Cетевой CD-ресивер Naim UnitiLite

21.04.2013 Возврат к списку Просмотрено: 2332 раз
БЛИЖЕ К НАРОДУ
    Британская компания Naim Audio — одна из очень немногих, кто руководствуется прежде всего технической целесообразностью, а не заботой о статусе и позволяет себе выпускать аппаратуру с широким ценовым спектром, включая относительно недорогие модели. В 2010 году журнал «Stereophile» опубликовал тест CD-ресивера Naim Uniti 2 и характеризовал его как «доступный по цене». Для аппарата за $3795 (в США) это комплимент.
    Модель UnitiLite, с которой нам сейчас предстоит познакомиться, стала «облегчённой» версией Uniti, но с усовершенствованным ЦАПом 32 бита/192 кГц — как у новой Uniti 2. Единственное внешнее отличие — в CD-транспорте: вместо фирменного поворотного лотка — стандартный выдвижной, причём весьма приличного качества и со стальными направляющими. Это тем более разумно, что значение компакт-дисков как основных источников качественной музыкальной информации постепенно ослабевает. Вероятно, есть и какие-то внутренние изменения, поскольку снижение цены до 109330 руб. одной заменой лотка объяснить трудно.
    Представьте себе: за вполне реальные для основной массы наших читателей деньги предлагаются в одном корпусе усилитель, аналогичный по параметрам и схемотехнике популярному интегральнику Naim Nait 5i, эфирный FM-тюнер, CD-плеер, сетевой проигрыватель с приёмником интернет-радио, наконец ЦАП для внешних цифровых источников, и всё это — с фирменным качеством Naim. Кстати, версия без эфирного тюнера обойдётся ещё дешевле — 95190 руб. Попробуйте собрать за эти деньги приличную бюджетную систему из отдельных компонентов — на усилитель и CD-плеер, возможно, хватит, а вот сетевой стример в эту сумму уже не впишется. Тем более — от компании, которая одной из первых занялась передачей аудио по IP-сетям и накопила огромный опыт в этой сфере.

МАССА ОБАЯНИЯ
    Техника Naim всегда была абсолютно мужской по дизайну. И дело тут даже не в пресловутой «приборной» порошковой окраске, а в особом ощущении плотности: аппарат кажется относительно небольшим по габаритам (что на самом деле иллюзия, создаваемая особыми пропорциями корпуса), но, когда берёшь его в руки, ощущаешь внушительную массу металла, что также на самом деле лишь кажется, поскольку весит UnitiLite какие-то «несчастные» 7,7 кг. Точно такой же и пульт — небольшой, но тяжёленький, плотный.
    Сзади имеется тумблер питания — очень полезная вещь для России. После включения аппарата загорается логотип по центру фронтальной панели. Выпуклые кнопки справа тоже подсвечиваются (только те, что в данный момент активны) — в общем, типичный Naim, каким мы его знаем уже немало лет. Дисплей монохромный с салатовыми символами, хорошо читается с расстояния вытянутой руки. Во время воспроизведения на экране отображаются часы с датой (время синхронизируется по Сети). Но если нажать на пульте кнопку DISP, показывается проигрываемый трек. Вот только обложки дисков, как это положено сетевому и файловому плееру, на него выводиться не могут. Увы, не способен на это и пульт. Проблема решается самым популярным способом: на iPad или iPhone ставится фирменная программа n-Stream, которая превращает портативный девайс в очень удобный сенсорный пульт ДУ с показом обложен и прочими «пирогами». Обладатели планшетов и смартфонов на Android пока курят в сторонке.
    Для построения полноценной стереофонической системы требуется добавить к UnitiLite лишь пару колонок. Однако подключать их следует с помощью специальных колодок, входящих в комплект (замечу попутно, что подходящий для них способ разделки кабеля отнюдь не очевиден). Поэтому самое простое решение — приобрести фирменный акустический кабель Naim. К акустическим терминалам аппарата подходят и обычные «бананы», однако сам производитель настоятельно рекомендует этого не делать, о чём говорит надпись под разъёмами. Честно говоря, мне непонятна такая пристальная забота, и лично я бы предпочёл свободу выбора, которая даётся стандартными терминалами, допускающими пять вариантов подключения и к которым можно без особых проблем подсоединить по высокому напряжению сабвуфер. Хотя вариант Naim, безусловно, многократно проще: воткнуть штекер в розетку способны даже самые далёкие от техники люди, а вот справиться с универсальным терминалом явно сложнее (неудивительно, что я регулярно получаю письма от читателей с просьбой посоветовать оптимальный способ разделки кабеля).
    Регулируемый выход выполнен традиционно для Naim на разъёме DIN, и вот здесь уже не возникает никаких вопросов: как мы уже не раз писали, подключение с двумя сигнальными проводами в общем экране даёт лучшее звучание, поскольку при нём не возникает «земляная петля», как это может случиться с традиционными межблочника-ми с RCA-коннекторами. Причём это не раз подтверждалось и в тестах. Рядом с DIN-разъёмом, как всегда, расположен переключатель земляной шины на два положения — на корпус или «в воздухе», это позволит избежать проблем при совместной работе с некоторыми аппаратами других производителей (сам неоднократно с ними сталкивался). Кстати, в этой модели конструкторы Naim отошли от традиции дублировать DIN стандартным RCA. Думаю, это правильное решение: регулируемый выход этому устройству может реально понадобиться лишь в редких случаях, например, для организации подключения по bi-amping. Понятно, что в роли второго усилителя идеальным партнёром будет око-нечник Naim из обширной NAP-линейки — например, NAP 155 XS или NAP 200. Входные разъёмы у них — также DIN, так что без фирменного кабеля здесь не обойтись.
Аналоговых входов для внешних источников всего два (на парах RCA), и этого, думаю, достаточно, поскольку практически все необходимые источники встроены в аппарат. Цифровых входов побольше — по паре оптических и коаксиальных. К счастью, сетевые интерфейсы и протоколы здесь также совершенно стандартные: Ethernet (RJ45) и беспроводной Wi-Fi (802.11b/g/n) с внешней антенной на задней панели. Поскольку она одна, максимальная скорость передачи с ней не будет превышать 65 Мбит/с, а в реальности — и того меньше из-за перенаселённости диапазона 2,4 ГГц. Вот почему я предпочитаю обычную проводную сеть. И дело тут не в скорости соединения, а в его стабильности.
    К разъёму 3,5 мм, расположенному на фронтальной панели под CD-приводом, можно подключить любой портативный плеер. Рядом — выход на наушники (также 3,5 мм) и USB-интерфейс, который пригодится для флэшек или iPod/iPhone. К нему же можно подключать и внешние HDD, однако выглядеть это будет не очень эстетично — было бы лучше иметь для подобных целей ещё один разъём сзади в дополнение к mini-USB, который может использоваться только для обновления прошивки — подключать к нему накопитель нельзя. Прежде чем повернуть аппарат к нам «лицом», отмечу ещё один разъём 3,5 мм — он предназначен для внешнего модуля дистанционного управления.

ПРАКТИКА ЕДИНЕНИЯ
    Кнопки EJECT нет ни на самом аппарате, ни на пульте — диск извлекается кнопкой STOP, а задвигается — PLAY. Входы переключаются вертикальными «стрелками» центрального круглого манипулятора или рядом персональных кнопок — кому как сподручнее. Для воспроизведения сетевых файлов следует нажать клавишу PC. При наличии активного DHCP-сервера (он раздаёт IP-адреса) настройка проводного соединения не требуется, конфигурация беспроводного адаптера ненамного сложнее — если внимательно прочитать руководство, затруднений не возникнет. Доступен web-интерфейс, но толку от него немного: можно посмотреть статус сетевого соединения и выбранный сетевой профиль.
    Поддерживаемые максимальные разрешения сигналов — одни и те же для сети и для USB-накопителей. В частности, для форматов WAV, AIFF это 32 бита/192 кГц, для FLAC — 24 бита/192 кГц.
    Если использовать в роли источника Ethernet или USB, то становится совершенно очевидно, что файлы играют чище и как-то «ровнее», чем компакт-диски, что, на мой взгляд, вполне естественно. Представляю, как некоторые консерваторы от High End ворчат, мол, ничто не сравнится с хорошим CD-проигрывателем. Думаю, когда появятся экстремально дорогие стримеры, поводов для ворчания не останется. Ибо сравнивать разные виды записи и воспроизведения музыки следует только на аппаратуре одного класса. Но на UnitiLite преимущество файлов не вызывает сомнения.
    В целом играет нейтрально, без малейшей подкраски и вместе с тем экспрессивно и объёмно. Динамика никоим образом не ограничивается, басы глубокие, плотные и отчётливые. Контроль акустики полный. Верха чистые и достаточно подробные, сцена стабильна и реалистична, распределение планов в пространстве правильное. Некоторые записи кажутся излишне гладкими, что иногда бывает с цифровыми усилителями, но в UnitiLite, по заверениям производителя, используются классические оконечники класса АВ. И это несмотря на отсутствие теплоотводов и даже малейшего нагрева аппарата на солидной громкости. Впрочем, в данном случае класс усиления не имеет никакого значения: аппарат отлично играет, причём на существенно большую сумму, чем за него просят.

ПОРАДОВАЛО
ЦАП, CD-плеер, тюнер, сетевой стример, усилитель — в одном корпусе. Добротное исполнение. Достойное качество звука. В целом — весьма привлекательное соотношение качество/цена.

ОГОРЧИЛО
Программа управления для планшетов — только для iOS. Проприетарные колоночные разъёмы.

Источник: Салон Audio Video | май 2013