Мечты о чем-то большем Focal Grande Utopia

30.11.2012 Возврат к списку Просмотрено: 1862 раз
Как и у большинства компаний, работающих в сфере High End Audio, история Focal началась с увлечения Жака Мауля качественным звуком. Будучи одним из главных участников и энтузиастов парижского Hi-Fi-клуба в 1970-х годах (кстати, совместно с основателем еще одной известной французской мануфактуры — Triangle Electroacoustique) и имея опыт работы в Audax, он решил попробовать свои силы в производстве акустических систем. Ему было совершенно очевидно, что невозможно создать хорошую акустику, не проектируя самостоятельно динамики. А поскольку доступные на тот момент варианты драйверов его не устраивали, то основным направлением бизнеса стало именно изготовление собственных динамических головок. И с тех пор компания Focal (ранее JM Lab) по праву считается не только одним из лучших, но и одним из крупнейших производителей динамиков высокого класса. Многие известные фирмы применяют ее головки в своих моделях (в частности, Wilson Audio), однако самые передовые разработки можно встретить в колонках Focal серии Utopia III.
2.pngКак известно, для получения понастоящему масштабного звука с мощным басом (при использовании динамических головок) необходим корпус соответствующего размера. Да, при беглом знакомстве с продукцией LifeStyle попытки обмануть законы физики могут показаться даже успешными, однако после сопоставления с полнодиапазонными акустическими системами классической конструкции вся несостоятельность подобного подхода становится совершенно ясной. К прискорбию аудиофилов — поклонников одновременно минималистского дизайна и маленьких АС, растворяющихся в обстановке, удовлетворить их столь разнонаправленные потребности не представляется возможным. Зато вполне возможно приобрести колонки, являющиеся вершиной не только технологической, но и дизайнерской мысли.

3.pngFocal Grande Utopia EM — один из тех редких примеров, когда при взгляде на акустику не возникает сомнений не только в ее выдающихся звуковых способностях, но и в том, что она украсит собой абсолютно любой интерьер. Во многом это заслуга уникального дизайна, придуманного парижским бюро Pineau et Le Porcher, с которым компания Focal сотрудничает уже почти десять лет. Дизайнерам удалось сделать, казалось бы, невероятное — придать двухметровым колонкам, весящим по два с половиной центнера каждая, на удивление легкую и воздушную форму. Попадая в помещение, где установлены флагманы французской фирмы, слушатель не чувствует себя подавленным их размерами, но проникается интересом, смешанным с восхищением. Как же Focal Grande Utopia EM выполняют свое визуальное обещание?

Впервые серия акустики с названием Utopia была выпущена в 1995 году, и в ней впервые увидели свет динамики с диффузорами из композита Sandwich W, обладающего редким сочетанием высокой жесткости и хорошего внутреннего демпфирования. Следующее поколение появилось в 2002 году, поразив публику уникальным высокочастотным драйвером с инвертированным куполом из чистого бериллия. А нам сейчас предстоит познакомиться с актуальной версией, выведенной на рынок некоторое время назад. Важная отличительная черта новинки — использование системы подмагничивания для низкочастотного динамика. 4.pngКонечно, подобный принцип не был изобретен Focal, достаточно вспомнить легендарные динамики Telefunken, Klangfilm и другие, созданные еще в 1930-х, однако его воплощение на современном этапе можно признать уникальным. Большинство производителей колонок высочайшего класса стремятся сегодня предложить клиентам решения plug and play, которые в процессе инсталляции и эксплуатации требуют минимальных технических знаний, но такая философия не всегда работает, особенно если речь идет о достижении максимального результата. Подход же Focal иной. Покупатель получит в свое распоряжение не просто дорогую статусную игрушку, а гибкий и утонченный инструмент, дарящий наслаждение музыкой.

5.pngВ чем же преимущество басовика на подмагничивании по сравнению с традиционными решениями? Залогом качественного баса является сочетание высокой чувствительности динамика и низкой резонансной частоты, но для получения последней приходится идти, помимо повышения гибкости подвеса, на увеличение массы диффузора, что автоматически приводит к снижению чувствительности. Исправить ситуацию можно, увеличив мощность магнитной системы, однако здесь мы сталкиваемся с ограничениями на физический размер пассивного магнита, что и приводит нас к необходимости компромисса между чувствительностью и резонансной частотой. либо — к использованию подмагничивания. Цифры впечатляют: динамик 16 ЕМ (число означает размер диффузора в дюймах), установленный в

6.pngFocal Grande Utopia EM, имеет напряженность магнитного поля в зазоре 1,7 Тл, что обеспечивает ему чувствительность в 97 дБ и резонансную частоту ниже 24 Гц! В сборе один динамик весит 24 кг, из которых 22 кг приходятся на магнит с катушкой. Не менее важно снабдить электромагнит правильным питанием, поэтому на каждую АС выделяется свой блок питания с переключателем на шесть позиций. Нейтральная позиция соответствует идеально ровной АЧХ при измерении в безэховой камере. А использование других позиций переключателя вкупе с возможностями регулировок кроссовера позволяет добиться оптимальной работы низкочастотного звена в помещениях, не отличающихся оптимальными акустическими условиями.

Прочие части диапазона тоже не остались без внимания. В первую очередь существенной модернизации подвергся знаменитый твитер с бериллиевой диафрагмой. По сути, динамик был разработан заново. Магнитная система уникальной конструкции позволила добиться радикального снижения резонансной частоты и невероятной чувствительности, что делает звучание в высоком и среднем диапазонах еще более чистым. Несмотря на то что частота среза, после которой в дело вступает твитер, осталась на уровне 2,2 кГц, резонансная частота была снижена с 1280 Гц (предыдущая версия динамика) до 528 Гц! Напомним, что речь идет о твитере традиционного размера, способном забираться до 40 кГц, а не о 2-дюймовом драйвере, нагруженном на рупор. Поэтому можно говорить об уникальном достижении инженеров Focal.

8.pngОбновление коснулось и материала диффузоров среднечастотных и низкочастотных динамиков. Знаменитый композит Sandwich W, с двумя внешними слоями из стекловолокна и внутренним слоем из синтактической пены, был оптимизирован для работы в различных видах громкоговорителей. Путем изменения количества слоев стекловолокна и плотности пены удалось полностью контролировать характеристики динамиков для их использования в среднечастотном либо басовом диапазонах. Еще одно новшество — применение прецизионного лазера для вырезания диффузоров, что дало возможность добиться идеальной точности изготовления и повторяемости экземпляров.

Стоит упомянуть и о кроссовере. Главным принципом построения фильтров в топовой акустике Focal был отказ от дополнительной коррекции поведения динамика как внутри, так и вне его рабочей зоны. Поскольку, как упоминалось выше, фирменные головки способны сохранять линейную характеристику даже далеко за пределами отведенной им части диапазона, вводить корректирующие цепочки не было необходимости. Тем не менее новая версия кроссовера OPC+ (Optimum Phase Crossover) позволяет владельцу менять отдачу колонок на разных частотах, не только в НЧдиапазоне, для адаптации звучания под акустические свойства разных помещений. Хотя подобная адаптация совершенно не сказывается на общем почерке системы, следует, естественно, стремиться к тому, чтобы обеспечить Focal Grande Utopia EM такие условия, при которых не было бы нужды прибегать к пассивной эквализации.

Нельзя не отметить оригинальную конструкцию корпусов. Помимо того что каждый динамик работает на свой отдельный объем с разными видами акустического оформления, главной изюминкой является возможность механической фокусировки звучания. Взаимное расположение излучателей на передней панели влияет не только на фазовые характеристики звука, но и на оптимальное расстояние, на котором возможно полноценное прослушивание. Благодаря системе Focus Time, допускающей регулировку, Focal Grande Utopia EM нетрудно настроить для прослушивания даже в ближнесредней зоне, что кажется немыслимым для акустических систем такого размера. По мере вращения специального ключа на задней панели высокочастотной секции меняется угол наклона секций корпуса и динамики как бы наводятся на точку прослушивания, что позволяет обеспечить в этом месте оптимальный частотный баланс и пространственное разрешение.

Надо сказать, что акустику столь высокого класса, в случае правильной установки и сочетания с компонентами соответствующего уровня, достаточно бесполезно оценивать по традиционным критериям аудиоэкспертизы.1.png Если при прослушивании слух зацепится за какой-либо недостаток, то будьте уверены — проблема скрыта не в колонках, а в помещении либо в электронике. В нашем случае Focal Grande Utopia EM работают в большом акустически обработанном помещении, в окружении компонентов, давно доказавших свою состоятельность. Поэтому и препарировать звучание, выделяя в нем отдельные элементы, совершенно не хочется. Отмечу еще один важный момент: зачастую качество предлагаемого современной индустрией звукозаписи материала находится существенно ниже уровня разрешающей способности подобной акустики, и в результате ее владелец вынужден будет озаботиться подбором фонотеки, позволяющей получить максимум от системы. Тем не менее вот несколько основных впечатлений от долгого общения с флагманом французской фирмы. Во-первых, поражают масштаб звука и кажущийся совершенно безграничным динамический диапазон. Переход к фортиссимо происходит молниеносно — пушки в увертюре «1812» выстреливают с пугающим реализмом. Очень радует то, что размер музыкальных образов не гипертрофирован и не преуменьшен, но целиком соответствует привычному, будь то при воспроизведении классических произведений или рока.

10.pngПоэтому и эффект присутствия на концерте при исполнении соответствующих фонограмм получается настолько полный, насколько это вообще возможно. Во-вторых, все микродинамические нюансы и контрасты подаются отчетливо и вместе с тем абсолютно ненавязчиво. Focal Grande Utopia EM не препарируют запись, раскраивая музыкальное полотно на не связанные между собой лоскуты, а как бы высвечивают ее изнутри, выявляя все скрытые в ней подробности. Их почерк можно сравнить с работой хорошего кинотеатрального проектора, при помощи света создающего из маленького кусочка пленки полноценную картину. Слушатель получает всю информацию одновременно, как единое и неделимое целое, однако при желании может выделить любую заинтересовавшую его деталь. Это редкое свойство даже среди акустики высшей ценовой категории. Если же говорить о способности доносить эмоциональное содержание записей, то колонки из Сент-Этьена умеют соединять нежность и легкость подачи среднечастотного диапазона в вокальных и сольных инструментальных партиях с невероятной ударной мощью на фортиссимо. Таким образом, эмоциональный посыл всегда передается в том виде, в каком его и задумывали композиторы и исполнители, как на микро-, так и на макроуровне. Обычно я стараюсь описать почерк системы на примере тех или иных знакомых мне и большинству читателей записей, однако в данном случае это совершенно излишне.


Источник: АудиоМагазин 5 2012