Железный человек. Предварительный усилитель Jeff Rowland Corus, Оконечный усилитель Jeff Rowland 625

05.10.2012 Возврат к списку Просмотрено: 5959 раз

Предварительный усилитель Jeff Rowland Corus, Оконечный усилитель Jeff Rowland 625     По нашим (а вернее сказать — советским) меркам, Джефф Роулэнд — пенсионер союзно го значения. Первое — по возрасту, поскольку родился он 60 лет назад в небольшом городке Блэк Форест, штат Колорадо. Второе — безусловно, по значимости его вклада в аудио индустрию, американскую в частности и мировую в целом. Заболев электроникой буквально с детства, он, естественно, поступил в технологический институт в Далласе, закончив который какое-то время работал на Ampex, но в итоге решил организовать собственную компанию — и в 1981 году на свет появилась Rowland Research. Дебютным продуктом компании стал моно усилитель мощности Model 7M, который в раз личных своих модификациях выпускался в течение восьми лет (с 1984 по 1992 г). В 1987 году название фирмы меняется на Jeff Rowland Design Group, так что сейчас мы фактически отмечаем четвертьвековой юбилей компании. Говоря о типичных конструктивных решениях этого производителя, прежде всего стоит отметить балансную схемотехнику, впервые реализованную в 1986 году. Два года спустя вышел первый предварительный усилитель с пультом ДУ. С 1992 года компания практикует использование аккумуляторных источников питания, а с 1995 — выходные трансформаторы, весьма нетипичный подход для транзисторных усилителей мощности, хоть и не уникальный (достаточно вспомнить McIntosh).

Предварительный усилитель Jeff Rowland Corus, Оконечный усилитель Jeff Rowland 625

     Одной из характерных особенностей техники JRDG является максимально возможная механическая стабильность аппаратуры, ведь при столь высоком уровне качества тракта т. н. «микрофонный эффект», хорошо знакомый любителям ламповой техники, может проявляться и в транзисторных изделиях. Вот уже 20 лет для производства усилителей компании используются шасси с низкорезонансной конструкцией, разработанные по принципу золотого сечения. В этом отчасти «виновато» плодотворное сотрудничество Джеффа с Джорджем Кардасом, основателем и главным разработчиком компании Cardas.

Предварительный усилитель Jeff Rowland Corus, Оконечный усилитель Jeff Rowland 625     На прошлогодней выставке в Лас-Вегасе состоялись сразу три премьеры, и, пожалуй, самая главная из них — это первый цифровой продукт под маркой Jeff Rowland, ЦАП Aeris. Кроме него, были представлены предвари тельный усилитель Corus (по сути своей, аналог флагманской модели Criterion, но без аккумуляторного блока питания) и стереоусилитель мощности под индексом 625 (оригинальная разработка компании без использования усилительных модулей Bang & Olufsen ICEpower). Эту пару мы сегодня и протестируем.


Предварительный усилитель Jeff Rowland Corus, Оконечный усилитель Jeff Rowland 625Конструкция

     В принципе, можно с полным на то основанием утверждать, что тестируемый предварительный усилитель является 4-x блочным! Если же говорить объективно, то два из четырех блоков — это пульт ДУ и внешний приемник для него, зато оба — в безупречных по качеству изготовления фрезерованных алюминиевых корпусах. Тут возникает первый вопрос. Понятно, что внешний ИК приемник нужен в том случае, когда техника убирается, что называется, «с глаз долой». Но у кого поднимется рука спрятать такую красоту? Филигранная полировка передней панели удачно сосед ствует с наглядным вакуумно-электролюминесцентным дисплеем разрешением 320 х 32 элемента.

Предварительный усилитель Jeff Rowland Corus, Оконечный усилитель Jeff Rowland 625     Третий блок, как несложно догадаться, имеет непосредственное отношение к питанию. Поступает оно на 10-амперный предохрани тельный модуль Qualtek 76400/002, а с него — на импульсный AC/DC-преобразователь XP Power ECM100UT33. На отдельной плате установлены три конденсатора Elna номиналом по 4700 мкФ и шесть ферритовых мини колец, вероятно, предназначенных для фильтрации.

     «Подготовленное» таким образом питание по двум (для правого и левого канала) много жильным проводникам поступает уже непосредственно в коммутационно управляющий блок. Вот уж где раздолье для аудиофила! Прежде всего стоит упомянуть изолирующие трансформаторы Lundahl, используемые для гальванической развязки сигнальных цепей. В аппарате установлено 4 трансформатора LL7902 и столько же LL1588, предположительно используемых на входе и выходе соответственно. А вот для чего понадобилось целых 6 (!) резистивных матриц BurrBrown PGA2320 — мне сложно представить. С учетом их не балансной конфигурации, рискну предположить, что, скажем, на паре можно было организовать полноценный балансный регулятор громкости, еще пара потребовалась для независимого второго выхода, Предварительный усилитель Jeff Rowland Corus, Оконечный усилитель Jeff Rowland 625но как быть с оставшимися двумя? Разве что они обеспечивают весьма развитое функциональное оснащение, и в частности: подстройка чувствительности каждого входа в диапазоне ±20 дБ с шагом в полдецибела, регулировка баланса в диапазоне ±20 дБ с шагом в децибел между каналами, смещение второй пары выходов в диапазоне ±20 дБ. Непосредственно же громкость регулируется в диапазоне 100 дБ с переменным (в зависимости от скорости вращения рукоятки оптического энкодера) шагом от 0,5 до 1,5 дБ и точностью в 0,03 дБ во всем диапазоне. Что осталось добавить относительно конструкции предусилителя? Корпус центрального блока изготовлен путем фрезеровки алюминиевой болванки марки 6061Е6 и разделен на отсеки внутренними перегородками. Для монтажа элементов используются керамические 4-слойные печатные платы от компании Rogers, в выходных каскадах установлены операционные усилители OPA1632 от Texas Instruments. Забавный момент: в усилителе есть возможность поканального переключения абсолютной фазы сигнала. Хоть мне и сложно представить себе ситуацию, в которой она может понадобиться, ну да кашу маслом не испортишь.

     В блоке питания усилителя мощности удалось обнаружить реле Crydom D2425, сетевой фильтр Qualtek 85010/023, а также компактный импульсный преобразователь Mean Well. На основании этих данных достаточно сложно делать выводы о природе и свойствах источника питания, производитель же лишь указывает на его оснащение PFC-схемой (Power Factor Correction), которая обеспечивает фактически линейную передачу энергии от сетевой розетки к выходным клеммам усилителя, а также эффективно борется с шумами и перепадами напряжения. Впервые эта схема была задействована на модели с индексом 12 в 1998 году.

Предварительный усилитель Jeff Rowland Corus, Оконечный усилитель Jeff Rowland 625     Входной сигнал гальванически развязан со схемой усилителя посредством пары изолирующих трансформаторов Lundahl LL1588, в качестве драйверов используются две пары LME49810, в свою очередь, нагруженные на дюжину комплементарных пар биполярных транзисторов Sanken, STD03P/STD03N (160 В/ 15 А/160 Вт). Для подключения кабеля к АС установлены четыре сдвоенных винтовых клеммы Cardas, так что о кабельных терминалах, отличных от «лопаток», лучше сразу забыть.

     Конструктивные особенности усилителя мощности включают в себя независимые цепи усиления тока и напряжения в классе АВ без общей ООС, полностью балансную схемотехнику, медные питающие и сигнальные шины. Думаю, нет смысла говорить, что изготовлены эти красавцы в США.


Прослушивание

     Увидев впервые модели JR, я был изрядно удивлен. Представляя себе в общих чертах особенности техпроцесса, используемого для получения и финишной обработки корпусов аппаратов, равно как и примерную стоимость их изготовления, я не мог не задаться вопросом: насколько их звучание соответствует внешнему облику? На мой взгляд (я считал так раньше, считаю так и теперь), это одни из самых красивых и стильных аппаратов. Их красота не броская, она не в позолоте ручек и не в богатстве отделки. Она — в строгости линий и выверенности пропорций. Если провести архитектурную аналогию, это не барочный, а — скорее — романский, изначальный стиль. Так что же скрывает от нас парадный фасад?

Предварительный усилитель Jeff Rowland Corus, Оконечный усилитель Jeff Rowland 625     Щелчок тумблера на блоке питания пред усилителя. Дисплей вспыхивает крупными, словно опалесцирующими голубоватыми бук вами и цифрами. Звучат первые ноты. Концерт соль минор для гобоя и струнных Алессандро Марчелло в исполнении Альбрехта Майера с альбома «In Venice». Великолепное исполнение. Почему мне кажется, что Майер, при всех его званиях и регалиях, все же несколько недооценен как гобоист? Звучание его гобоя воспроизводится дуэтом Jeff Rowland мягко и певуче, без артефактов и «прононса», с естественным тембром. Не теряясь на фоне скрипичной группы, но и не вырываясь излишне на первый план, что свидетельствует как о грамотном процессе записи и мастеринга, так и ровной частотной характеристике усилителей, отсутствии «завалов» по краям частотного диапазона. Виртуозное владение инструментом, исполнительское мастерство Майера, бога тая техника звукоизвлечения в полной мере раскрываются при воспроизведении парой Corus/625, что позволяет не просто услаждать слух, но и погружаться в иллюзию аутентичной барочной музыки. Звучание струнных можно охарактеризовать как насыщенное, тембрально богатое и в то же время мягкое, но без при знаков искусственного смягчения высоких частот. Что касается ровной передачи частотного диапазона, то здесь, похоже, производитель играет по-честному, не пытаясь лукавить и маскировать девиации в передаче того или иного участка АЧХ частотной коррекцией. Так что если вдруг звучание покажется вам несколько жестким, со «стеклом», или — наоборот — тусклым и «обезжиренным», значит, нужно искать причину в других компонентах тракта.

 Предварительный усилитель Jeff Rowland Corus, Оконечный усилитель Jeff Rowland 625    Звуковая сцена аппаратов ожидаемо менялась, причем весьма радикально, при подключении различных акустических систем. Это может свидетельствовать как о том, что наибольший вклад в формирование сцены в нашем случае вносят именно АС (а вернее, что они являются первыми подозреваемыми в не соответствии воспринимаемого образа — об разу, существующему в записи), так и о том, что судить о сцене при отсутствии «референсных» акустических систем (или систем, которые мы условимся считать приближающимися к таковым) и делать окончательные выводы мы можем только на основании косвенных заключений, полученных путем сравнения JR с другими усилителями в близкой ценовой категории, благо таковые оказались под рукой. Опуская детали, связанные с переподключением и приведением всей системы к общему знаменателю, отметим достаточно правильно формируемую виртуальную сцену. Объективно глубокую, но без эффекта тоннеля. Вокал Барб Джангр слышен точно по центру между правой и левой системами, чуть выдвигаясь вперед. Заглавная «Who Do You Love» с диска «Walking in the Sun» — причудливый коктейль из блюза, фанка, соул, с привкусом блюграсс, где аккомпанирующие музыканты не столько выводят партии своих инструментов сплошной, сколько обозначают их пунктиром. В этой «разреженной» атмосфере особенно явно ощущается каждый образ, его положение в пространстве. Осязаемый, словно нарисованный жирными мазками, контрабас открывает дилановскую «Trouble In Mind». К повторяющемуся басовому ходу в квинту под мешан нарочитый дребезг струн, оттеняющий речитативный вокал Барб. В начале трека, до того как вступают остальные инструменты, возникает ощущение, что слышимые размеры контрабаса несколько преувеличены, но затем все встает на свои места. По всей видимости, это задумка звукорежиссера, который, желая выделить инструмент, «выдвинул» его вперед, что привело к подобному аудиопараллаксу.

     Впрочем, объективный подход я признаю исключительно для более приземленных материй.


Вывод

     Обобщая впечатления от предусилителя и усилителя мощности Jeff Rowland, я бы назвал их звучание легким, информативным, комфортным и прозрачным, подразумевая под последним то, что лично для меня «привкус» этих аппаратов едва уловим по сравнению с остальными компонентами, максимально приближая звучание если не к идеальному, то, как минимум, к референсному классу. Другими словами, единственный недостаток усилителей Jeff Rowland — эффект привыкания.




Максим Семейкин. он-лайн издание prohighend.ru