Постоянство ПАМЯТИ

17.03.2013 Возврат к списку Просмотрено: 2254 раз
      Похоже, время не власт-но над Йоханом Рэке, основателем и главным конструктором фирмы Transrotor. Приходят и уходят цифровые носители, меняются поколения слушателей, а он десятилетиями про-ектирует виниловые проигрыватели. И каждый раз удивляет чем-нибудь необычным.

      Посмотрите на недавно появившуюся модель Crescendo — это ж надо было придумать такую причудливую и красивую вещь! Но стиль здесь доминирует лишь внешне, на самом деле форма жёстко подчинена конструктиву, и все элементы выполняют вполне определённые функции. Основанием служит толстая треугольная плита из молочно-белого акрила. Впрочем, это описание не совсем верно — углов в этой конструкции вообще нет, все сопряжения плавные, по фэн-шую. Со-ответственно, проигрыватель имеет три точки опоры, а развязкой служат массивные цилиндры с конусовидной нижней частью. Под острия конусов подкладываются точёные шайбы — тоже изрядной массы и диаметра.
В центр основания запрессована ось, на которую плотно надевается высокий алюминиевый цилиндр. В нижней части он имеет сферические проточки для круглых пассиков, а сверху — посадочное место для основ-ного диска. Последний при массе порядка 10 кг играет роль маховика, сглаживающего мгновенные колебания скорости. Акриловый мат сверху служит демпфирующей прокладкой между металлической поверхностью и виниловой пластинкой. Для усиления контакта на шпиндель надевается полукилограммовый фирменный клэмп с резиновым ободком.
Двигатель полностью изолирован от шасси проигрывателя, хотя и устанавливается внутри, под диском. Это вполне самостоятельный узел, тя-жёлый, с силиконовыми опорами. Собственно мотор питается переменным напряжением от внешнего источника Konstant Studio. Переключениемчастоты опорного генератора меняется скорость вращения диска с 33 на 45 об/ мин. Предусмотрена точная подстройка оборотов под шлиц, процесс контро-лируется по накладному бумажному диску со стробоскопическими метками. На шкиве двигателя имеется дополнительная ступенька для проигрывания старых пластинок на 78 об/мин.
      Посмотрите, как изящно — в бук-вальном смысле — выполнена опора тонарма. Дугообразная площадка крепится в одной точке над левым несущим конусом в задней части основания. Поворотом дуги можно менять базовое расстояние, что позволяет без каких-либо переделок монтировать как девяти-, так и двенадцатидюймовые конструкции.
      Штатно на Crescendo устанавливается уже известный нам S-образный тонарм TR-800S со съёмным шеллом. На главном цилиндре имеется логотип Transrotor, но на самом деле это продукт японской компании Ichikawa Jewel Co., Ltd., известной на рынке под маркой Jelco. Это простая и надёжная конструкция с эффективной длинной 229 мм, рассчитанная на установку головок массой 4 — 12 г. Предусмотрена регулировка высоты в довольно широких пределах, в основании имеется 5-контактное гнездо, а в комплекте — соответствующий кабель с наконечниками RCA.
      Проигрыватель поставляется с MC-головкой Transrotor Merlo Reference. Это улучшенная версия британской Goldring Elite в корпусе из полимера Pokan. Главное отличие от базовой модели — профиль иглы Harmonic (у прототипа — Gyger I). Выходное напряжение 0,5 мВ при оптимальном сопротивлении нагрузки 100 Ом, замена иглы в домашних условиях не предусмотрена.
Сборка проигрывателя — отдельная и очень увлекательная история. Все детали, даже самые мелкие, упакованы каждая в свой целлофановый пакет и разложены в углубления пенопластовых блоков. В комплекте также несколько шестигранных ключей, пузырёк с маслом, шаблон для ориентации картриджа и белые перчатки. Их и в самом деле лучше надеть — отпечатки пальцев на полированных поверхностях очень заметны. Прилагаемый мануал не содержит никаких инструкций по сборке, так что пришлось руководствоваться интуицией и имеющимся опытом. Ставим двигатель на горизонтальную поверхность стола, пропускаем его в круглый вырез шасси (непременно с зазором!), соединяем пассиком ведущий шкив и приводной цилиндр, а уж затем водружаем главный диск.
      В последнюю очередь оснащается тонарм — навинчивается противовес, закрепляется шелл с предварительно закреплённой головкой. Перед первым прослушиванием двигателю (точнее, источнику его питания) рекомендовано поработать полчаса на холостом ходу для прогрева.
Фонокорректор Phono-8 MC выполнен в классическом для Transrotor стиле — предельная лаконичность лицевой панели, рубленые контуры, сочетание полированного хрома с матовым алюминием. Выглядит просто, но благородно и внушительно. Предусилитель двухблочный, с внешним источником питания, и это правильно — магнитные поля и вибрации силового трансформатора здесь не влияют на звуковой тракт, весьма чувствительный к разного рода помехам. Соответственно, и результат — отношение сигнал/шум не более -68 дБ и искажения порядка 0,03%. Корректор предназначен для MC-головок с напряжением выхода 0,1 — 2 мВ и оптимальной нагрузкой 60 Ом — 4,7 кОм, причём подключение балансное, через разъёмы XLR. За счёт этого заметно снижается уровень помех и фона, наводимого на соединительный кабель.
      Чувствительность и входное сопротивление задаётся DIP-переключателями на плате предусилителя. Чтобы до них добраться, пришлось отвернуть пару декоративных винтов на лицевой панели и снять верхнюю крышку корпуса. Заодно ознакомился со схемотехникой. Входной каскад выполнен на малошумящем операционном усилителе THAT1512, эти отнюдь не дешёвые микросхемы часто используются в профессиональной аппаратуре, в частности, в микрофонных усилителях. Коррекция RIAA — на OPA604, выходной буфер — на OP97F. В развязках питания применяются конденсаторы Panasonic FC, в частотнозадающих цепях — плёночные WIMA FKP2 и M-Cap. Так что комплектующие вполне соответствуют классу и цене предусилителя.
Перед началом прослушивания по специальным трекам «Vinyl Essentials» [1] проверяем резонанс подвижной системы, получилось порядка 12 Гц, что можно считать вполне приемлемым результатом. Головке, кстати, для начала тоже нужно «прогреться», размять подвижную систему. Приличный бас — глубокий, разборчивый, быстрый — появился где-то через час после включения проигрывателя. Впрочем, характерный почерк топовых моделей Goldring узнаваем сразу, звучание у них основательное, с насыщенным спектром, красивой серединой. Кроме того, они благодаря относительно небольшой прижимной силе (1,7 г) не склонны акцентировать треск и шипение винила. Что касается самого проигрывателя, то его класс чувствуется по идеально выдержанному тону на длинных нотах, которыми изобилует «Wish You Were Here» [2]. Ни малейшей девиации или дробления звука, такое под силу лишь аппаратам с массивным диском и качественным приводом. Ещё одно достоинство огромной инерции — способность полноценно передать драйв и ритмический рисунок. Спокойная уверенность, исключительная точность временных отсчётов и отсутствие гулкости в нижнем регистре, характерной для лёгких бюджетных столов. По сравнению с цифровыми записями Pink Floyd — более драматично, хотя чувствуется некоторая схематичность, присущая японским прессам. Crescendo обнажает структуру музыкальных записей, и это отдельное удовольствие, но только в том случае, если вы слушаете оригинальные релизы, а не 180-граммовые переиздания.
      Например, аутентичный американский пресс Пола Дезмонда и Джерри Маллигана [3] — два выдающихся музыканта на одной сцене. Оба играют на саксофонах, но какой контраст в подаче, энергетике и артикуляции! Потрясающая слаженность, долгие звуки кажутся бесконечными, за каждым пассажем живая мысль. Соревнование двух виртуозов, третий явно лишний, мы вроде случайно присутствуем, тем не менее — редкое ощущение причастности.
Подборка ранних вещей Rolling Stones [4]. Искусственно разваленная на два канала звуковая сцена, словно при первых демонстрациях стереозвучания, и... удивительная атмосфера тех лет. Появляется составляющая, часто отсутствующая на CD, та самая, которую англоязычные авторы называют good vibrations, а я бы сказал — биение жизни. И чем дальше релиз от самой первой, оригинальной записи (ремастеринг, оцифровка и т.д.), тем меньше в нём жизни.
Совсем другие ощущения от Чайковского [4]. Выверенная до мелочей, идеально срежиссированная и смикшированная запись. Саунд — словно качественная трансляция по кабельному FM-радио (приходилось слышать в Америке). Гармония тонального баланса, плавное, неспешное течение музыки, стабильность звуковой сцены, и лишь редкие щелчки, похожие на искорки, напоминают о том, что это всё-таки ви-нил, а не прямая передача из концертного зала. i!

Источник: Салон Audio Video | апрель 2013