Единство и борьба противоположностей

24.04.2013 Возврат к списку Просмотрено: 9237 раз














Акустические системы Focal Electra 1008 Be II (150 000 руб.) 
Tехнические параметры [ по данным производителя ] 
Тип полочная акустическая система 
Акустическое оформление фазоинвертор 
Частотный диапазон (±3 дБ), Гц 46—40 000 
Количество полос 2 (НЧ/СЧ – 165 мм, композитный стекловолоконный конус, ВЧ – 27 мм, бериллиевый инвертированный купол) 
Частота раздела, Гц 2500 
Сопротивление (номинальное / минимальное), Ом 8 / 3,9 
Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ 89 
Габариты, мм 385 х 264 х 350 
Масса, кг 14


Классика по-французски 
   Несмотря на явную ориентированность на высокие технологии и, на первый взгляд, стремление дистанцироваться от первичных исторических идей в аудио, детище Жака Мауля определенно принадлежит к числу вышеупомянутых исключений, вызывающих симпатию даже у пуристов. Я встречала владельцев истинно винтажных акустических систем, где за нижнюю полосу отвечает динамик с мембраной из идеологически правильной бумаги (как вариант, динамик с подмагничиванием), посматривавших при этом в сторону Focal и тепло отзывавшихся о звучании трактов с ее акустикой. Эта компания и то, что она делает (особенно в своих старших превосходных линейках), — яркое доказательство того, что жизнь не стоит на месте и что существуют разные пути к тому звуку, который многоопытное и сверхтребовательное аудиосообщество признает правильным. Да и вышеупомянутые первичные идеи, каковы бы они ни были, в конечном счете решали задачу общей музыкальности, тембральной адекватности, правильного басового отклика и т. д. Все работают над этим, только вот не всем удается найти решение. Focal принадлежит к числу тех немногих, у кого задуманное выходит хорошо — о чем неустанно свидетельствует глас народа. 
   Пара, которая послужила информационным поводом для настоящего обзора, так сказать, традиционно-инновационная. Традиция заключается в том, что Electra 1008 Be II оснащена вполне ожидаемым комплектом динамиков: стекловолоконным W-сэндвичем и твитером с бериллиевым инвертированным куполом. С этим же одновременно связаны и инновации — поскольку трехслойные W-конусы с высокоточной обработкой профиля и краев диффузора лазером (технология, примененная в обновленной линейке Utopia) и «декомпрессионный» твитер (это собственная терминология Focal, означающая, что динамик с открытым торцом способен адекватно работать только на условно бесконечную акустическую нагрузку и установлен в отдельной камере со специальным внутренним профилем) — излучатели действительно инновационные, несмотря даже на солидный возраст внедренных в них технологий. Фирма использует эти идеи уже довольно давно, но постоянно их совершенствует, предлагая обновленные версии. Для мидвуферов — уже третью по счету (связанную как раз с повышением точности формирования профиля мембраны), а для твитера — вторую; в ней понижена частота резонанса динамика и расширена вниз рабочая область. Элегантные корпуса переменной толщины тоже традиционно прочны и изысканны благодаря сотрудничеству Focal с мастерами промышленного дизайна из Парижа. 
   Сочетание натурального светлого шпона и лакового покрытия двух видов вызывает мысли о союзе классики и современности.


Большой голос
   Стандартная проверка в начале каждого теста при помощи набора синусоидальных тонов и других технических треков показала, что 1008 Be идейно не отличаются от моделей старших линеек и напольных АС. Налицо все та же обширная, глубоко разворачивающаяся панорама и привычный фокаловский большой звук, требующий, несмотря на полочную реализацию, немало пространства. Любопытно, что Focal Electra 1008 Be II — один из редчайших полочников, способных демонстрировать отдачу даже на 20 Гц, а начиная с 45 Гц результат в комнате уже можно считать ровным и стандартным (наши измерения этой пары в рамках другого проекта регистрировали 45 Гц по уровню –10 дБ и 60 Гц по уровню –3 дБ, с похвальной ровностью баса выше последней отметки). Однако следует заметить, что присутствующие в тестовом помещении низкочастотные комнатные резонансы, обычно не “поднимаемые” полочными АС, здесь имели возможность проявиться. К достоинствам 1008 Ве можно отнести умение прокачать нашу комнату на сдвоенном резонансе 32—35 Гц, представляющем собой проблему при прослушивании реально фундаментальной акустики. К счастью, в отличие от высоких напольников и колонок со сложной геометрией передней панели, требующих поиска плоскости фокусировки, эти мониторы в конструктивном отношении — стандартные двухполосники. В достаточно большом зале (площадь нашего тестового помещения — 30 м2) полочники всегда можно подвигать и сориентировать так, чтобы обойти узлы и вспученности стоячих комнатных волн. В данном случае требование достаточного простора следует трактовать не как условие собирания звука от далеко разнесенных динамиков (чтобы не искать сложного лечения, ограничившись увеличением метража), а, скорее, как возможность свободы маневра.
   Интересно, что искажения у 1008 Ве не превышают минимального уровня даже при очень солидных уровнях подводимого сигнала, что крайне редко встречается у акустики “для полок”. Этот объемный звук не только большой, но и прозрачный и замечательно чистый. Вообще Focal не устает демонстрировать в своих творениях преимущества быстрых по отклику, жестких и свободных от окрашивания стекловолоконных композитных басовиков и мидвуферов. И несмотря на то что эта модель далеко не старшая в табели о рангах французской фирмы, она тоже не стала исключением
и не пала жертвой упрощений, удешевлений и прочих понятных бухгалтеру, но неприятных меломану вещей. Даже по первым ощущениям она производит впечатление весьма серьезного объекта, способного на большие звуковые свершения.


Постмодерн
   Focal Electra 1008 Be II в нашем тесте играли бок о бок с SACD-проигрывателем McIntosh MCD1100 и интегрированным усилителем Bryston B100 SST2. Ни тот ни другой компонент я бы не выбрала в качестве идеальных партнеров для акустики Focal. Не из-за технической слабости: усилитель спокойно и с запасом тянет любые полочники, и эти не исключение. Скорее, дело в другом: в сложности добиться синергии почерков немало различающихся по звуковому нраву аудиокомпонентов. По своей звуковой сущности McIntosh вообще принадлежит к числу цельных и закрытых готовых решений, с трудом адаптируемых в разных условиях. Хотя в эпоху постмодерна приемлемо все, и даже сама нетрадиционность классична. Характер Focal представляется мне таким: это чуткая, тонкая и экспрессивная акустика с очень быстрым откликом, высокой прозрачностью и активной трактовкой музыкального материала (должна заметить, что самые старшие модели практически нейтральны и свободны от так называемого sonic signature). С другой стороны, Bryston не отличается особенным богатством тембров, так что подключаемые к нему другие компоненты или АС, будучи от природы просто тонкими, становятся слишком уж сухими и истонченными, и в звуке проявляется некомфортная острота. McIntosh со своим стремлением к максимально комфортному звучанию реализует подобное стремление на разном уровне детальности, темпоритмической корректности и прочих формальных признаков (в указанном смысле младший MCD301 сильно отличается от старшего MCD1100), но идейно это явления одного порядка. Проигрыватель держит метрономный ритм элементарно и железно, добавляет много объема, хорошо рисует панораму и планы, а вот тонкие нюансы тембров и острую атаку он нивелирует. Ничего с этим не поделаешь — такова фирменная концепция. Этот слегка плюшевый (или велюровый) звук невозможно изменить или прогнуть другими аппаратами — соответствующий вкус будет все равно хорошо различим в звуковом коктейле из сонма аудиоустройств. Естественно, любопытно было посмотреть, что родится от союза нашего постмодерна с Focal, как компоненты смогут проявить себя и какой звуковой стиль будет доминировать. Поэтому и тест в наших условиях вышел не совсем индивидуальный, отдельно Electra 1008 Be II, а, скорее, всей системы и разных ее граней, воспринимаемых как части целого. Оказалось, что акустика в равной степени и доминирует, и растворяется в общем звучании. В барочной музыке мы получили красивое мягкое воспроизведение без утомительной резкости (почерк McIntosh), но и без капли вальяжности, расслабленности или, например, дымчатой лиричности (впрочем, последнее больше свойственно чувствительной ответствующий вкус будет все равно хорошо различим в звуковом коктейле из сонма аудиоустройств. Естественно, любопытно было посмотреть, что родится от союза нашего постмодерна с Focal, как компоненты смогут проявить себя и какой звуковой стиль будет доминировать. Поэтому и тест в наших условиях вышел не совсем индивидуальный, отдельно Electra 1008 Be II, а, скорее, всей системы и разных ее граней, воспринимаемых как части целого.
Оказалось, что акустика в равной степени и доминирует, и растворяется в общем звучании. В барочной музыке мы получили красивое мягкое воспроизведение без утомительной резкости (почерк McIntosh), но и без капли вальяжности, расслабленности или, например, дымчатой лиричности (впрочем, последнее больше свойственно чувствительной к питанию аппаратуре, которая при подключении к хорошему регенератору мигом перестает быть задумчивой). Темп в быстрых треках субъективно казался несколько более медленным, спокойным и чуть придержанным по сравнению с привычным. Но пластика свивающихся линий флейт, других деревянных духовых инструментов не уменьшилась и не загрубилась (типичная деликатная манера Focal). Несмотря на склонность проигрывателя нивелировать информативные шумовые призвуки, они все же прослушивались, и достаточно четко, так что можно поудивляться, какую большую работу проделали собственно 1008
Ве, дабы восстановить паритет детальности. Это же касается и мелких ритмических групп, и четкой и собранной органной педали, и нижних октав рояля, и хорошего разделения полифонических голосов в среднем и верхнем регистре того же органа. Множество информативных подробностей, вытащенных на поверхность, несмотря на сглаженную манеру источника, позволяют характеризовать колонки Focal как очень тонкий, точный и сбалансированный инструмент для детального любования музыкой. В первые пару часов прослушивания ситуация немного огорчала из-за досады от невозможности рассмотреть все оттенки и мелкие нюансики, высвечиваемые акустикой. Казалось, что система заметно сдерживает и ограничивает эту маленькую пару АС с немаленьким звуком и взрослым почерком. Однако потом наш случайный постмодерн все-таки нашел дорогу к сердцу, когда удалось чуть подстроить восприятие и перейти от информационных ожиданий к пониманию музыкальной целостности. Что ни говорите, но системы с McIntosh надо оценивать по особым критериям. В любом случае все записи звучали гибко и красиво, с изобилием воздуха и объема. Это стало итогом коллективного творчества проигрывателя и акустики, причем колонки Focal способны были рисовать прекрасные панорамы с легкой голографичностью, а источник чуть размывал четкие контуры, делая картинку «кинематографичной», как сказали бы эксперты по видеоаппаратуре. Никакой напряженности в плотных оркестровых партиях струнных или покрикивания вокала в высокой тесситуре мы тоже не обнаружили. Отдельной заслугой обоих компонентов можно считать отыгрыание динамических пиков, мощных звуковых валов, например, в Реквиеме Верди, и хорошую для таких условий дикцию хора в плотной ткани с полным составом оркестра и органом. Аккуратные и точечные касания смычком виолончельных струн, а также кратчайшие «булавочные» паузы в нижнем регистре рояля лучше всего демонстрировали, что в борьбе за нижний регистр побеждают Focal. Это удивительная ситуация. Гораздо чаще встречается обратный эффект, когда источник собирает бас, а акустика его размывает. Тут важную роль играет отличная атака стекловолоконных сэндвичей. В результате могу сказать, что выявление почерка компонента (в данном случае — акустики) в раскладке, которая получилась у нас, похоже на разгадывание занимательного ребуса. Возможно, с точки зрения классической экспертизы это было не совсем методически корректно, зато получилось очень уж познавательно и любопытно. Опыт лишний раз показал, что всегда можно распознать и выделить устойчивую школу звука, настоящую традицию, будь то McIntosh или Focal. А уж до чего поучителен спор двух больших школ — отличная акустика не доминирует и не подчиняется, она органично вплавляется в систему, повышая ее класс на несколько ступеней.

[Контрольный тракт ]
СD/SACD-проигрыватель McIntosh MCD1100
Интегрированный усилитель Bryston B100 SST2
Акустические системы PMC OB1i
Коммутация кабелями Analysis-Plus Solo Crystal Oval

[ Вывод ]
   Очень серьезная акустическая система, которая играет на существенно более высокую цену, что, впрочем, вообще характерно для Focal. Несмотря на принадлежность к полочному классу, модель без труда озвучивает помещение в 25—30 м2. Ее живая подача и филигранно точный почерк пробивают даже не самое удачное окружение, изменяя характер звучания разных систем без утраты самоидентичности. Настоятельно рекомендую любителям серьезной сложной музыки эти колонки, от-
личающиеся великолепной точностью воспроизведения и выдающимся запасом по динамике.

[ Музыкальный материал]
DISC 1 G.B. Pergolesi. «Stabat Mater». V. Dietschy, A. Zaepffel, Ensemble Stradivaria
(Accord, 465 952-2)
DISC 2 «Baroque Favourites» (EMI, CDCFP 4557)
DISC 3 G.P. Telemann. «Concertos for Woodwind Instruments». Camerata Köln
(DHM, 05472 77367-2)
DISC 4 F. Schubert. «Symphony No. 4 D 417 «Tragic» in C-major». Kolner Rundfunk-Sinfonie-Orchester, Gunter Wand (RCA, 09026 63943 2)
DISC 5 Beethoven. «Piano Sonata No. 23 in F minor Appassionata». E. Gilels (DG, 457 296-2)
DISC 6 Verdi. «Requiem». Orchestre Révolutionnaire et Romantique, J.E. Gardiner
(Philips, 442 142-2)
DISC 7 «Organ Landscape: Lubeck, St. Jakobi». W. Baumgratz (MDG Gold, 319 0962-2)
DISC 8 Grave Digger. «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069)
DISC 9 Moonspell. «Irreligious» (Century Media, 77123-2)
DISC 10 In Flames. «Colony» (Nuclear Blast, 27361 63992)




Источник: АудиоМагазин 1 2013