Больше энергии для тебя! - Shunyata Research Hydra Triton

26.01.2012 Возврат к списку Просмотрено: 7631 раз
     Мы прерываем наше регулярное вещание для важного сообщения: DTCD-анализатор собственной разработки фирмы Shunyata Research, наконец, убедительно доказал, что шнуры питания, источники стабилизированного питания, прерыватели цепи и даже предохранители показывают различные результаты измерений, и, возможно, именно эти различия, обнаруженные в процессе измерения, и слышны аудиофилам, когда они меняют эти элементы в своих системах.

     Сокращение DTCD означает «Моментальная Динамическая Передача Электроэнергии». Если сформулировать совсем просто, то его основная задача — это моделирование единой энергосистемы, которая поставляет электричество в ваш дом. Однако эта система должна вести себя предсказуемым образом, не завися от неожиданных изменений сетевого напряжения, которые могли бы повлиять на результаты измерений. Энергосистема должна обеспечивать напряжение 220 В при достаточном токе. Если тока будет слишком много, то ваша проводка может расплавиться. Для предотвращения подобной ситуации и предусмотрены защитные автоматы, которые пригодятся, если сопротивление нагрузки упадет до уровня, способного вызвать короткое замыкание.

     DTCD является низкоимпедансным источником питания с постоянным напряжением, который имитирует энергосистему. Он измеряет, в рамках импульсного потребляемого тока, мгновенное количество доставляемого тока в амперах, а также падение напряжения на входе переменного тока в измеряемом устройстве. Кроме этого, DTCD осуществляет измерение количества накопленного остаточного шума и времени установления после периода проводимости.

     По словам изобретателя DTCD и основателя компании Shunyata Research Кэлина Гэбриела, все современные источники питания, которые выпрямляют входящий переменный ток, «поглощают» ток в импульсном режиме (рис. 1), поэтому традиционные измерения емкости и индуктивности, используемые для «замера» шнуров питания, не позволяют выявить разницу между ними и, следовательно, ничего на самом деле не доказывают.

DTCD технология «Моментальная Динамическая Передача Электроэнергии».

 Рис. 1. Напряжение и ток поступающие от обычного
 выпрямителя блока питания аудио компонента.


     Гэбриел знает, о чем говорит: ему довелось поработать в отделении военных заказов Управления национальной безопасности (*По причине своей особой секретности аббревиатуру «NSA» иногда в шутку расшифровывают «No such Agency» — «Агентство, которого нет» или «Never Say Anything» - «Никогда ничего не говори»), где разработка источников питания входила в его обязанности. Графики наглядно все демонстрируют. В частности, на них представлены измеренные различия в поставках тока между шнурами питания с литыми вилками (у них очень тонкий ножевой контакт) и шнурами, у которых вилки более высокого качества, привинченные или припаянные (они обеспечивают лучший контакт). Вы увидите различия в результатах измерений между проводами различной толщины, а также между шнурами с различной геометрией конфигурации. DTCD опровергает громкие заявления, что различия между шнурами питания не поддаются измерению. Однако не ждите, что это заставит скептиков замолчать. Теперь они скажут что-то вроде: «Ну, эти различия невозможно расслышать», или «Ну, эти различия не имеют значения в реальном мире».

     Тем не менее, каждый, кто дал себе труд действительно послушать, подтвердит: эти различия имеют значение, и их можно расслышать. Подобные различия, поддающиеся измерениям, — это то, что, среди многих других элементов, слушатели отмечают в качестве особенностей, отличающих один шнур питания от другого. Теперь различия, определяемые на слух, можно еще и измерить. Кэлин Гэбриел отмечает, что можно измерить разницу между короткими отрезками различных кабелей, а также между различными разъёмами, переключателями и даже предохранителями.

     Любой элемент системы, который проводит ток, можно измерить с помощью DTCD — в том числе сетевые фильтры.

Сетевой фильтр Shunyata Research Hydra Triton
Сетевой фильтр Shunyata Research Hydra Triton
     В настоящее время большинство аудиофилов признают, что электроэнергия, поступающая из стены, как правило, «грязная», с непременными скачками напряжения, которые накладываются на синусоидальные волны частотой 50 Гц. Эти скачки напряжения могут быть вызваны вашим собственным холодильником — или холодильником соседа. (В своих тестовых замерах Shunyata Research использует наихудший вариант — уничтожитель бумаг.)

     То, что вы слышите через свои акустические системы, по существу, является сетевым напряжением, преобразованным посредством входного музыкального сигнала, поэтому так важна чистота электроэнергии: чем меньше оказывается разного рода «загрязнителей» на линии, тем чище электропитание. Именно поэтому звук, как правило, лучше, когда вы слушаете музыку поздним вечером и ночью. Но и аппараты, входящие в вашу собственную систему, также создают и отправляют помехи в линию электроснабжения, откуда эти помехи попадают в другие компоненты. По-настоящему эффективный источник чистого энергопитания обеспечит изоляцию розеток переменного тока друг от друга, что поможет предотвратить подобное перекрестное загрязнение.

     На протяжении многих лет Кэлин Гэбриел занимался разработкой кондиционеров энергопитания, опираясь на свои знания о принципах работы источников питания, а также о том, как наилучшим образом отфильтровывать электрические помехи в сети питания при одновременной минимизации потерь потребляемого тока или создании реактивной нагрузки. Однако до тех пор, пока он не изобрел DTCD, результаты было сложно измерить. Приходилось опираться в основном на теоретические изыскания и прослушивания.

     Я уже давно оценил звуковые преимущества сетевых фильтров Hydra от Shunyata. Они оказывают весьма заметное влияние на аудиосистему высокого класса, в частности — обеспечивают более глубокую проработку звуковых образов на заднем плане и значительное улучшение разрешения деталей с низким уровнем громкости, а также точно передают ощущение пространства. Другими словами, хороший распределитель питания позволяет аудиосистеме выразить ту «огненную энергию», которая и приближает записанную музыку к реальной жизни.

     Но я всегда догадывался о наличии некоего компромисса, каковой имеет место быть практически в любой попытке «выжать» из системы уровня high end последние, решающие крупицы безупречно реалистичного звучания. Несмотря на то, что каждая новая версия Hydra обладала ещё лучшими способностями к борьбе с помехами, даже у «восьмой» модели еще остаются некоторые переходные артефакты при воспроизведении музыки. Насколько велики достигаемые преимущества по сравнению с подобными остаточными явлениями, и стоит ли игра свеч? Я всегда полагал, что стоит, но, судя по отзывам читателей, не все со мной согласны. Источники Hydra (предшественники моделей Triton и Talos) используют массивные ёмкости собственной разработки фирмы и являются эффективным средством снижения шума, однако Гэбриел объяснил мне, что неразборчивость в применении больших конденсаторов и индуктивностей может вызвать серьезные резонансные колебания.

     Результаты, которые демонстрируют распределители питания с системой фильтрации на основе конденсаторов, могут сильно различаться. Продолжая разговор о Гэбриеле, отметим, что даже хорошие показатели оказываются не столь хороши, как те, что он получает без подобных фильтров. Такие рассуждения звучат разумно в теории — а в действительности всё это становится понятно, стоит лишь увидеть собственными глазами то действо, которое разыгрывается на осциллографе DTCD. Эта методика оказалась надежным средством против звуковых недочетов, которые мне довелось услышать при использовании Hydra 8 — и которые я не услышал, подключив новую модель Hydra Triton ($7700). (В новом источнике Hydra Talos от Shunyata использована та же самая технология в более миниатюрной «упаковке», за $4900.)

     Гэбриел продемонстрировал мне всё это во время моего визита прошлой весной на завод Shunyata, расположенный в городе Паулсбо, Вашингтон. Сначала он показал мне сравнение исходных кривых на графике, которые означали потребление тока в течение очень короткого (48 микросекунд) импульса. (Как я уже говорил, в случае использования традиционных источников энергопитания поставка тока происходит в виде серии коротких импульсов.) Исходная кривая указывает на большее количество тока, потребленное при подключении DTCD непосредственно к розетке на стене, чем к выходу Hydra 8. Так что, в самом деле, использование сетевого фильтра несколько ограничивает поставку тока в начальном импульсе, но это падение является линейным и контролируемым, и на отметке в 48 мкс различия невелики. Преимущество заключается в том, сколько при этом отфильтровано помех.

     Другой график показал величину падение исходного напряжения и потребления тока при выключенном сетевом фильтре. Падение напряжения происходит одинаково в фазовых и нейтральных проводниках, аналогично снижается и потребление тока. Тем не менее, при использовании Hydra 4 на нейтральном участке напряжение падает быстрее — главным образом, потому, что в нем содержится магнитный выключатель. Если выключатель убрать, то результаты измерений улучшатся, однако отсутствие токовой защиты неприемлемо. По словам Гэбриела, термовыключатель показывает гораздо худшие результаты, чем его магнитный «собрат».

     Глядя на точку, где ток начинает проходить по цепи с включенным Hydra, можно заметить небольшое проявление переходного процесса в виде затухающих колебаний. Они контролируемы, быстро затухают и исчезают в течение нескольких пикосекунд, но они больше, чем на исходной кривой. Больше, чем на «исходной» кривой? Это в результатах измерений проявилось действие фильтра. Искоренение помех имеет свои преимущества и свои издержки.

     Затем пришла очередь Hydra 8. Его измерения одинаковы с измерениями «четверки», с единственным исключением: здесь «звон» затухания еще заметнее! Почему? У Hydra 8 более солидная фильтрация. Это привело к улучшению глубины сцены в сравнении с Hydra 4 — однако за это пришлось заплатить увеличением переходного процесса в виде затухающих колебаний, пусть и незначительным.

     Прежде чем показать мне результаты измерений Hydra Triton, Гэбриел продемонстрировал еще один хорошо зарекомендовавший себя сетевой фильтр, с крупными конденсаторами, катушками индуктивности и ферритами, в стандартной конфигурации L, Т и π, предназначенный для фильтрации нижних частот. По сравнению с аккуратными кривыми на графиках у «Гидр», здесь царит полный беспорядок. Сетевой фильтр начинает проводить ток, затем идет плоский участок, затем ток уменьшается, потом опять увеличивается, потом опять уменьшается. Измерения показывают долгий период колебаний в подаче тока. Фаза («Горячие») и «нейтральные» линии расходятся неимоверно, с резким падением сопротивления в одних — и огромным подъемом в других, при резком росте напряжения. Гэбриел говорит, что результатом будут параллельные резонансы в выпрямителях внутри источников питания тех устройств, которые к нему подключены.

     Влияние на качество звучания предсказать сложно, и оно во многом зависит от источников питания устройств, которые подключены к этому сетевому фильтру. Это одна из причин, по которой некоторые слушатели положительно реагируют на этот не названный здесь, но заслуженно уважаемый источник энергопитания, а другие — нет. У Гэбриела готов ответ на неизбежные упреки со стороны тех, кто считает, что, какими бы ни были результаты измерений, они никак не влияют на звучание. Подобные заявления, по его мнению, принадлежат скептикам, которые «на всякий случай» продолжают утверждать, что «различия измерить невозможно», даже тогда, когда уже доказано обратное.

     В разработках Гэбриела не используются трансформаторы, катушки индуктивности, ферриты, равно как и обычные конденсаторы, распространенные в фильтрах нижних частот, — потому что, по его словам, они создают серьезное препятствие для мгновенного течения тока и обладают высокой реактивностью. Глядя на результаты измерений «Тритона», вы увидите, что кривые, обозначающие понижение сопротивления и величину тока, имеют вид вытянутых отрезков (прямых линий), подобно тем, которые относятся к Hydra 8, но с меньшим количеством шумов тока — что объясняется наличием у новой модели звукоизоляционных камер с массивными медными вставками. Эти камеры, наряду с новыми фирменными фильтрами «Многофазного Дифференциального массива» (MPDA), обеспечивают отличное шумоподавление без необходимости создавать неустойчивое, реактивное устройство. Но что еще более важно, как я сразу отметил, — так это то, что переходный процесс в виде затухающих колебаний, заметный в других графиках, сейчас вообще не воспринимается, практически исчезая в пределах пикосекундного импульса, а падение напряжения на «горячих» и «нейтральных» отрезках приближается к исходным значениям. Все это выглядит аккуратно и привлекательно — и так же зазвучала моя аудиосистема.

     Hydra Triton — это первый продукт Shunyata Research, созданный с применением DTCD, и Гэбриел имел возможность подкорректировать его конструкцию в соответствии с результатами измерений. Больше не нужно гадать и слушать, хотя прослушивание по-прежнему остается важной частью процесса разработки: для этого у компании имеется безукоризненно оборудованное помещение, в котором акустические системы Wilson Audio Sasha подключены к электроники от Audio Research.

Что же именно находится внутри «Тритона»?
     От Hydra 8 остались только прерыватель цепи и розетки (в общей сложности их восемь). Всё остальное — начиная с активной и пассивной фильтрации и заканчивая шинной структурой, шасси и внутренней проводкой, — новое. 17-ти килограммовый распределитель питания – это не так!

     Новая система фильтров MPDA представляет собой комплекс из 30 микрофильтров (каждый из которых направлен на определенные составляющие помех), установленных методом поверхностного монтажа на очень небольшой печатной плате. Три крупные, цилиндрической формы камеры, по одной для подключения к источнику питания, «нулевой точки» и «земли», установлены в центре корпуса и заполнены запатентованным веществом под названием ZrCa-2000. Они отфильтровывают помехи в мега- и гигагерцевых секторах диапазона.

     Для каждого проводящего элемента в «Тритоне» Shunyata использует латунь с высоким содержанием меди (проводник не имеет дополнительного металлического покрытия, поэтому не проявляет диодных эффектов): шины, ножевые контакты в специально изготовленных розетках SR-Z1, даже крепежные винты. Геометрия внутренней проводки была разработана с использованием DTCD.

     Никто не предлагает подключать аудиосистему стоимостью $3000 к сетевому фильтру за $7700, но если же вы вложили гораздо большую сумму в свою систему, то присмотритесь к варианту с «Тритоном». Самое худшее, что может случиться, — это то, что вы вернете его и получите свои деньги обратно. Второй по «неприятности» результат — ваше решение потратить еще $7700 на систему. Но если вы получите результаты, схожие с моими, то вы, надеюсь, придете к выводу, что они стоят таких инвестиций.

     Однако приготовьтесь к продолжительному и очень хорошо различимому на слух периоду «приработки». Если у вас есть увлажнитель или какое-либо другое моторизованное устройство, потребляющее электроэнергию, подключите его к «Тритону», подсоединяя его к каждому из восьми разъемов «Тритона», по крайней мере, на день. Тритон не ограничивает ток и поэтому может работать с мощнейшими усилителями в мире, так что после «приработки» подключите их тоже. Shunyata прислала мне второй Triton для усилительной части системы, и я включил все четыре сетевых кабеля, которые относятся к паре моноблоков MBL 9011 (их обзор готовится к изданию). Но перед тем, как сделать это, я устроил эффектное звуковое представление, поставив альбом «Pulse: Works for Percussion and Strings» (Сочинения для ударных и струнных) коллектива New Music Consort (LP, New World/Classic NW319).

     Потом я подключил усилители к «Тритону» и снова начал слушать, убедившись, что регулятор громкости предусилителя MBL 6010D в обоих случаях установлен на отметки «71». Я не ожидал услышать особой разницы по сравнению с тем очевидным улучшением, которое «Тритон» уже успел произвести во входном каскаде моей системы. Удивить меня, в сущности, было нечем. Однако положительные сдвиги в прозрачности, пространственности и разрешении (притом что система — и, соответственно, присущая ей детальность — относится, скорее, к начальному уровню) были очевидны, как и большая привлекательность и чистота (но не «стерильность») кратковременных музыкальных всплесков. Самое забавное, впрочем, заключалось в том, что все это в совокупности звучало громче. Мне пришлось убавить громкость, отказавшись от значения «71», — хотя во время первого сеанса, еще без привлечения «Тритона», мне не понадобилось этого делать. Нелегкое дело объяснения этого феномена я оставлю другим.

     Наконец, я могу слушать свою систему с фильтром Shunyata Research, не говоря себе при этом: «Это достойный компромисс». Никакого компромисса нет. Фильтрация эффективна, и не остается никаких остаточных артефактов — ни слышимых, ни измеренных. Вместо этого появляется музыка, очищенная от любых примесей, из обширного, глубокого пространства, с кратковременными всплесками, которые ни в коей мере ни сглажены, ни преувеличены. Прозрачность и общая согласованность звучания достигли пикового состояния. Послушайте сами — или верните аппарат, если вам не удается это услышать.





Январь 2012