные фильтры 3-его порядка на частоте 3 кГц. По старой традиции разработчики позаботились о том, чтобы AE1 Classic умел играть громко, спокойно уживаясь даже с 200-ваттными усилителями. Кабинет колонок может иметь «студийную» черную окраску, а может быть красиво отделан натуральным шпоном с последующей лакировкой.

     Середина и верх AE1 Classic – открытые и информативные, хорошо локализуются образы на музыкальной сцене. Стереообраз легко разворачивается по ширине и имеет ясную перспективу с несколькими эшелонами, поэтому мониторы спокойно рассаживают в пространстве средний по размерам камерный оркестр. Тембры инструментов нейтральны с некоторым уклоном в холодную сторону, что вполне согласуется с «общепринятыми» для мониторов нормами. Баланс звучания, в принципе, сохраняется в строгости даже при существенном увеличении громкости, разве что дисканты становятся чуть более резкими и звонкими, проявляя металлическую «природу» твитера.

     Внизу AE1 Classic хорошо держат ритм, играют аккуратно и с отменным контролем. Исходя из компактных размеров мониторов, требовать от них очень уж глубоких низов нельзя, но начиная с верхней части мид-баса и выше полочники играют очень уверенно.

Reference 1Reference 1.
     В 2011-ом году ACOUSTIC ENERGY обновила линейку Reference, выпустив два монитора, один из них – Reference 1. Отличительная черта колонок нового поколения – уникальная конструкция кабинета, сделанного из трехслойных панелей (MDF/плотная резина/MDF), подобная конструкция отлично гасит резонансы корпуса. Порт фазоинвертора Reference 1 смотрит назад. В мониторах используется дорогая отделка из шпона эбенового дерева и девяти слоев прозрачного лака. ВЧ область озвучивает любимая инженерами ACOUSTIC ENERGY «пищалка» с кольцевой мембраной (очередная модификация твитера Vifa XT25), помещенная в акустическую линзу DXT. СЧ/НЧ драйвер имеет диаметр 110 мм и комплектуется традиционной мембраной из анодированного алюминия с центральным коническим колпачком. В динамике была доработана магнитная система и подвес мембраны, сделанный из вспененной резины, новая мембрана с гиперболическим профилем сделана более тонкой и легкой, чем у предшественников. Полосы излучателей Reference 1 делятся на частоте 2 кГц с помощью фильтров 2-го порядка.

     Подробности о технологиях и звучании Reference 1 желающие могут найти в нашем тестовом обзоре (ссылка), здесь же мы проведем лишь несколько параллелей, сравнивая новый монитор ACOUSTIC ENERGY с «классической» версией.

     Reference 1 обладают отменной динамикой, которая не портится даже на большой громкости. По сравнению с «классикой» они имеют более энергичный и примерно на пол октавы (что не мало) более глубокий бас. Подробные, гладкие дисканты не имеют «колючих» ноток, появляющихся в звучании AE1 Classic на большой громкости. На средних частотах Reference 1, пожалуй, дают чуть меньше деталей в обертонах и в точности локализации образов слегка проигрывают «классике». Зато благодаря широкой диаграмме направленности Reference 1 заметно проще настроить. Кроме того, презентацию сцены Reference 1 можно назвать более развернутой, а их манера давать дополнительный фокус на солистах легче вовлекает слушателя в музыку. Поэтому, как домашние мониторы Reference 1 получают преимущество над более строгими, но менее эмоциональными AE1 Classic.

Reference 2Reference 2.
     Старшие братья Reference 1 по призыву 2011-го года - мониторы Reference 2 снова возвращают нас к истокам ACOUSTIC ENERGY – к громкоговорителям AE2, выпущенным британцами в конце 80-ых прошлого века. Исторический и современный мониторы похожи по конструкции, вот только три небольших ФИ порта с фасада АЕ2 в Reference 2 превратились в один диаметром 45 мм, расположенный на задней панели. В остальном, Reference 2 использует самые современные технологии ACOUSTIC ENERGY: кабинет сэндвич с центральным демпфирующим слоем из резины, кольцевой твитер в линзе DXT, мид-вуферы последнего поколения с диффузорами из анодированного алюминия. Аналогично Reference 1 в «двойке» применены фильтры 2-го порядка, разбивающие полосы на частоте 2 кГц. Кабинет Reference 2 отделывается эбеновым шпоном с многослойной лакировкой поверхности.

     По характеру звучания СЧ/ВЧ диапазонов Reference 2 сходны с мониторами Reference 1, что не удивительно, учитывая схожесть технологий. Но звук в крупных «двойках», оснащенных двумя СЧ/НЧ-динамиками, опирается на более прочный басовый фундамент: тут уже средний бас имеет полноценную артикуляцию, которую не получишь от компактных полочников. Поэтому и тональный баланс звучания Reference 2 слегка отличается, имея более густую нижнюю середину и плотный ритмический рисунок. «Двойки» дают больше драйва и мощи звука на мид-басе, поэтому эффектнее воспроизводят рок-музыку и разнообразную электронику. С другой стороны, у Reference 2 можно отметить некоторую тенденцию к укрупнению низкочастотных образов, что может слегка деформировать музыкальную сцену в классических произведениях.

AE1 MkIII SEAE1 MkIII SE.
     Скоро уже пройдет четверть века, а флагманом модельного ряда ACOUSTIC ENERGY по-прежнему остается монитор AE1, но уже 3-его поколения. В честь 20-летия модели АЕ1 британцы выпустили ограниченным тиражом (всего 250 штук) версию AE1 MkIII SE (Special Edition).

     В третьем поколении монитор АЕ1 отличается бескомпромиссной конструкцией акустически инертного кабинета: лицевая панель – пластина из алюминия толщиной 12 мм, к которой жестко крепятся оба динамика, основной корпус выполнен из 18-мм листов MDF, скреплен стяжками и 4-мм стальными пластинами, приклеенными с внутренней стороны особым демпфирующим составом. Таким образом, давятся в зародыше все резонансы корпуса.

     Начиная с 3-ей модификации AE1 разработчики отказались от твитера из магниевого сплава, использовав ВЧ-головку с кольцевой мембраной. СЧ/НЧ драйвер все также оборудован диафрагмой из анодированного алюминия. Но сам динамик был в свое время существенно доработан: открытое, улучшающее вентиляцию мотора, шасси делается из немагнитного магниевого сплава, каркас катушки – из непроводящего стекловолокна, магнитная система набирается из нескольких неодимовых частей. Для версии SE был разработан Hi-End кроссовер, состоящий всего из 6 элементов: простой кроссовер – наименьшие фазовые искажения сигнала. Внутренняя разводка в колонках выполнена многожильным серебряным кабелем в тефлоновой изоляции. В схеме кроссовера применены фильтры 2-го порядка, делящие частотный диапазон на 2 кГц. Флагманы Reference отделываются либо натуральным шпоном, либо многослойным рояльным лаком, нанесенным вручную, на заказ возможна любая расцветка по желанию клиента.

     AE1 MkIII SE заметно дороже других акустических систем серии Reference, но и звучание у них другое – более рафинированное и благородное. Колонки свободно обращаются с богатой тембровой палитрой сложных композиций, с истинно мониторной точностью передают нюансы партитуры, шорохи и реверберации зала, где происходила запись – при прослушивании все это создает правдивое ощущение личного присутствия. Для воспроизведения оркестровой музыки и современных жанров мониторы имеют отличный динамический ресурс. Причем эпитет «отличный» применим безотносительно к габаритам и полочной конструкции акустических систем. Мониторы не играют нижний бас, но мид-бас они воспроизводят с впечатляющей скоростью, рельефом и надежным контролем. Среди компактных плочников сложно найти столь басовитые и вместе с тем аккуратные внизу колонки, за любые деньги. Кроме того, AE1 MkIII SE демонстрируют предельно нейтральный характер звучания – никаких лишних красок, а тональный баланс мониторов отстроен как будто по линейке. Музыкальная сцена – в лучших традициях мониторной акустики: стабильная, прозрачная, с прекрасно очерченными краями и дальними планами, напоминающими голографическое изображение, не терпящее тумана, ни на большой громкости, ни на оркестровых тутти. Но при всей своей мониторной слаженности звучания AE1 MkIII SE не оставляют давящего на слушателя впечатления избыточности деталей, эти колонки являются высококлассной домашней акустикой для небольших и средних по площади комнат.

AE22 PassiveAE22 Passive.
      Проектируя мониторы ближнего поля для линейки Professional, инженеры ACOUSTIC ENERGY решили сделать упор не столько на максимально широкий рабочий диапазон и минимальную неравномерность частотного отклика, сколько на более востребованные в студиях параметры звучания, такие как низкие искажения и точная работа колонок с временными переходами. По этой причине было решено отказаться от фазоинверторного оформления корпусов, разработчики выбрали кабинеты закрытого типа, но добавили им немного объема, чтобы избежать компрессии. Так в середине нулевых родились две версии мониторов АЕ22: активная и пассивная. Мы в этой статье расскажем о пассивном варианте мониторов.

     Мониторы AE22 Passive выглядят неброско, но все же не столь скучно и угловато, как многие студийные колонки. Глаз цепляет несимметричность передней панели, благодаря смещенному твитеру, вытянутый бокс которого слегка выступает над верхней панелью громкоговорителя. Впечатление от широкого фасада смягчается плавным переходом лицевой панели в бока, симпатично смотрится серебряная накладка окружающая «пищалку». АЕ22 комплектуется двумя излучателями, за ВЧ-диапазон отвечает твитер с кольцевой мембраной и неодимовым магнитом, СЧ/НЧ-диапазон озвучивает динамик с 200-мм диафрагмой из анодированного сплава. Для уменьшения искажений звука в драйвере используется крупный полукруглый подвес из резины, а также мотор с длинным магнитным зазором и короткой звуковой катушкой, которая при движении не покидает области однородного магнитного поля. Полосы излучателей делятся на частоте 2 кГц фильтрами Бесселя 3-его порядка. Подтверждая профессиональный статус монитора, обратная панель громкоговорителя содержит не только привычные акустические клеммы, но и разъем Neutrik.

     Пассивный вариант АЕ22 демонстрирует своеобразное звучание: стереообраз заметно выдвинут вперед, звук очень напорист. Сразу привлекает быстрый и фактурный бас с упругим звучанием ударных инструментов. В эмоциональном плане звучание трудно назвать выразительным, во всем рабочем диапазоне оно суховато, в дискантах переходя в легкую шершавость, отчетливо заметную при увеличении громкости. Однако, как и положено «породистому» студийному громкоговорителю, монитор играет очень детально и уверенно акцентирует внимание слушателя на нюансах записи, независимо от подаваемой на него мощности.





Источник: портал avreport.ru, август 2012 г.