Первый сверху

15.01.2013 Возврат к списку Просмотрено: 1994 раз

В линейке аудиокомпонентов шведской компании Primare явно недоставало отдельного цифро-аналогового преобразователя. И вот такой аппарат, наконец, появился, причём сразу во флагманской «тридцатой» линейке. Но перед тем как познакомить с ним вас, должен предупре-дить — эта модель способна изменить устоявшиеся представления о фирменном саунде Primare.

Прямая шлифованная панель, установленная на расстоянии сантиметра от кожуха, знакомые блестящие кнопки-«пуговицы» и три солидных ножки, торчащих из прочного стального шасси... Если бы меня заставили извлекать содержимое из большой двойной коробки с закрытыми глазами, я всё равно со стопроцентной уверенностью заявил бы, что она пришла из Швеции, а в ней что-то от Primare. Но вот что именно? По габаритам сравним с другими компонентами, без лотка для загрузки диска — значит, не проигрыватель. Нет у него и точёных ручек — следовательно, это не пред и не интегральник. А тут ещё и солидная масса, которая только добавляет сомнений.
Могу обрадовать тех, кто так ждал появления в модельном ряду шведской компании продвинутого и современного ЦАПа. Вот он — DAC30. У него восемь цифровых входов, в том числе профессиональный AES/EBU и интерфейс USB с терминалом B. Хотя коммутируются на самом деле только пять, судя по числу индикаторных светодиодов на лицевой панели. Всё просто: три коаксиальных входа идут в параллель с оптическими, что, в общем-то, логично — один и тот же источник редко подключают одновременно двумя линиями.

Аналоговые выходы представлены линейной и балансной стереопарами, причём XLR здесь честный, так как, согласно описанию, весь звуковой тракт конвертора выполнен в симметричной идеологии. В аналоговом тракте, надо заметить, вообще образцовый порядок: усиление доверено качественным операционникам Burr-Brown ОРА2134, в сигнальных цепях используются крупные MELF-резисторы, «проходные» конденсаторы — полипропиленовые аудио-фильские производства WIMA и EPCOS. Всё это хозяйство обслуживает отдельная система питания с тремя высокоскоростными стабилизаторами и буфером на 74000 мкФ, который набран из ёмкостей разного номинала.
С DAC30 можно снять сигнал и в цифровом виде, чтобы передать его на другой аудиофильский компонент через ко-аксиальный S/PDIF. В этом есть резон, т.к. на борту шведского конвертора имеется асинхронный цифровой приёмник Burr-Brown SRC4392, который весьма эффективно подавляет джиттер и с высокой точностью осуществляет перекон-вертирование данных на требуемую частоту — например, на 192 кГц. А непосредственно за преобразование цифры в аналог в DAC30 отвечает чип Crystal CS4398 — тоже один из лучших в индустрии ЦАПов с дельта/сигма-архитектурой и работающих в 24-битовом формате. Кстати, концепция раздельного питания реализована и для всей цифровой

АКУСТИКУ КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА ПРИ НАЛИЧИИ ЭФФЕКТА ГИПЕРРЕАЛИЗМА ВООБЩЕ ЧУВСТВУЕШЬ ТАК, БУДТО ДЫШИШЬ ЕГО ВОЗДУХОМ

секции. Она получает энергию от четырёх суперскоростных контуров LDO 5А Linear Technology с ёмкостным буфером на 48800 мкФ.
Прослушивание нового конвертора я решил начать с входа USB. Включил ноутбук, подсоединил кабель, вызвал консоль управления входами, и... ничего не произошло. Знаю, что драйвер для корректной работы с конвертором требуется только для систем под Windows (его, кстати, можно скачать на сайте производителя). Но с компьютерами на Mac OS X DAC30 обязан вроде как сам находить общий язык!
Несколько раз перезагружал технику, отключал-соединял снова, и всё — безрезультатно. На всякий случай решил заменить кабель более качественным, как вдруг всё запустилось и сразу согласовалось в канале 192/24. Какой капризный интерфейс! Видимо, специалисты Primare, которые вместе с экспертами XMOS доводили до ума контроллер USB, что-то намудрили в программном обеспечении.
Второй сюрприз — высокая чувствительность к полярности питания, причём об этом даже говорится в инструкции. Если и вам после первого включения бас покажется монотонным и затянутым, а сцена — отодвинутой, невыразительной и неважно локализованой, то причина, скорее всего, кроется в неправильной фазе. Я не поленился даже достать тестер, чтобы убедиться, где у меня нулевой провод. Он должен соединяться с левой клеммой в колодке питания конвертора (если смотреть на неё так, чтобы гнездо напоминало домик), а не наоборот.
Когда всё будет настроено правильно, вы наверняка получите при воспроизведении HD-аудиофайлов редкий эффект гиперреализма. Это когда слушаешь знакомую музыку, находишь все известные тебе тональные нюансы, узнаёшь до мелочей расстановку инструментов и т.д., но к тебе приходит не 100% информации, а 110! Внимание захватывают уже не детали и даже не то, как аккуратно они воспроизведены, а именно их свойство. Ну, напри-мер: дирижёр перевернул страницу, а в это мгновение ты почувствовал, что ноты напечатаны на плотной бумаге. Или что у каждого сиденья под музыкантами тоже есть свои «голоса» — скрип одного отличается от другого. Акустику концертного зала при наличии эффекта гиперреализма вообще чувствуешь так, будто дышишь его воздухом. Причём уже не имеет значения, сидишь ли в стереофокусе или где-то сбоку. Звуковая сцена всё равно напоминает реальную среду с тремя измерениями, а не её 3D-иллюзию.
premier.png
К слову, формальные пространственные качества у DAC30 далеко не эталонные. Сцена чётко поделена на планы, но передняя линия выдвинута на слушателя, образы в ней несколько крупнее, чем должны быть. Материальность КИ образцовая, даже заметно удалённые, но чёткие контуры не обозначаются. Несмотря на эти замечания, слушать музыку всё равно интересно. Это так не похоже на Primare, который славится точностью и прямотой в саунде. Новый компонент воспроизводит всё настолько органично, что даже теряешь точку отсчёта и затрудняешься вразумительно ответить, насколько хорошо воспроизведён бас, открыта середина, чист верх и т.д. К реальности возвращает переход на формат CD и коаксиальный вход. Вот теперь ты в знакомой среде воспроизведения, где ясен и понятен каждый огрех тракта. Слышно, что конвертор свободно владеет самым низким регистром, но сложные динамичные басовые «замесы» он немного огрубляет. В середине появляются привычная простота и техничность, хотя не выпадает никакой важной информации. К верхней полосе придраться сложнее. DAC30 здесь старается изо всех сил — комбинирует благозвучие с аналитичной деталировкой, пытается донести колорит каждого инструмента.
Пробую переключиться на TOSLink. Тональный баланс становится менее богатым на яркие краски, но пластики не прибавляется, эмоции становятся ещё сдержаннее. Хотя технически всё в порядке — динамика в норме, контрасты сокрушительны и нисколько не замылены, сцена без явных нарушений, диапазон широк, гармоническая разборчивость — как у любого высококлассного цифрового источника сравнимой стоимости. По всем признакам видно, что DAC30 незауряден. И уж точно не тот первый блин, который должен выйти комом. Это коробочка с очень приятным сюрпризом. Нужно только раскрыть её с правильной стороны.
Источник: Салон Audio Video | февраль 2013