Обзор ЦАПа-Транспорта Simaudio Moon Evolution 650D в журнале Soundstage

30.03.2012 Возврат к списку Просмотрено: 3724 раз
ЦАП-Транспорт Simaudio Moon Evolution 650D     Я думаю, что несколько лет назад люди, определяющие политику развития Simaudio, осознали, что дорогие проигрыватели компакт-дисков – это не совсем те устройства, которые нужны рынку и перестали называть свои топовые источники «CD-плеерами», а начали продвигать их как «ЦАПы-Транспорты». В связи с тем, что продажи компакт-дисков в последние годы постоянно падают, а количество скачиваемой музыки, наоборот, стремительно растет, доля рынка CD-плееров постепенно уменьшается, в то время как рынок цифроаналоговых преобразователей демонстрирует устойчивый рост. Подчеркивая в первую очередь способность плеера конвертировать цифровой сигнал в аналоговый, и лишь затем возможность проигрывать компакт-диски, Simaudio позиционирует его как актуальный и в то же время универсальный продукт. Остается ответить на один вопрос, а нужны ли рынку дорогие ЦАПы-Транспорты?

Описание
     Модель 650D входит в топовую серию Moon Evolution (более дешевая серия аппаратуры компании называется просто Moon). По очень многим статьям 650D представляет собой чуть упрощенную версию более дорогой модели ЦАПа-Транспорта 750D. С точки зрения внешнего дизайна обе модели очень похожи, включая одинаковые размеры 47 х 10 х 43 см, вес порядка 16 кг и оформление – серебристые боковины, обрамляющие фронтальную панель серебристого или черного цвета (лично мне больше понравился вариант с черной фронтальной панелью, поскольку она очень эффектно контрастирует с серебристыми боковинами, кнопками управления и логотипом компании Moon). Остальная часть корпуса Moon 650D имеет черный цвет, за исключением серебристых «колонн», расположенных по бокам, к которым прикручиваются ножки для установки аппарата, а также маленькой серебристой панельки на верхней крышке, на которой выгравирован логотип компании Moon.

ЦАП-Транспорт Simaudio Moon Evolution 650D     Цельнометеаллический корпус Moon 650D выглядит исключительно прочным и надежным, что, в общем-то, неудивительно с учетом цены аппарата. Конические металлические ножки аппарата обеспечивают абсолютную устойчивость, но я рекомендую обязательно подкладывать под них специальные опорные диски с выемками, которые идут в комплекте, в противном случае вы рискуете сильно поцарапать полку, на которую устанавливается проигрыватель.

     В центре фронтальной панели, прямо под лотком для дисков, расположен LED дисплей с крупными красными символами, которые легко читаются из любой точки комнаты. Рядом с дисплеем расположились клавиши управления CD-плеером (Play, Pause, и т.д.), а также клавиши Standby, Input (для выбора воспроизведения с соответствующего цифрового входа или диска), и Display (которая позволяет менять интенсивность свечения дисплея или вообще выключить его). Все органы управления продублированы на массивном алюминиевом пульте управления, который входит в комплект поставки.

ЦАП-Транспорт Simaudio Moon Evolution 650D     Несмотря на то, что позиционирование 650D в качестве «ЦАПа-транспорта» смещает акцент с воспроизведения дисков на возможность цифроаналоговой конвертации, нужно признать, что Simaudio уделила огромное внимание конструкции и качеству сборки своего фирменного дискового механизма, для установки которого используется фирменная «плавающая» система M-Quattro на основе специального геля. Инженеры Simaudio стремились добиться референсного качества воспроизведения CD, который хоть и сдает сейчас свои позиции, все же был доминирующим физическим аудио носителем в течение более 25 лет и, вероятно, останется таковым в течение некоторого времени. Отметим, что данный транспорт поддерживает только воспроизведение CD, 650D не воспроизводит ни SACD, ни DVD-Audio, также как и другие типы дисков, содержащие аудиофайлы высокого разрешения.

ЦАП-Транспорт Simaudio Moon Evolution 650D     На задней панели аппарата можно найти полный комплект разнообразных цифровых входов: AES/EBU по XLR, S/PDIF (RCA и TosLink), а также USB. USB-интерфейс поддерживает разрядность от 16 до 24 бит и частоту семплирования от 44.1кГц (CD качество) до 192кГц. Отметим, что когда аппараты 650D и 750D только были представлены, они поддерживали лишь сигналы с характеристиками до 16/48 при передаче через USB. Simaudio недавно произвела апгрейд платы цифровой коммутации и теперь USB поддерживает аудиоданные с разрешением до 24/192. В данной новой плате используется асинхронная технология XMOS USB Audio Class 2.0. Все аппараты 650D и 750D, произведенные после ноября 2011, комплектуются этой новой платой. Для более ранних версий 650D и 750D можно сделать апгрейд, заменив старые платы цифровой коммутации на новые.

     Также на задней панели 650D находятся несимметричные и балансные аналоговые выходы, AES/EBU (XLR) и S/PDIF (RCA) цифровые выходы; вход для силового кабеля с разъемом IEC, тумблер питания, вход и выход SimLink для двухсторонней коммутации с другими компонентами Simaudio, ИК-вход, порт RS-232 для управления и апгрейда программного обеспечения, а также 2 дополнительных XLR-разъема для подключения внешнего источника питания (необходимо приобретать отдельно). К сожалению, Simaudio не прислали к нам на тест внешний источник питания, но они утверждают, что его использование может существенно улучшить качество воспроизведения 650D.

ЦАП-Транспорт Simaudio Moon Evolution 650D     Цифровые и аналоговые контуры аппаратов 650D и 750D похожи, но не одинаковы. Заглянув внутрь 650D, мы обнаружили много свободного места, вероятно благодаря использованию 4-слойных печатных плат для кратчайшего пути прохождения сигнала. Если бы в конструкции использовались однослойные платы, то внутреннее пространство 650D было бы гораздо более заполненным. В «старшем» аппарате 750D используется 24 каскада стабилизации напряжения, в нашем же 650D «только» 18. Оба аппарата имеют полностью балансную конструкцию, которую Simaudio использует для снижения шума и искажений. Огромное внимание было уделено согласованию компонентов, поэтому балансная конструкция устраняет проблемы, а не создает дополнительные. Аналоговые контуры аппаратов также слегка отличаются, но об этом вы сможете прочитать чуть ниже в разделе, посвященном звуку.

     Оба компонента 650D и 750D используют технологию Moon Asynchronous Jitter Control (M-AJiC), разработанную для снижения внутреннего джиттера до экстремально низкой величины в 1 пикосекунду. Цифровые чипсеты, на которых построены аппараты, отличаются: в 750D используется 32-битный чип ESS Sabre32 Reference DAC и цифровой фильтр, а в 650D – 32-битный ESS Sabre32 Ultra DAC и цифровой фильтр. Оба чипа имеют архитектуру ESS Hyperstream и систему Time Domain Jitter Eliminator.

     Каждый чип ESS Sabre включает в себя несколько ЦАПов (в данном случае в каждом из каналов по сути используется 8 ЦАПов), что позволило Simaudio использовать специальную технологию суммирования токов, обеспечивающую устранение индивидуальных ошибок преобразователей. Благодаря этому удалось добиться большей линейности и снизить шум и искажения. В самом деле, взглянув на спецификации 650D, мы увидим, что они близки к референсным для данного класса устройств: соотношение сигнал/шум – 120 дБ, частотный диапазон 2 Гц – 100 кГц (+0/-3 дБ), общие гармонические искажения и интермодуляционные искажения – не превышают 0.0001%. Как все это сказывается на звуке? Что ж, звучание 650D нас очень удивило, причем не только в тех аспектах, которые напрямую связаны с описанными выше измеренными характеристиками.

Установка
     Поскольку я переписал всю свою музыкальную коллекцию на жесткий диск, то большую часть теста я провел, используя свой ноутбук Sony с ОС Windows Vista и установленным программным плеером JRiver Media Center 15. Ноутбук подключался к Simaudio по USB и с использованием протокола ASIO, который позволяет обойти промежуточные программные уровни операционной системы Windows. Для оценки CD-транспорта я также сравнил некоторые аудиофайлы с компакт-дисками, с которых я переписал их на жесткий диск.

     Я использовал 650D в течение многих месяцев и с самыми разными компонентами, но критическое прослушивание я проводил, используя акустические системы Vivid Audio Giya G2, которые обладают исключительно прозрачным звуком и высоким разрешением. Эти АС подключались к усилителям мощности Bryston 4B SST2 или Ayre Acoustics VX-R, которые в свою очередь были подключены к одному из предусилителей JE Audio V.10.1, Lamm LL2.1 Deluxe, или Simaudio Moon 350P. Я использовал акустические кабели Nirvana Audio S-L и балансные интерконнекторы Nordost Valhalla. Для подключения ноутбука использовались USB-кабели AudioQuest Carbon или Diamond.

Звучание
     Редкие CD-проигрыватели заставляют меня в изумлении поднять брови или хотя бы вызывают заинтересованность, ибо очень часто они звучат совершенно одинаково. Цифровое аудио – это не самая новая технология и все производители делают очень много одинаковых вещей, а иногда и используют одинаковые детали и даже целые узлы. Именно поэтому иногда можно получить достаточно высокое качество звучания от недорогих аппаратов и именно поэтому я задавался вопросом, а нужны ли нам по прежнему такие дорогие цифровые аудио источники.

     Но звучание Simaudio Moon Evolution 650D настолько сильно отличалось от всех других цифровых аудиоисточников, которые я слушал в составе своей системы, включая, кстати, и другие компоненты Simaudio, что я не просто удивился, но был заинтригован настолько, чтобы подробно исследовать вопрос, что же именно я слышу.

     Что же позволяет 650D звучать совершенно не так, как все остальные цифровые источники? В основном это достигается благодаря сочетанию исключительного разрешения и поразительно чистого и непринужденного воспроизведения средних и высоких частот – прозрачных и в то же время комфортных при длительном прослушивании. Например, несмотря на то, что я еще не тестировал Moon 750D, у меня был опыт прослушивания предшествующей модели - Moon Evolution SuperNova, которую я использовал в своей референсной системе в течение длительного времени. SuperNova также отличалась фантастическим разрешением, но ее звук не был таким же прозрачным и непринужденным в верхней части диапазона, как у 650D. SuperNova также имела более характерный «цифровой» звук – немного огрубленный, взрывной, мощный и слегка шероховатый – в то время как 650D обладает комфортным звучанием, гораздо более приятным для ушей. Вот почему я сделал особый акцент на сочетание качеств 650D. С одной стороны, я услышал звук с фантастическим разрешением, как у модели SuperNova, а с другой – его звучание обладает мягкостью, шелковистостью и комфортностью При прослушивании 650D в составе моей системы звучание оказалось поистине удивительным. В общем, моя музыкальная коллекция прозвучала совершенно не так как раньше – она прозвучала намного лучше.

     В 1986 году был выпущен компакт диск с записью саундтрека к фильму The Mission (CD, Virgin 90567), в основе которого лежит хоровое исполнение и автором которого является Эннио Мориконе. Тогда же, в 1986, я купил этот диск и с тех пор проигрывал его на каждом CD-плеере и каждом ЦАПе, которые были у меня на тестах в течение этих лет. Данная запись не относится к категории аудио высокого разрешения с точки зрения битности и частоты дискретизации, но она содержит множество деталей и звуков, деликатных, но в то же время необычайно естественных. Еще более важно то, что я знаю эту запись очень хорошо и с улучшением качества цифровых источников постоянно открываю что-нибудь новое в этой великолепной записи, изданной четверть века назад.

     Moon 650D не оставил без внимания ни одной детали The Mission, даже самые деликатные звуки передавались в полном объеме. Самое сильное впечатление произвела глубина звуковой сцены, которая стала больше, чем когда-либо ранее – дальний ряд певцов отодвинулся далеко вглубь звуковой сцены, выйдя за пределы моей комнаты прослушивания. Еще ни одному ЦАПу или CD-проигрывателю, даже самым лучшим и самым новым моделям, не удавалось создать такой глубины звуковой сцены в моей комнате прослушивания. К примеру, отличный по качеству Eximus DP1, который я тестировал в декабре, также воспроизводил множество музыкальных деталей, но по глубине звуковой сцены он явно не дотягивает до Moon 650D. Если качество построения сцены – ее ширина и в особенности глубина имеют для вас большое значение, то я настоятельно рекомендую вам послушать Moon 650D.

     По мере того, как цифровые источники, которые я тестировал на протяжении многих лет, становились все совершеннее, мне становилось доступным все большее количество звуковой информации, заложенной в композиции The Mission. То, что ранее воспроизводилось как мешанина голосов, плоская как блин, превратилось в пространство, наполненное отдельными голосами. Теперь же благодаря поразительному разрешению 650D стало возможным четко определить точные положения исполнителей по ширине, а главное, по глубине, даже если эти исполнители во время пения стояли на расстоянии всего лишь нескольких дюймов друг от друга. Самые деликатные звуки, которые раньше полностью растворялись в фоновых шумах, в частности звуки на самом заднем краю звуковой сцены или послезвучия барабанных палочек, в течение последних нескольких лет воспроизводились все более явно, но при воспроизведении через 650D они передавались во всей полноте. Раньше я уже упоминал, что меня бы очень удивило, если бы я услышал на этом диске что-то новое. Что ж, аппарату 650D удалось удивить меня – ему удалось выжать из этого диска больше информации, чем лучшим образцам цифровых источников, которые я слышал до этого.

      Теперь настало время перейти к наиболее интригующей части нашей статьи – рассказу о том, как 650D воспроизводит высокие частоты. К примеру, струнные инструменты передавались с такой детальностью и утонченностью, которых я еще никогда не слышал от цифровых источников. В самом деле, я всегда считал, что на самых высоких частотах в записи The Mission изначально присутствуют слишком резкие и грязноватые звуки, и связывал это с положением дел в индустрии цифровой звукозаписи в середине 80-х. Но при прослушивании через 650D большая часть этой резкости и этой грязи исчезла. Запись звучала не идеально, но намного лучше, чем раньше – на других компонентах. Более того, у меня не возникло ощущения, что часть музыкальной информации была скрыта или обрезана – просто The Mission зазвучала гораздо чище и естественнее чем когда-либо ранее. Высокие частоты были чистыми и легкими как перышко, так что поклонникам винила, которые критикуют цифровые записи за недостаток натуральности на верхах, следует произвести некоторое переосмысление ценностей. При воспроизведении The Mission с компакт-диска и с компьютера, на который данный диск был переписан, звучание было настолько похожим, что его, в принципе, можно признать одинаковым. Это свидетельствует как о способностях 650D к качественному воспроизведению дисков, так и об уровне его USB-интерфейса. Все же, если говорить о нюансах, то мне чуть больше понравилось воспроизведение с компьютера – оно давало чуть больше ощущения присутствия, чуть более точную фокусировку и едва уловимый прирост в детальности, в основном на заднем краю звуковой сцены и при передаче едва уловимых послезвучий.

     Альбом Adele 21 (16/44.1 FLAC, XL Recordings) является, наверное, самым «горячим» альбомом 2011 года как с точки зрения продаж, так и с точки зрения задранных высоких частот, которые могут отнять несколько килогерц от диапазона вашего слуха если вы будете слушать его слишком долго и слишком громко. В целом мне нравится этот альбом, но его звучание все же слишком яркое. При прослушивании этого альбома через DP1, а также через Hegel HD10, которые звучат очень чисто, но с типичным цифровым оттенком, мои уши чуть не расплавились. При воспроизведении же через 650D высокие частоты в альбоме 21 хоть и оставались слишком акцентированными и даже слегка необузданными, но все же были гораздо более комфортными, чем при воспроизведении через другие цифровые источники. При этом опять не возникало никакого ощущения, что 650D скрывает часть музыкальной информации, скорее он просто не ухудшает ситуацию, добавляя от себя «грязи» или делая акцент на том, что подчеркивать ни в коем случае не надо.

     При воспроизведении рок композиций 70-х, таких как "You Could Have Been a Lady" и "Rock ’n’ Roll Is a Vicious Game" в исполнении April Wine с альбома The April Wine Collection (CD, Aquarius/Unidisc 2563), соло-гитары, звучат пронзительно резко и ярко даже при воспроизведении через самые «чистые» ЦАПы и проигрыватели. В исполнении же 650D они прозвучали немного отстраненно, но гораздо чище, что позволяет прослушивать их с комфортом в течение длительного времени. Исключительно комфортные, мягкие и шелковистые высокие частоты, воспроизводимые 650D, натолкнули меня на мысль, что Simaudio является цифровым источником с самым «аналоговым» звучанием среди тех, которые я слышал. Более того, его звучание показалось мне более «аналоговым» чем звучание пластинок, которые я слушал в 70-х. Данный результат оставался неизменным, вне зависимости от того, слушал ли я CD или музыкальные файлы с компьютера.

     Звучание 650D показалось мне настолько отличным от других цифровых источников, особенно в верхней части диапазона, что я решил отложить написание данного обзора, пока не разузнаю об этом больше. Справедливо рассудив, что об особенностях данного аппарата мне никто не расскажет лучше, чем его разработчики, я отправился в штаб квартиру Simaudio, расположенную в Квебеке, в городе Бучервилль. Когда я спросил их, почему 650D имеет такое плавное, практически аналоговое звучание, особенно проявляющееся на высоких частотах, абсолютно не похожее на звучание других цифровых источников, в том числе и произведенных Simaudio, они не были удивлены. Выяснилось, что 650D звучит так, как и задумывалось разработчиками.

     Разрабатывая топовый аппарат 750D, инженеры Simaudio стремились создать самый аккуратный цифровой источник с самым высоким звуковым разрешением, который только могли. Несмотря на то, что у меня не было непосредственного опыта тестирования 750D, я знал, что он способен обнаружить каждую музыкальную деталь, присутствующую в аудиофайле или на диске, и является решительным и непоколебимым, когда речь заходит о передаче музыкальных сигналов к остальным компонентам аудиосистемы. Если запись хорошая, то она прозвучит хорошо в исполнении 750D, если же ее качество не совсем идеальное, то 750D не ухудшит ее, но и не сделает ничего, чтобы она звучала лучше. Именно такой решительный подход по мнению многих и является отличительной чертой настоящего hi-fi компонента, и именно он был заложен в основу 750D.

     Впрочем, в Simaudio прекрасно понимали, что бескомпромиссный подход аппарата 750D подходит далеко не для каждой системы и не для каждого человека. В конце концов, многие ли захотят слушать компонент, который будет передавать немилосердный скрежет или хрип в случае, если они по тем или иным причинам оказались в записи? В общем, при проектировании 650D была выбрана немного другая тактика. Его аналоговый каскад был спроектирован таким образом, чтобы звучание, особенно на высоких частотах, было более сладким. Simaudio утверждает, что в этом аппарате нет никакого обрезания высоких частот или потерь в разрешении, просто он отличается чуть более деликатным звучанием, в особенности при воспроизведении ВЧ-диапазона. Эти особенности совершенно не обязательно отражаются на результатах измерений, которые обычно проводят для ЦАПов и CD-проигрывателей. Очевидно, что команда разработчиков Simaudio руководствовалась не только цифрами – огромное количество времени было потрачено на критические прослушивания.

     Итак, 650D является цифровым источником, разработанным таким образом, чтобы соответствовать самым жестким техническим требованиям, но при этом иметь абсолютно определенный звуковой почерк. Его звучание является абсолютно уникальным, музыка передается без малейшего напряжения и абсолютно не утомляет. Многие аудиофилы назовут такое звучание «аналоговым».

     Был ли такой выбор характера звучания правильным? Думаю, что очень многие ответят дружным Да! Я думаю, что 650D станет оптимальным CD-проигрывателем для поклонников винила, которые не любят цифровые записи за резкость и жесткость, которые часто встречаются в их звучании. Те же, кому нравятся такие качества цифровой технологии, как абсолютно тихий звуковой бэкграунд, широкая полоса, отсутствие флуктуаций скорости, высокое разрешение и т.д, также останутся довольными. 650D обладает всеми этими качествами как при воспроизведении CD, так и при передаче аудиофайлов CD-разрешения. При воспроизведении же аудиофайлов высокого разрешения, например, композиции Children’s Overture с нашего собственного альбома 2L-TWBAS 2012 Sampler (176.4kHz FLAC, 2L and SoundStageRecordings.com), результаты окажутся еще более впечатляющими. При прослушивании этой композиции через 650D, я отметил высочайшую реалистичность и натуральность тембров, невероятную детальность, а также масштаб звуковой сцены.

     Конечно, 650D – это аппарат не для каждого. Его транспорт воспроизводит только CD – ни SACD, ни DVD-Audio не поддерживаются. Его плавный, слегка отстраненный звук, придется по вкусу тем, кто ненавидит кричащий напористый звук большинства цифровых источников, но те, кто предпочитает более агрессивное звучание, могут решить, что 650D – слишком деликатен. К примеру, он имеет более деликатное звучание, чем Moon Evolution SuperNova.

     Затем, не следует забывать о цене. Стоимость 650D – весьма высока, особенно с учетом того, что на рынке много превосходных ЦАПов и CD-плееров (в том числе и от Simaudio), которые стоят гораздо дешевле. Я не из тех людей, которые будут пытаться убеждать окружающих, что цифровой компонент за более чем 12000 долларов – это выгодная покупка, вне зависимости от того, насколько хорошо звучит этот компонент. Его цена однозначно является высокой. Но я также и не считаю возможным говорить кому-нибудь, что какая-нибудь вещь стоит слишком дорого, если этот кто-нибудь хочет эту вещь и может себе ее позволить. Есть одна серьезная причина, по которой некоторые вещи стоят дорого. Пытаться добиться совершенного звучания – это значит расширять пределы, выходить за рамки признанных суждений о том, что такое совершенное звучание. Все это стоит денег, которые идут на исследования, разработки и покупку дорогих деталей. Основываясь на результатах данного теста, я могу сказать, что Simaudio удалось совершить настоящий прорыв в качестве воспроизведения, и этот результат полностью оправдывает его высокую цену.

Заключение
     Если бы ЦАП-Транспорт Simaudio Moon Evolution 650D был бы просто еще одним цифровым источником со звучанием похожим на всех остальных, то в его присутствии на рынке не было бы никакого смысла, никто бы не захотел тратить на его покупку такие деньги. 650D отличается от других не качеством сборки или функционалом (хотя они и соответствуют самому высокому уровню), а в первую очередь звучанием, которое не похоже ни на один другой цифровой источник, который я слышал. 650D способен извлечь из аудио записи самые мельчайшие детали, он обладает фантастическим разрешением, а также самым музыкальным и неутомительным звучанием, которое я только слышал от цифрового источника. Можно сказать, что душа Moon 650D такая же аналоговая, как и цифровая.

     Если на первом месте для вас стоит качество звучания, и стоимость данного аппарата не приводит вас в шок, то я настоятельно рекомендую вам послушать ЦАП-Транспорт Simaudio Moon Evolution 650D прежде чем купить что-нибудь еще. Большинству же из нас, для которых стоимость этого аппарата переводит его в разряд неосуществимых мечтаний, остается только надеяться, что Simaudio в ближайшем будущем выпустит на основе 650D более бюджетную модель со схожим звуковым почерком.



Дуг Шнайдер, журнал Soundstage март 2012.