Focal Viva Utopia

15.02.2013 Возврат к списку Просмотрено: 3412 раз
Viva Center Utopia просто поворачивается на 90 градусов. Инсталляторы уже оценили эту идею — при установке пяти систем Viva с сабвуфером Utopia Sub EM даже в большом кинозале можно получить реально трёхмерное звуковое поле. Для обоих вариантов установки выпускаются штатные 60-сантиметровые стойки Diablo Utopia Stand.
Корпус Viva Utopia состоит из трёх изолированных секций, причём крайние расположены под небольшим углом к центральной. Это фирменная конструкция Focus Time, в которой сигналы от СЧ и ВЧ-излучателей приходят к слушателю одновременно, а оптимальная диаграмма направленности формируется при любом положении колонки.
В поворотной сборке установлен твитер Focal с инвертированным дюймовым куполом из бериллия. Благодаря малой массе, высокой жёсткости и наличию подвеса из патентованного полимера Poron он работает до 40 кГц с минимальными искажениями. В немалой степени этому способствует и задняя камера, демпфирующая нежелательные резонансы. Эта конструкция также запатентована, она получила название IAL (Infinite Acoustic Loading), причём в нашем случае это уже технология второго поколения, IAL2.
Рядом с твитером расположен 6,5-дюймовый среднечастотник, в котором реализована ещё одна собственная разработка Focal, получившая название PowerFlower. Магнитная система состоит не из одного кольцевого магнита, как обычно, а из нескольких маленьких, расположенных по окружности. За счёт этих «лепестков» создаётся мощное и равномерное магнитное поле, в котором движется звуковая катушка. Результат — повышенный BL-фактор и меньшие нелинейные искажения на высокой громкости.
Крайние секции предназначены для 8-дюймовых низкочастотных W-драйверов. Напомню, что диффузоры «W», также изначально разработанные для Grande Utopia, обладают чрезвычайно малой массой и высокой стойкостью к изгибным деформациям. Внутренние резонансы подавляются за счёт многослойной структуры, в центре которой вспененный полимер, а снаружи — покрытие, состоящее из микроскопических стеклянных шариков, спечённых при высокой температуре. Технология настолько дорогая, что младшие модели линейки Utopia стали оснащаться такими диффузорами только через семь лет после их дебюта. Лазерная резка позволяет получить идеальную круглую форму диффузора и абсолютно ровные края, а это залог равномерного распределения усилий при гибкой связи с подвесом. Все секции оснащены фазоинвертором, причём в среднечастотной области он «подторможен» пористой вставкой. За счёт этого образуется изобарическая камера, в которой созданы оптимальные условия для работы динамика.
Ещё одна топовая разработка инженеров Focal — кроссоверы OPC+ (Optimum Phase Crossover). Смысл её в том, что частоты раздела выбираются на линейных участках характеристики каждого из драйверов, далеко от границ их рабочих диапазонов. Например НЧ и СЧ-полосы делятся на 270 Гц, хотя реально басовики могут работать намного выше, а твитер — намного ниже отведённой ему полосы 2200 Гц — 40 кГц. За счёт этого снижаются фазовые искажения, выравнивается АЧХ и расширяется диаграмма направленности.
Корпус спроектирован в соответствии с принципом Gamma — без прямых
углов, со стенками переменной толщины и оптимизированной системой внутренних стяжек. Всё сделано для того, чтобы энергия вибраций как можно быстрее превращалась в тепло.
Отделка, традиционно для всех моделей Utopia, рассчитана на самые разные стили интерьеров. Цветовая гамма включает White Carrara, Black Lacquer, Imperial Red (на фото) и Hot Chocolate.
С тех пор как мы слушали Scala Utopia, в контрольном тракте произошли некоторые изменения. CD-транспорт Accuphase DP90 был подключён к опытному экземпляру процессора Tchernov Audio, и оба этих компонента получали питание от регенератора напряжения Tchernov Audio — также предсерийного образца. О новых проектах компании я рассказывал в репортаже в выставки MHES в январском номере. Усиление осталось прежним — предварительный двухблочный Lamm L2 PS Reference
 
и оконечники Lamm ML3 Signature на прямонакальных триодах ГМ-70. Все кабели — Tchernov Audio флагманской серии Reference.
В довольно просторной комнате про-слушивания расстояние между колонками около пяти метров, и при этом звуковая сцена была плотно и равномерно заполнена по всей ширине. Причём даже на записях, сделанных двухмикро-фонным методом, атмосфера не кажется разряженной. Звучание лёгкое, открытое, при этом наполненное по спектру, т.е. имеет место редкое сочетание двух взаимоисключающих вещей — колоссальной информативности и комфортности восприятия. Хочешь — лови кайф от музыки, хочешь — концентрируй внимание на нюансах записи.
Вокал такой, что называется «здесь и сейчас». Ну да, с эффектом присутствия у ламповых однотактников всегда был порядок, но в конечном итоге создаёт его всё же акустика. Дуэт Армстронга и Фитцджеральд производит сильное впечатление: сами исполнители слегка выдвинуты вперёд, оркестр чуть сзади, а шум старой фонограммы задвинут так далеко, что его вообще не замечаешь. Умение выделить главное, не выпячивая второстепенные нюансы — тоже

РЕДКОЕ СОЧЕТАНИЕ ДВУХ ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ ВЕЩЕЙ — КОЛОССАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИВНОСТИ И КОМФОРТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

нечастое качество. И хотя вокальные партии на исходной фонограмме, скорее всего, записывались в студии отдельно, цельность общей картины не вызывает сомнений.
А как там с басом? — часто спрашивают меня, когда речь заходит об однотактном усилении. Если говорить о глубине, то в нашем случае она вполне достаточна, нижний регистр не создаёт ощущения тяжести, как часто бывает у активных сабвуферов. Единственное, что может свидетельствовать о не слишком высоком демпфировании — чуть меньшая разборчивость вблизи самой нижней границы. Примерно то же самое отмечалось и при прослушивании Scala Utopia, и после перехода на транзисторный оконечник Lamm M1.2 Reference поводов для критики не осталось вообще.
 
УМЕНИЕ ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВНОЕ, НЕ ВЫПЯЧИВАЯ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ НЮАНСЫ — НЕЧАСТОЕ КАЧЕСТВО

Кстати, в прошлый раз отмечал слишком интеллигентное и немного сдержанное по энергетике звучание, что характерно для многих источников Accuphase. В общем, не ошибся — с прототипом процессора Tchernov Audio, ещё не вылизанным до окончательного блеска, атака в этот раз показалась более резкой и конкретной.
Твитер в Viva тот же, что и в Scala, поэтому могу лишь ещё раз перечислить некоторые наиболее важные моменты. Верхний спектр предельно чист, ярок и информативен. Тарелки, треугольник, медные духовые изобилуют настоящим «серебром», прозрачным и ненавязчивым. Очень похожей на реальную формируется и атмосфера — чувствуется воздух, естественные ревер-берации затухают плавно и долго.
Особенно это заметно на концертной записи «Нирваны» [3], ставишь диск и словно оказываешься в зале недалеко от сцены. Внутренний драйв музыкантов, настроение аудитории передаются моментально, и уже как-то не хочется заниматься анализом звучания. Оно цельное, сбалансированное, ни одна мелочь не раздражает слух, можно просто расслабиться и слушать музыку.

Источник: Салон Audio Video | март 2013