«Чаша, наполненная звуком». Фонокорректор для проигрывателей винила van den Hul «The Grail»

10.03.2011 Возврат к списку Просмотрено: 6629 раз
Van Den Hul The Grail     За последние несколько лет интерес к винилу и в нашей стране, и за рубежом стремительно вырос. Но собирание пластинок – это одно, а хорошая техника для их проигрывания – другое. Представители аудиоиндустрии крепко держат руку на пульсе и, коль скоро такая аппаратура сейчас востребована, выпускают её в больших количествах. Фонокорректор – очень важное звено в цепочке «пластинка - звук». Возможно, мы встретились с лучшим из них.
     Мы уверены, что в нашем специализированном журнале нет надобности представлять самого знаменитого в мире Hi-Fi / High End голландца — Альта Йонка ван ден Хула. Этот неутомимый созидатель, инженер, мастер на все руки покоряет своей кипучей энергией и особо тщательным отношением к делу. Его кабели, картриджи, фонокорректоры, аксессуары всегда завоевывали сердца меломанов и аудиофилов всего света, и многие считают его лучшим в своем деле. В редакции hi-fi.ru о нем знают не понаслышке — некоторым сотрудникам посчастливилось поучаствовать в семинарах с его участием и даже лично пообщаться. К нам в лабораторию попал уникальный прибор фирмы Van den Hul класса High End — MM/MC-фонокорректор с интригующим названием «Грааль» (The Grail). Это понятие используется и в переносном смысле, обозначая некую заветную, но труднодостижимую цель. По утверждениям немецких экспертов, данный фонокорректор — лучший из всех, какие им удалось протестировать за всю их карьеру. Давайте и мы посмотрим, удалось ли мэтру превзойти себя.
Van Den Hul The Grail     Глядя на прибор, состоящий из двух блоков, сразу чувствуешь его беспрецедентную надежность, солидность и весомость, особенно если подержать все это в руках. Один только основной модуль весит почти 7 кг. Но начнем мы с невзрачного отдельного блока питания, имеющего металлический корпус и фрезерованную алюминиевую накладку на фасаде, на которой нет даже шильдика. Он несколько необычен: внутри расположена единственная деталь — тороидальный трансформатор величиной с хоккейную шайбу. На задней стенке есть сетевая клавиша, а еще отсюда выходит заделанный в корпус кабель — по нему питание от обмоток трансформатора идет в основной модуль, где, помимо прочего, размещен управляющий блок питания. Приятно удивило наличие в комплекте роскошного сетевого кабеля топ-класса Van den Hul М.С. The Mainsserver Hybrid, способного обеспечить невероятную чистоту питания, лишенного каких-либо наводок. Дизайн корпуса основного блока The Grail точно такой же, как и у БП, не считая большего размера и веса, а также толщины передней панели, на которой курсивом нанесен логотип фирмы. В центре фасада красной точкой немного выступает головка крошечного светодиода, сигнализирующего о готовности к работе. А вот коммутационная часть выглядит загадочно. Удивляет обилие, казалось бы, лишних позолоченных разъемов RCA. Но если внимательно изучить инструкцию, то становится понятно, что сделано это для большего удобства. Для головок типа ММ и типа МС предназначены разные пары разъемов RCA. При этом вход для ММ-картриджей запараллелен с терминалом Load, к которому можно подключить дополнительную емкость либо сопротивление. Есть два изящных тумблера с хромированной ручкой. Тот, что находится справа, отвечает за переключение режимов для разных типов картриджей, а вот назначение левого, под которым стоит маркировка «подзарядка», несколько озадачивает. На самом деле можно приобрести версию Van den Hul The Grailсо встроенными мощными аккумуляторами (для них в корпусе отведено специальное место), и в этом случае обеспечивается чистейшее питание схемы постоянным током, полностью лишенное любых помех. Однако в нашем распоряжении оказалась базовая модель без аккумуляторов, имеющая к тому же небалансную схему (кстати, не так давно появился и балансный вариант The Grail, оснащенный разъемами XLR). А теперь о секретах фирмы. Схема этого корректора-предусилителя на сегодня не имеет аналогов в мире среди промышленных изделий. RIAA-коррекция реализована при помощи катушек, без применения в фильтрах ухудшающих звук конденсаторов.
     Печатная плата из специального материала и с золотыми дорожками снабжена особым креплением в целях устранения негативного воздействия механических вибраций на звук. Малошумящий, автоматически адаптирующийся входной каскад для МС-головок не требует согласующих резисторов и характеризуется отсутствием раздражающего шума даже у картриджей с низким уровнем выходного сигнала. Сопрягающие конденсаторы максимально удалены от сигнального тракта. Что касается инсталляции, то нельзя сказать, что это слишком сложный и утомительный процесс, но определенное терпение, сноровка и умение работать обычной крестовой отверткой будут необходимы. С подсоединением межблочных кабелей и подключением блока питания все ясно. А вот для того, чтобы добиться наилучшего звучания, нужно снять верхнюю крышку и выставить на крошечном блоке DIP-переключателей положения фишек в соответствии с инструкцией пользователя, настроив тем самым уровень усиления корректора. Это очень важно для оптимального согласования с картриджами обоих типов: ММ и МС. Кроме того, производитель рекомендует прогревать устройство от 50 до 100 часов.
Van Den Hul The Grail     Начали мы вопреки традиции с мягкой и легкой музыки. Было решено основательно пройтись по джазу, так как подобные устройства, особенно из высшей ценовой категории, привлекают не брутальную молодежь, потребляющую многоликий металл и забористую электронику, а солидных мужей, которые воспитаны на более академических жанрах.
     Программу открыл аргентинский тенор-саксофонист Гато Барбьери, и нас сразу поразили великолепие и натуральность его духового инструмента. Следующим номером стал альбом 1974 года «В первый раз» знаменитого короля фортепианного мейнстрима Каунта Бэйси. Рояль играл столь же реалистично, детально, без каких-либо призвуков и только усилил бурю эмоций. Дуэт Эллы Фицджеральд и виртуозного джазового гитариста Джо Пасса (альбом «Снова...», 1976 год) окончательно убедил нас в том, что Van den Hul The Grail — как раз то, что необходимо для воспроизведения лучших джазовых композиций. Он идеально выстраивает сцену и передает образы, четко воссоздает звучание всех инструментов, доносит до слушателя живую энергию — и все это делается с максимальным комфортом. После прослушивания некоторых треков с альбомов фьюжн-гитариста Пэта Метени и «Модерн Джаз Квартета» с лидирующим виброфоном мы однозначно поставили высший балл и за это направление довольно сложной музыки. Из классики ставили фрагменты оперы «Электра» Рихарда Штрауса (Нильсен, Резник, Коллиер, Краузе, Солти) и «Известные органные работы» Баха. Это другой музыкальный жанр «для взрослых», который смело можно доверить нашему «Граалю» — здесь он не разочарует и самого придирчивого слушателя. А что же рок, спросите вы? С ним тоже все идеально: пара композиций трэшевых «Холи Мозес» с визжащей фальцетом вокалисткой Сабиной Классен, пара жестких номеров из культовой «Металлики» — и очередной вердикт: устройство поистине универсальное и всеядное. Смело наслаждайтесь примитивным, но душевным и энергичным битом 60-х, слушайте красивый неторопливый гитарный фолк, психоделические исследования музыкантов эпохи хиппи, помпезный и многогранный арт-рок, любую классику рока и блюза — от польских «Брейкаут» и венгерской «Омеги» до «ЛедЗеппелин», «Блэк Саббат» и «Назарет». Мы уверяем вас, что вы получите все необходимые эмоции, переживания и драйв, задуманные и воплощенные задолго до появления нашего испытуемого — который способен извлечь их из передаваемого звукоснимателем сигнала, добытого в недрах бороздок винилового диска.                                                               
                                                                                                                           Hi-Fi.ru