KEF LS50

05.12.2012 Возврат к списку Просмотрено: 2692 раз
ПУРИСТЫ

Всем, кто подыскивает акустику эталонного класса для министудии или небольшой комнаты, стоит поближе познакомиться с KEF LS50. Эти мониторы, выпущенные к пятидесятилетнему юбилею компании, создавались для самых строгих адептов «чистого» стерео и способны изменить ваши представления о возможностях мониторной акустики.

По собственной практике знаю — многие аудиофилы не придают должного значения такому параметру звучания, как формирование звуковой сцены. А зря. Ведь чем точнее, глубже и реалистичнее передается пространство, тем полнее и общее впечатление от музыки. Лишь в редких случаях от аудиосистемы удаётся добиться идеальной трёхмерной звуковой картины — десятки факторов препятствуют этому, упрощая и уплощая сцену. Некоторым меломанам, как мне кажется, вообще неизвестно, как на самом деле должно звучать идеальное стерео.

В компании KEF решили спроектировать акустические системы, которые позволяют получить должный трёхмерный эффект и верное воспроизведение каждого пространственного образа. Они выполнены в формате двухполосных мониторов, в которых реализована концепция точечного излучателя. Обратите внимание на форму корпусов — лицевая панель сделана выпуклой не ради красоты, а для минимизации акустиче­ских интерференций. Её форму, жёсткость и резонансные характеристики тщательно просчитывали на компьютере, используя для этого программы проектирования методом конечных элементов и гидродинамического мо­делирования (CFD). Остальные стенки прямые, но отличаются каким-то не­вероятным демпфированием. После простукивания остаётся впечатление, будто они сделаны из камня. В описании к LS50 говорится, что эти монито­ры переняли много уникальных технологических решений у флагманских напольных Blade, и это, судя по всему, так.
Функцию точечного излучателя выполняет широкополосная коак­сиальная головка Uni-Q калибром 130 мм. У неё двойная (неодимовая и ферритовая) магнитная система и литая алюминиевая корзина. Метал­лический купол твиттера, как уверяет производитель, практически не имеет резонансов в полосе частот до 40 кГц. А сегментированный волновод Tangerine, установленный перед куполом, значительно расширяет диаграм­му направленности. Примечателен и диффузор НЧ/СЧ-звена, который име­ет ничтожную подвижную массу, поскольку произведён из алюминиево-магниевого сплава. Он усилен радиальными ребрами и закреплён на патентованном гофрированном подвесе Z-Flex. При больших амплитудах его движения в крайних положениях мягко ограничивает специальная демпфирующая канавка на цилиндре катушки. Акустическое оформление — фазоинвертор, небольшой овальный порт из мягкой резины (!) со скру­глёнными краями выведен назад. Фильтр делит полосу на частоте 2200 Гц, многопроводное подключение не предусмотрено. На задней стенке вы найдёте лишь пару терминалов с родиевым покрытием.
image002.jpg
Небольшие мониторы, да ещё с излучателями подобного калибра часто грешат недостаточной динамикой, а при больших звуковых давлениях — и характерными искажениями, вызванными ограниченной амплитудой диффузора. У LS50 этих недостатков нет и в помине. Звучание мониторов с первых секунд удивляет резвой, полноценной динамикой. И чтобы в нём появились первые признаки компрессии на басах, их нужно вывести на какой-то нечеловеческий уровень громкости.
Удивляет также и способность 130-миллиметровых динамиков воспро­изводить низкий бас. Субъективно начиная герц с 70 — 80 АЧХ становится линейной. Ниже этой черты спад носит плавный характер, поэтому при воспроизведении довольно ясно различаются и фундаментальные низы. Так что в небольших помещениях прослушивания, и в самом деле, можно обойтись без сабвуферной поддержки. В области 80 — 160 Гц и выше LS50 демонстрируют ещё лучшую гармоническую разборчивость. «Дерево» дек всех струнных инструментов предаётся натурально, живо и богато. Электрогитарный драйв настолько ясен и подробен, будто его пропускают сквозь тебя. Послезвучия ударных не затянуты и богаты на тончайшие колоритные оттенки.
Но в более высоких спектрах к LS50 начинают возникать всё больше и больше претензий, хотя все они, скорее, пустяковые. Так, средний регистр в целом открыт и очень линеен, явная окраска практически отсутствует. А неявная, намекающая на некоторую накалённость в звучании, которая ак­центирует шумовые и диссонирующие «едкие» гармоники духовой меди, можно отыскать лишь в верхней середине.
Верхнему регистру на первый взгляд также слегка не хватает чистоты и красоты, «канифоль» смычковых передаётся чрезмерно обильно и слегка искусственно, а металлические дисканты — однообразно. Но при этом LS50 покоряют поистине запредельной ясностью и детальностью, притом на всех динамических уровнях. В тихих местах фонограмм всплывают все ню­ансы, ускользающие при прослушивании обычных АС. Но и на мощнейших тутти LS50 обрушивают на слушателя целую лавину деталей. Причём это получается у них и информативно, и натурально, хотя с непривычки и не­сколько дискомфортно для слуха. По разрешающей способности в средней и верхней полосах эти мониторы нисколько не уступают лучшей акустике с планарными (изодинамическими или электростатическими) излучателя­ми. Разница лишь в том, что у KEF звук не такой мягкий и нежный. В нём есть толика агрессии, они безжалостно показывают и всю «аппаратную» грязь. Так что при подборе источника и усилителя к LS50 следует подойти особенно внимательно.
image001.jpgimage002.jpg
Зависимость модуля Z от частоты KEF LS50
Мониторы с довольно низким, но ровным импедансом, который при номинальном значении 4,5 Ом на отрезке 3 — 20 кГц почти не зависит от частоты, изменяясь лишь в узких пределах 7,5 — 5,5 Ом. Это заметно облегчает режим работы усилителя, поскольку от него не потребуется большой ток в ВЧ-области. Разделитель­ный фильтр с центральной частотой 2200 Гц даёт не слишком высокий горб и мало влияет на фазовую характеристику. Не ис­ключено, что он имеет довольно сложную схему для компенсации реактивной составляющей импеданса. Фазоинвертор настроен на 55 Гц, что оптимально для такого объёма корпуса. Если порт пере­крыть штатной заглушкой, получится закрытая система с частотой резонанса 88 Гц (фиолетовая кривая).
Амплитудно-частотная характеристика KEF LS50 Такой линейности позавидуют и студийные мониторы — АЧХ абсолютно ровная во всём диапазоне, но с небольшим подъёмом в диапазоне 2 — 5 кГц. Это может несколько оживить звучание некоторых инструментов, особенно медных духовых. Диаграм­ма направленности, как и всех систем с излучателями Uni-Q, чрезвычайно широкая, так что чёткая сцена и точная локализация источников гарантирована даже в самых неблагоприятных акусти­ческих условиях. Фазоинвертор имеет максимум отдачи на 50 Гц, призвуки порта минимальны, поэтому на звучание не влияют. Чувствительность мониторов действительно невелика, порядка 86 дБ, поэтому мощность усилителя должна быть не менее 100 Вт на канал. Фиолетовая кривая показывает АЧХ мониторов с закрытым портом.

Что же касается пространственных характеристик, то здесь вообще можно обойтись без подробных комментариев. Сцена и в самом деле близка к идеалу, фокус очень точный. Пространство широкое, масштабное и не изогнутое серпом, как часто бывает. Немного приближены задние планы, но и там отмечается убедительная и легко различимая эшелонированность образов. Телесность виртуальных источников выше всяких похвал. Слушая музыку на LS50, вы не станете зада­ваться вопросами относительно того, где именно расположен тот или иной источник звука и что он собой представляет. И вот почему после каждого прослушивания, вставая с дивана, ловишь себя на мысли, что вот только теперь понял, как всё должно быть.

Подводимая мощность: 25 — 100 Вт
Число полос: 2
Частота разделения: 2200 Гц
Сопротивление: номинальное 8 Ом, минимальное 3,2 Ом
Чувстви­тельность: 85 дБ/Вт/м
SPL: 106 дБ
Воспроизводимый диапазон: 47 — 45000 Гц (при неравномерности -6 дБ), 79 — 28000 Гц (при неравномерности -3 дБ)
Гармонические искажения: менее 0,4%
Габариты: 302 х 200 х 278 мм
Масса: 7,2 кг
Цена: 49500 руб.
Салон Audio Video | декабрь 2012