Размывая грань между реальной и воспроизводимой музыкой

09.03.2011 Возврат к списку Просмотрено: 2061 раз
     Ayon Audio относится к немногочисленной группе компаний, переопределяющих искусство звуковоспроизведения. Австрийская компания Ayon конструирует и производит ламповые устройства и акустические системы класса High-End. Слово "Ayon" ассоциируется у меня с защитными чехлами из красного бархата и ламповыми усилителями, каждый из которых представляет собой хромированную художественную "скульптуру" . Устройства Ayon представляют собой подлинные предметы искусства класса Bugatti или Bentley.
     Компания Ayon Audio была основана Герхардом Хиртом. Он потрясающе чувствует дизайн, эргономику и звук и обладает великолепным деловым чутьем. История Ayon началась с приобретения компании VAIC в начале 1990-х годов. VAIC представляла собой небольшую фабрику по производству ламп (выходных триодов). Хирт успешно приобрел компанию у ее владельца Алесы Ваик, поменял ее название и расширил продуктовую линейку, включив в нее предусилители, CD-проигрыватели, цифро-аналоговые преобразователи и акустические системы.
     Несомненно, Хирт чрезвычайно одаренный представитель дизайнерского подхода "форма соответствует функции". Каждое творение Хирта создает уникальное ощущение стиля, стоящего существенно выше массово производимых аудиокомпонентов. Если бы Стив Джобс был аудиоконструктором, его бы звали Герхард Хирт.
     Чтобы оценить такой уровень индустриального искусства и эргономической инженерии, нужно воочию видеть, трогать и чувствовать устройства Ayon. Фотографии неспособны передать все очарование компонентов Ayon. Продукция Ayon устанавливает новые стандарты звуковоспроизведения и позволяет отнести Хирта к элите мировых аудиоконструкторов.
     Цены на продукцию Ayon можно относятся к реалистичному уровню Ultra High End. Только три устройства стоят более $ 25 000, и это востребованные компоненты мирового уровня.
     Представьте себе идеальную аудиосистему, способную "призвать" Паваротти, Каллас, Каррераса и других артистов в ваш дом, систему, позволяющую воссоздавать реальность. Какой она должна быть? Цифровой или аналоговой? Транзисторной или ламповой?
     А что, если можно отобрать лучшие атрибуты каждой технологии и создать новый звук – новый способ прослушивания? Герхарду Хирту это удалось, и его достижения замечены в аудиомире. Продукция Ayon размывает грани между реальной и воспроизводимой музыкой; возможно, это именно то звучание, к которому стремятся все аудиофилы.
     Ниже мы представим несколько компонентов Ayon Audio: усилитель мощности Vulcan II, предусилитель Polaris III и CD-проигрыватель/ЦАП CD5s.
Ayon Vulcan II     Vulcan II – один из топовых усилителей Ayon мощностью 55 Вт на канал, сочетающий скорость и достоверность звучания транзисторных устройств с голографической картиной триодных компонентов. Он представляет собой моноблочный, исключительно ламповый параллельный однотактный усилитель класса А. Каждый усилитель оснащен двумя основными выходными лампами и двумя выходными трансформаторами. Выходные лампы управляются при помощи старых добрых 6BQ5 (EL84). Конструкция усилителя восходит к VAIC 52b Reference – одному из первых однотактных усилителей, обеспечивающих точное воспроизведение по краям частотного спектра. Таким образом, это эволюционный продукт, являющийся выдающимся образчиком аудиодарвинизма.
     В качестве выходных триодов в Vulcan II используются последнее поколение ламп АА62b. Они расположены на верхней панели каждого усилителя и напоминают пару футуристических индикаторов. АА62b – один из самых больших триодов прямого накала, производимых в наши дни. Они отличаются чрезвычайно красивой структурой анодной решетки, напоминающей старый "Олдсмобиль", и обеспечивают выходную мощность до 30 Вт. Каждое гнездо для ламп отмечено буквами алфавита во избежание ошибок при установке ламп в усилитель.
Компания Ayon владеет действующим ламповым производством в Чехии. Лампа AA62b представляет собой творческую переработку конструкции Western Electric 300B. В начале и середине 1990-х годов качество продукции VAIC варьировалось от партии к партии, лампы были столь авангардными, что пришлось подгонять производственный процесс под особенности конструкции. Под руководством Хирта и его команды на фабрике удалось отладить идеальный производственный процесс, и теперь там производится полный спектр выходных триодов с крайне малой нормой отказов. С начала производства AA62b прошло более трех лет, и ни одна из ламп с тех пор не оказалась неисправной из-за фабричных дефектов.
     По словам Хирта, ему постоянно поступают предложения по производству OEM ламп для других компаний, но он вежливо отказывается. "Я хочу сосредоточиться на производстве лучших аудиоустройств в мире, – говорит он, – а не на производстве лучших аудиодеталей в мире". Как следствие, Ayon не продает свои лампы никому, кроме реальных владельцев устройств Ayon – подлинный экслюзивный клуб!
Каждый корпус Vulcan II вытачивается из массивных алюминиевых заготовок, как и все продукты Ayon. Четыре трансформатора располагаются позади ламп, будто охраняя пространство вокруг них. Трансформаторы зазищены хромированным металлическим экраном, отполированным до зеркального блеска.
Ayon Vulcan II     На передней панели каждого Vulcan II, на алюминиевой панели толщиной 1,25 см выгравирован логотип Ayon. Завершающий штрих – процесс гравировки – выполняется на станке с ЧПУ и занимает около часа.
Эти футуристические усилители выглядят серьезно, как космический корабль, и изысканно, как балерина. Кто бы ни увидел их воочию – будь то мужчина или женщина – в нем сразу просыпается желание обладать этими устройствами. Это подлинное отдохновение эстета в мире серых и черных металлических "коробок".
     Благодаря выходной мощности 55 Вт на канал Vulcan II способен "раскачать" широкий спектр акустических систем. Для подключения колонок предусмотрены 4-омные и 8-омные разъемы немецкой компании WBT. В усилителе не используется никакой обратной связи. Выключатель питания скрыт в правом углу нижней панели усилителя, и после нескольких включений/выключений начинаешь понимать, что это чрезвычайно удобное расположение.
При включении Vulcan II выгравированный логотип Ayon начинает мигать красным светом, как будто устройство очнулось от сна и начало дышать полной грудью. Примерно через минуту мигание уступает место ровному сиянию, а глубина выточки слова "Ayon" напоминает, что перед вами – один из самых "серьезных" усилителей в мире.
     Заземление усилителя реализовано очень необычно, в двойной переключаемой конфигурации с соединением звездой. На задней панели усилителя расположен небольшой переключатель, и при возникновении шума от петель заземления или блока питания достаточно просто перевести его в верхнюю или нижнюю позицию, и помехи исчезнут. Переключатель входной чувствительности позволяет оптимальным образом согласовывать источник с выходом усилителя. Vulcan II оборудован балансными входами XLR и небалансными входами RCA.
Ayon Polaris II     Корпус предусилителя Ayon Polaris III с "регенератором" питания выточен из таких же высококачественных заготовок из авиастроительного алюминия, что и Vulcan II. В продуктовой линейке Ayon Polaris III находится на одну ступень ниже флагманской модели – предусилителя Spheris со встроенным фонокорректором. Polaris III оснащен пятью линейными RCA входами и одним входом для звукоснимателя с подвижной катушкой (MC). Выходы – балансные XLR и небалансные RCA. Предусилителем можно управлять при помощи пульта ДУ, как и рядом других продуктов Ayon, включая протестированный нами CD-проигрыватель/ЦАП CD5s.
     Пульт дистанционного управления приводит в движение сервопривод, управляющий регулятором громкости предусилителя. В отличие от усилителей и CD-проигрывателей Ayon, хромированный сетевой выключатель Polaris III расположен на передней панели. Когда вы нажимаете его, возникает волнующее ощущение, будто вы заводите Bugatti.
Заслуживает внимания и сияющий хромированный переключатель входов Elma. Этот многошаговый переключатель расположен на передней панели, входы помечены как L1, L2, L3 и т.д. Пользоваться им одно удовольствие – мягкий щелчок, и через миллисекунду источник уже подключен. Такие нюансы весьма важны для техники подобного уровня.
     Как и во многих современных топовых предусилителях, в Polaris III используются лампы 6Н30. Я большой поклонник этих ламп и считаю, что при правильном применении они могут сравняться или даже превзойти 12AX7 и 6DJ8. Лампам 6Н30 свойственна великолепная динамика без каких-либо микрофонных эффектов, присущих, например, 6SN7.
Блок питания под названием "Regenerator" имеет такой же размер, что и основное устройство, и обеспечивает полное ламповое выпрямление тока. Многие считают такой подход самым лучшим для усилителей, поскольку при нем устраняются любые транзисторные шумы, способные негативно влиять на звучание. С практической точки зрения это скорее миф, современные транзисторные устройства отличаются достаточно низким уровнем шума. Однако стоит заметить, что тем не менее в самых "уважаемых" продуктах используется именно ламповое выпрямление.
     Regenerator распознает частоту электросети и отображает ее цифрами в маленьком окошечке. Это дизайнерский штрих, позволяющий оценить уровень инженерии всего устройства в целом. Вместе Polaris III и Regenerator смотрятся весьма впечатляюще, выделяясь среди других устройств большими хромированными ручками и характерными вентиляционными сетками (также хромированными).
CD-проигрыватель Ayon CD5s
Ayon CD-05s     Визуально CD5s похож на Polaris III и представляет собой CD-проигрыватель с верхней загрузкой и входами для цифрового потокового аудио (с аудиосервера) и линейных источников. оборудован цифровыми входами USB, AES/EBU, S/PDIF и оптическим TosLink. Частота дискретизации и разрешение определяются автоматически (до 192 кГц / 24 бит). Кроме того, на панели и на пульте ДУ имеется переключатель частоты передискретизации.
      Устройство может действовать как линейный каскад для двух источников с одним аналоговым входом RCA и одним аналоговым входом AES/EBU. CD5s – один из новых продуктов, сочетающих в одном корпусе линейный каскад, ЦАП и CD-транспорт.
CD-привод с верхней загрузкой выполнен на базе Philips CD-Pro 2. Вся конструкция выглядит, как космодром для летающих тарелок. На верхней панели устройства расположен ряд хромированных кнопок для выбора источников. При включении CD5s они начинают подсвечиваться красным светом. Вообще, если отойти от устройств Ayon на несколько шагов назад, их центральной эстетической темой становятся черно-хромовые скульптурные модерновые формы в красной подсветке.
Звучание Ayon непохоже на все то, что вы слышали раньше. Если у аудиокомпонента нет "фирменного звучания" – это становится его характерной особенностью. Это суть нашего хобби – отыскать звучание, которое бы нам нравилось, и это мотивация для создания новых устройств, подобных Ayon.
     Так как же звучат устройства Ayon? Прежде всего, их звучание ни в коей мере не стерильно и не приукрашено, в то же время оно отличается чистотой и изысканностью, и чрезвычайно приятно для слуха. Ayon раскрывает полную гармоническую музыкальную картину, ничуть не скрывая ее несовершенств. Это фирменный знак звучания Ayon – необычайное количество деталей без ощущения какой-либо шероховатости или резкости. И надо сказать, к такому звучанию быстро привыкаешь – как и ко всему хорошему. Несомненно, звучание Ayon станет эталоном для множества аудиофилов.
Чтобы лучше представить звучание Ayon, вообразите перед собой акустический "холст", на котором рисуется музыка. Это бесконечная шелково-бархатная ткань, наполняющая ваш дом, подлинная магия Ayon. Теперь представьте, как на этой ткани проявляется музыка, инструменты, ноты… подлинная панорама трехмерного звучания.
     Vulcan II свойствен ряд характерных особенностей. По сравнению с линейным каскадом Lamm LL1 или Wyetech Opal Vulcan II отличается расширенными панорамными достоинствами. Чтобы наилучшим образом это продемонстрировать, попробуйте воспроизвести "Son of the Stars" в исполнении Dead Can Dance. В этой пьесе множество взаимопереплетающихся звуковых ландшафтов с кучей мелких деталей. С акустической точки зрения этот трек начинается достаточно невинно: слева мягко вступают маракасы, перемещаясь направо прежде, чем создать устойчивый ритм. Внезапно вся звуковая картина взрывается звуком табл, и Брендан Перри начинает свой речитатив, сопровождаемый массивной электронной подложкой. И в этот самый момент Vulcan II, как по волшебству, раздвигает стены помещения, в котором вы находитесь. Я никогда не ощущал ничего подобного – на такое не был способен ни один усилитель из числа тех, что мне довелось прослушивать. Возможно, Lamm M3 более точно воспроизводит вокал Брендана, однако при этом не создавая такого объема акустического пространства, как Ayon. Будьте внимательны – ваши органы чувств могут испытать перегрузку! Когда наконец начинается соло Лизы Джеррард, волосы могут буквально встать дыбом! Это тотальный панорамный эффект, способный в корне изменить ваши представления о прослушивании музыки.
     Как это ни удивительно, такого эффекта Vulcan II достигает со всей музыкой. Нисходящая каскадная тема в прелюдии Баха для скрипки №3 (Starker/Mercury) не только демонстрирует мастерство и технику Старкера, но и "высвечивает" воздух вокруг инструмента, как в реальной жизни. Вы можете в буквальном смысле слова затеряться в пространстве, в котором происходит концерт. Vulcan II размывает грани между реальной и воспроизводимой музыкой, обеспечивая при этом великолепное ощущение ритма, и вскоре возникает ощущение, что все другие усилители уступают ему в аспекте, который можно было бы назвать "насыщенностью". Komuro
      212Es столь же прекрасно передает звучание инструментов, но не создает такой широкой панорамы. Близок к этому Jadis JA-500, но этот усилитель существенно дороже и в два раза больше по размеру.
     Конечно, Vulcan II – это гораздо больше, чем просто фантастическая панорама, скорость и драйв. Этому усилителю свойственна несравненная магия средних частот. Помните, что Vulcan II представляет собой подлинный однотактный усилитель, хотя пуристы могут доказывать, что в параллельной однотактной конструкции звуковой образ не столь точен, как в "одинарной" однотактной схеме. Хитрость Ayon кроется в точной настройке напряжения смещения ламп обоих каналов, после чего достигается поистине великолепное звучание.
Демонстрацию этого балансирующего действия параллельной схемы Vulcan II лучше предоставить сольным исполнителям, например Рите Рей, исполняющей "Осенние листья" на Mercury Songbook 4. Запись сделана "вживую", голос Риты – в центре панорамы. Ее фирменное вибрато и начальные согласные записаны чрезвычайно четко, без какого-либо смазывания, и Рита будто стоит прямо перед вами. В этом прелесть однотактных усилителей, из-за которой мы платим немалые деньги за каждый Ватт.
     Впрочем, Vulcan II отличается также естественным и тембрально точным басом. Неужели такое возможно в однотактных усилителях? Конечно, ламповым усилителям свойственны определенные ограничения, и они не так мощно раскачивают басы, как транзисторные (например, в сравнеии с Krell KMA 400). Послушайте и убедитесь сами – Vulcan II полностью "проявляет" все низкочастотные ноты.
Вернемся снова к Dead Can Dance. Мощь барабанов сотрясает стены комнаты. Возможно, Lamm ML3 лучше раскрывает тембр ударных инструментов, но Vulcan II превосходит его в нижнем регистре. Не забывайте, что Ayon никому не продает свои лампы. По моему мнению, лампа Ayon AA62b одна из лучших в аспекте воспроизведения низких частот.
     Отчего же этот усилитель создает столь естественное и пространственное впечатление? Может быть, дело в предусилителе? Однако это не так, все вышеперечисленные акустические достоинства Vulcan II проявлялись и при подключении предусилителей Wyetech Opal и Lamm LL1. Источники сигнала? Ayon CD5s – замечательный проигрыватель, но и при подключении к Vulcan II звуковой карты EMU1616m я наблюдал такую же картину (хотя при этом акустическое пространство было несколько сужено). Так что можно быть уверенным: "фишка" кроется в самом усилителе Vulcan II.
     Прослушивание Polaris III и CD5s:
     На первый взгляд кажется, что эти компоненты "смягчают" пиковые атаки, однако эта тенденция исчезает после надлежащего прогрева устройств. Чтобы все внутренние детали "согласовались" друг с другом, нужно воспроизводить на них музыку по несколько часов в день в течение месяца, тогда они заиграют в полную силу. Как я уже упоминал, CD5s представляет собой многофункциональную конструкцию. Я тестировал это устройство как автономный линейный каскад, CD-проигрыватель и ЦАП.
     Акустически линейные каскады Polaris III и CD5s весьма похожи. Оба отличаются великолепным панорамированием и прекрасной деталировкой. Оба устройства создают более мягкое и уравновешенное звучание, чем, к примеру, Wyetech Opal. Я имею в виду, что при прослушивание Wyetech вы будто сидите на несколько рядов ближе к дирижеру оркестра – фактор достоверности. Polaris III также превосходит Wyetech и CD5s по плотности и "массивности" звуковой картины, как бы лучше заполняя помещение звуком. Это замечательное ощущение.
Я тестировал два цифровых входа CD5s – вход USB и коаксиальный S/PDIF. В современной USB технологии есть ряд спорных моментов, касающихся синхронизации и джиттера, и при подключении через USB вход пространственность действительно ухудшалась, хотя воспроизведению по-прежнему были свойственны все достоинства техники Ayon. Впрочем, проявляющиеся отличия незначительны.
Затем я сравнил транспорт и жесткий диск своего компьютера. Конечно, каждый компьютер звучит по-своему из-за особенностей материнской платы, памяти, операционной системы и даже типа жесткого диска; кроме того, в моем компьютере установлена профессиональная звуковая плата EMU 1616M. В целом различия несущественны, воспроизведение с компакт-дисков и жесткого диска практически одинаково по деталировке, воздушности и панораме, хотя на мой взгляд, винчестер "звучит" более расслабленно… Впрочем, не каждый аудиофил склонен "сращивать" компьютер со своей аудиосистемой. "Зариповать" коллекцию компакт-дисков – нелегкий труд, требующий ручного ввода названий, тэгов и т.п. Так что многим из нас требуется настоящий CD-транспорт, тем более что CD5s отличается непревзойденной универсальностью. С его помощью вы можетие воспроизводить компакт-диск, а потом, коснувшись пульта ДУ, воспроизвести свежезакачанный аудиофайл, затем переключиться на аналоговый вход тюнера или фонокорректора.
     Если говорить об универсальности, Polaris III является не просто линейным каскадом. Это полнофункциональный предусилитель с высокочувствительной схемой фонокоррекции для подключения звукоснимателей с подвижной катушкой. Я сравнивал фонокаскад Polaris III с моим эталоном – фонокорректором Motif MP-11. Я привык к его скорости и практически нулевому уровню собственного шума. И надо сказать, что Polaris III в чем-то превосходит моего "любимца", прежде всего благодаря "ламповой" голографической звуковой картине. Передача кратковременных пиков и мельчайших деталей просто невероятная для лампового устройства.
Трехмерный "талант" Polaris III прекрасно проявился при воспроизведении исторического концерта Кита Джаретта Sun Bear. Polaris III передает фортепиано так, будто на сцене перед вами стоит реальный инструмент.
     Говоря в целом, Ayon Vulcan II, Polaris III и CD5s создают самое "вовлекающее" звуковоспроизведение, которое мне доводилось когда-либо слышать. Если вы цените панорамные звуковые ландшафты и голографическую звуковую картину без потерь даже мельчайших деталей – откройте для себя новый класс аудиотехники. Эстетизм и великолепное звучание Ayon Audio бесспорны. Ayon – подлинный Bugatti в мире звука.

                                                                                         The Absolute Sound, март 2011