KEF в малых формах

30.11.2012 Возврат к списку Просмотрено: 2213 раз
Помнится, на заре 80-х годов в технических отделах книжных магазинов продавалась замечательная работа И. А. Алдошиной и А. Г. Войшвилло «Высококачественные акустические системы и излучатели». По содержанию эта скромная на вид брошюра стоила десятков учебников и научных статей, настолько лаконично в ней излагались принципы конструирования акустики. А в предпоследней главе приводились лучшие на тот момент модели зарубежных АС, список которых открывали KEF105M. Уже один вид тех колонок на черно-белом фото повергал в трепет: каждый из трех динамиков находился в отдельной корпусной секции! А в тексте говорилось, что «разделительные фильтры оптимизированы на ЭВМ» и (внимание!) «в системе применено пространственное согласование ФЧХ каналов»…

1.pngМного воды унесла за полвека река Медуэй, на берегу которой в кентском городке Мейдстоун базируется основанная Рэймондом Куком в 1961 году компания KEF (Kent Engineering & Foundry). И немало прорывных идей в сфере акустики было внедрено в лабораториях и цехах этой компании, и по сей день сохраняющей репутацию новатора. Что же касается временнoго согласования, то тут инженерная мысль за прошедшие годы ушла далеко вперед: KEF научилась согласовывать не только каналы, но и отдачу излучателей внутри каждого канала, решив множество связанных с этим проблем. Речь идет о сборке излучателей, получившей коммерческое название KEF Uni-Q. Последняя версия головки применена в моделях серии R.

Uni-Q представляет собой коаксиальную конструкцию, в которой ВЧизлучатель находится в акустическом центре СЧ-излучателя, причем диффузор последнего играет роль дефлектора для высокочастотных звуковых волн. Таким образом, фактически ВЧ-сигнал «нанизывается» на среднечастотный так, будто работает один-единственный излучатель, а не два, и этот совокупный излучатель с большой точностью имитирует работу точечного источника акустических волн — источника, как известно, идеального. Ведь если считать микрофон одной точкой, в которую «втекают» все звуковые частоты, то и колонка, чтобы достоверно воспроизвести записанную микрофоном фонограмму, тоже должна быть точечным источником — так сказать, антимикрофоном. Реальные многополосные АС, как бы близко ни были расположены друг к другу их динамики, весьма далеки от идеала и грешат тем, что оптимальная область прослушивания (или так называемый sweet spot) у них весьма ограниченная, особенно по вертикали. Сдвинешься чуть в сторону от «сладкого места» в вершине равнобедренного треугольника с колонками левого и правого каналов в двух других углах, и сразу меняется тональный баланс, уходит пространственная локализация. Фактически слушатель оказывается привязанным к определенному месту, и часто даже небольшое смещение головы портит всю картину.

Это происходит из-за того, что если направление отклоняется от осевого, то энергия излучения ВЧ спадает быстрее, чем СЧ. К тому же нарушаются фазовые соотношения компонентов спектра, воспроизводимых различными типами излучателей. Наконец, вблизи частоты раздела полос возникают значительный провал и следующий за ним всплеск АЧХ, обусловленные особенностями распространения акустических волн разных полос, когда колебания одной и той же частоты одинаково интенсивно излучаются двумя конструктивно разными динамиками. В общем, невообразимая мешанина, даже без учета вредных резонансов корпусных элементов колонок, деформаций изгиба диффузоров динамиков, а также акустических особенностей помещения, еще более усугубляющих положение стоячими волнами, «порхающим» эхом и гребенчатой характеристикой интерференции прямых и отраженных волн… Таким образом, если суммировать все эти факторы, получается сущий акустический кошмар, а потому понятно стремление разработчиков акустики хоть как-то сгладить компромиссы, неизбежные в столь сложной системе, как электромеханический преобразователь.

3.pngКак же можно приблизиться к идеальному точечному источнику? Первое, что приходит на ум, — широкополосный излучатель. Но фактически компромиссов с ним становится только больше: слишком противоречивые требования предъявляются к излучателям разных частот, чтобы один и тот же динамик мог исправно работать во всем звуковом диапазоне, — достаточно сопоставить размеры динамических головок для баса, среднечастотной области и ВЧ. Широкополосные динамики и соответствующие АС, конечно, существуют, но это очень узкий сектор продукции, рассчитанной на любителя, который готов мириться с недостатком баса и зачастую посредственными высокими частотами ради хорошей середины. Есть и коаксиальные динамики с двумя катушками (двухполосные), но и тут не обходится без жертв. Известны также попытки конструктивной имитации точечного источника путем подвешивания пищалки впереди вуфера по его центральной оси, однако в этом случае свободу действий инженеров значительно ограничивают габариты готовых ВЧ-драйверов — они недостаточно малы для таких манипуляций, не говоря уже о громоздкости и аляповатости подобных АС.

Поэтому, хотя в названии запатентованного фирмой KEF излучателя Uni-Q первый слог означает сокращенное «Unifying» («объединение»), а не «Unique» («уникальный»), данная конструкция поистине уникальна. И не только тем, что она максимально приближена к настоящему точечному источнику, но и тем, что это приближение до стигнуто на очень высоком качественном уровне благодаря тщательной оптимизации отдельных ее элементов при помощи современных методов компьютерного моделирования и лазерного сканирования, позволяющего точно отслеживать колебания диффузоров динамиков.

Ключевым условием, сделавшим возможным создание Uni-Q, стало появление сверхмощных магнитов «неодим — железо — бор», в десятки раз более эффективных по сравнению с ферритовыми. Магнитная система новых ВЧ-излучателей настолько миниатюрна, что ее можно расположить внутри СЧ-динамика, дабы совместить оси этих двух излучателей и получить один акустический центр. Это позволяет также использовать достаточно большие звуковые катушки для повышения мощности и снижения искажений. В серии R применяется последняя версия Uni-Q, где твитер имеет открытую (вентилируемую) конструкцию, благодаря которой нивелируется разница в мгновенном давлении воздуха снаружи и внутри купола и, соответственно, уменьшается уровень искажений, вызванных асимметрией этих давлений. Вместе с тем расширяется рабочий диапазон в области высоких частот. Особый подвес Z-Flex обеспечивает надежную механическую развязку излучателя с лицевой панелью колонки, вследствие чего генерируемые ВЧ-колебания не передаются на корпус АС и не приводят к интерференции и дифракции, тоже служащим источником искажений.

Конусы диффузоров СЧ-излучателя сделаны из легкого магниевоалюминиевого сплава и имеют ребра жесткости. Во всем рабочем диапазоне частот гарантирован поршневой режим работы без признаков изгибных деформаций, что дает возможность избежать частотных искажений на СЧ, а тем самым и модуляции продуктами этих искажений ВЧ-излучения, для которого конус СЧ-драйвера является дефлектором. Насадка-волновод причудливой формы, напоминающая авиационный турбореактивный двигатель, обеспечивает оптимальное согласование купола с конусом дефлектора (в терминологии производителя это «мандариновый волновод » — его сегменты действительно похожи на дольки мандарина).

Помимо всего прочего, диаграммы СЧ- и ВЧ-излучений становятся практически идентичными, и в этом главная изюминка инноваций KEF: при отклонении от оси уровень СЧ-и ВЧ-составляющих меняется одинаково, а значит, сохраняется тембральный баланс.

2.pngБыло бы наивным полагать, что, затратив столько усилий на материализацию идеального точечного излучателя, компания KEF спустя рукава отнеслась к прочим компонентам АС. Конечно, уважаемая фирма не могла этого допустить! И форма корпусов, и кроссоверы, и профили фазоинверторных труб — все тщательно оптимизировано посредством компьютерного моделирования и лазерного сканирования прототипов. Корпуса колонок в нужных местах демпфируются изнутри многослойными панелями с напряженным слоем, а завихрения потоков воздуха в портах фазоинверторов и возникающие при этом шумы исключаются благодаря оптимальному с точки зрения аэродинамики профилю трубы.

Особенности
R-младшей


Серия R позиционируется как младшая сестра серии Reference, но которая, нарушая четкую иерархию, в определенном смысле прыгает через голову старшей из-за близкого технологического сходства с флагманом KEF — колонками Blade. А роднит их, в частности, излучатель Uni-Q — последней, наиболее совершенной версии. Ранее наш журнал публиковал тест старшей АС семейства R900, теперь же пришел черед малой формы. В линейке R модель R100 занимает нижнюю ступень. Это миниатюрные двухполосные фазоинверторные мини-мониторы с одним излучателем Uni-Q — несколько большего диаметра, чем в другой акустике серии. Последнее объясняется тем, что на него возложена обязанность воспроизводить не только средние и высокие частоты, но и бас, а посему он должен иметь больший ход подвижной системы, что обеспечивается более массивным подвесом Z-Flex.

О качестве двухполосных излучателей Uni-Q с частотой раздела 2,5 кГц можно судить хотя бы по заявленному производителем очень малому уровню нелинейных искажений: менее 0,4% в диапазоне 150 Гц — 20 кГц. Обычными для АС принято считать как минимум на порядок более высокие значения коэффициента гармоник. Становится понятной и плата за столь высокое качество, выраженная в виде относительно низкой чувствительности — 86 дБ (2,83 Вт / 1 м). Такова, однако, современная тенденция среди акустических систем, тем более что сегодня нет недостатка в мощных усилителях.

Размер корпуса R100 лишь немного превосходит диаметр излучателя. Порт фазоинвертора выведен на заднюю панель, где смонтированы также две пары входных клемм (для бивайринга) и два винтовых коммутатора, которые по незнанию можно принять за элементы крепежа. На самом же деле они избавляют от необходимости применения перемычек при подключении колонок стандартным способом (без бивайринга).

Внешне модель сочетает как футуристические, так и классические черты: напоминающий турбореактивный двигатель излучатель Uni-Q и традиционный элегантный корпус в черном или белом глянцевом лаке либо натуральном шпоне ореха или розового дерева. Забавный стилистический коктейль!

Грили, оставляющие открытым шильдик с логотипом в верхней части фасада, держатся на магнитах, поэтому лицевые панели гладкие.

Звук

Если говорить о тональном балансе акустики, то это ровный, нейтральный, прозрачный классический английский звук с несколько сдержанными верхами, добротный, неброский, знающий себе цену и избегающий излишней конвульсивности. Как вкусный и питательный бульон, в который, однако, хочется сыпануть перца для остроты ощущений.

6.pngНо если зайти с другой стороны — масштаба звуковой сцены, однородности звукового поля, локализации образов, то станет очевидным, что именно здесь сосредоточены главные достоинства мини-мониторов R100. Создается впечатление, что источником такого большого, заполняющего все пространство звука никак не могут эти крошки. Кому-то может показаться, что их поставили просто так, для красоты, а звучат некие невидимые колонки как минимум в человеческий рост и что если вынести их из комнаты, то звук останется на месте.

Кстати, подобный эффект звукового гигантизма присущ многим удачным моделям миниатюрной акустики. Маленькие АС как бы стесняются своей миниатюрности и всеми силами стараются перещеголять своих напольных собратьев, причем даже по басу! Естественно, низкого баса они выдать не могут по физическим причинам и потому стремятся восполнить его недостаток количеством и качеством баса среднего и верхнего. Надо признать, что такая уловка неплохо срабатывает, особенно с учетом того, что от малышей никто не ждет рекордов в низкочастотной области, да и нацеленная на мини-мониторы аудитория состоит в основном из тех, кого вряд ли можно отнести к категории аудиофилов.

Обоснованная теоретически способность R100 формировать однородное звуковое поле подтвердилась практически во время прослушивания. Действительно, при перемещениях по комнате (хотя бы от аппаратной стойки к креслу) не наблюдалось сколько-нибудь значительного изменения тонального баланса, область четко воспринимаемой локализации образов была достаточно широка для того, чтобы охватить целую группу сидящих рядом людей (равно как и стоящих, поскольку при вставании со стула ни тональный баланс, ни пространственные характеристики сцены не менялись).

Что касается жанровых предпочтений, то здесь все довольно просто: чем меньше взрывной макродинамики и низкого баса, тем лучше результат. В целом и джаз, и нетяжелый рок, и классика воспроизводились одинаково достоверно и добротно. Одним словом, колонкам присуще нейтральное, комфортное звучание, не перегружающее слушателя драматизмом исполняемой музыки. Думается, что участие сабвуфера (а, видимо, трифоник — интересная альтернатива чистому стерео) сделало бы впечатления более полновесными — опять же за счет добавления низкого баса.


Вывод
Добротная акустика с классическим английским почерком без слышимых недостатков, способная заполнить помещение полновесным, комфортным и неутомительным звуком. Жить с ней наверняка будет легко и приятно, особенно с учетом ее скромных габаритов.

Источник: АудиоМагазин 5 2012