НАРОДНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

24.05.2013 Возврат к списку Просмотрено: 2290 раз
    Aкустические системы Focal Chorus 726  

    «Семисотая» серия домашней акустики Chorus — самая популярная в модельной гамме французского производителя. А чтобы «народный хит» стал снова конкурентоспособным на фоне все большего числа новинок других марок, специалисты Focal решили модернизировать всю линейку. Как именно — посмотрим на примере старшей напольной модели. 

    У каждого производителя акустических систем в модельном ряду есть имиджевые изделия, демонстрирующие всю инженерную и технологическую мощь. Миссия быть «лицом бренда» почти всегда достается флагманам — моделям самым дорогим или самым крупным, самым респектабельным или самым сложным. Однако истинная репутация и популярность марки формируются все же за счёт менее приметных и более массовых моделей. Кстати, и их вклад в финансовый успех предприятия зачастую нисколько не меньше. 
    Применительно к домашним системам Focal это акустика из младшей «семисотой» серии Chorus, которая и до сегодняшнего дня неоднократно модернизировалась. Эти модели полюбились меломанам и звучанием, и отличным соотношением цена/качество, и стильной внешностью. При создании линейки 700V к разработке нового облика привлекали даже парижскую дизайнерскую студию Pineau & Le Porcher. 
    Очередное обновление серии произошло через шесть лет, за которые было продано около 200 тыс. штук АС. На фабрике в Сент-Этьене производство моделей Chorus без суффикса «V» началось в конце прошлого года. Напольные версии теперь зовутся просто 726, 716 и 714, полочные 706 и 705, центральный канал СС700 и тыловые диполи SR700. 
    Самые солидные в серии трехполосные системы 726 выпускаются в прежних габаритах, с тем же акустическим оформлением (фазоинвертор с выведенным вперед портом) и имеют аналогичную сужающуюся форму с непараллельными боковыми стенками из MDF. Внешние отличия прослеживаются лишь в отделке — в дизайне больше нет тотальной V-образности, острые ребра боковых панелей скруглились, а тканевый гриль стал традиционным, прямоугольным. 
    Под ним обнаружился тот же набор драйверов с диффузорами из Polyglass, полимера, на поверхности которого осаждаются стеклянные микрочастицы. Таких головок здесь три: пара воспроизводит нижний регистр, а ещё одна, того же 16,5-сантиметрового калибра, но с другими характеристиками, да еще вдобавок заключенная в собственный изолированный объем, отвечает за среднюю полосу. Верхнюю часть диапазона озвучивает пищалка TNV с легким алюминиево-магниевым куполом вогнутой формы и эффективным воздушным охлаждением (т.е. без ферромагнитной жидкости в рабочем зазоре) — такая же, к слову, применялась и раньше. Не изменились и частоты раздела полос — 300 и 3000 Гц. 
    Но не подумайте, что все перемены в моделях 2013 года носят сплошь косметический характер. Эта акустика — пример того, когда общая концепция, схемотехника и «драйверная» основа идентичны, но меняется внутренний конструктив и свойства отдельных элементов. У новинок пересмотрена система внутрикорпусных распорок, для корзин басовых и среднечастотных динамиков найдена более выгодная в плане подавления резонансов форма. В подвесе купола твитера используется новый пластичный материал Poron. Мелочи? Как сказать. Выполнять доводочную работу на уровне отдельных частей, которая даже не даст очевидных улучшений паспортных характеристик, а затем ради них еще и менять технологическую цепочку производства совсем не просто. Но в Focal выбрали именно этот путь, и тем интереснее полученный результат. 
    В редакцию акустика поступила в запечатанной коробке, поэтому перед прослушиванием пришлось устроить ей серьезный тренинг. Прогревались 726-е по ускоренной методике — колонки ставились почти вплотную «лицом к лицу», после чего на них подавался с усилителя моносигнал, но в противофазе. Прелесть этого способа состоит не столько в том, что можно дать серьезную нагрузку без многочасового «концерта» на полную громкость (звуковые волны взаимно компенсируются из-за эффекта акустического короткого замыкания), а тем, что вы отчетливо будете слышать те составляющие, что вызваны разбросом частотных и фазовых характеристик излучателей, структурными резонансами и корпусными призвуками. Чем меньше доля таких малоприятных звуков — тем, понятно, выше по классу акустика. И пусть такой «тест» не слишком информативен с точки зрения музыкальных качеств, он все же дает богатую пищу для размышлений. 
    726-е, кстати, такое испытание прошли почти без нареканий — были заметны лишь несколько более-менее выраженных «деревянных» призвуков, которые в конце прогрева сошли почти на нет. А ведь обычно акустика средне бюджетной ценовой категории в том же упражнении ревёт и стонет едва ли не на все лады. 
    Сразу скажу: дуэль с редакционной референсной акустикой «французы» выиграть не смогли, но держались молодцом. Чуть-чуть подкачали ударно-атакующие свойства в басах, и при построении пространственной сцены удаленные источники чёткие, хорошо сфокусированные, но образы на переднем плане укрупнены. И на краях стереобазы глубина пространства не так хорошо выражена.       Но перед своими прямыми конкурентами из той же ценовой категории новинки Focal имеют явные преимущества и, прежде всего, экспрессивность в динамике и широкий частотный диапазон. Обладая немалой чувствительностью, 726-е звучат очень уверенно и свободно, по всему спектру не чувствуется компрессии. В басовой области звук весьма фундаментален и не замутнен гулкими призвуками. В среднем регистре не заметно ни скованности, ни чрезмерной крикливости — тут есть живость и деликатность, и ясность. Отличный баланс. 
    К верхнему регистру поначалу были претензии — здесь явно акцентирована область жесткого металлического спектра (8 — 12 кГц), но, как выяснилось, это не проблема твитера, а влияние металлической защитной сетки, которая установлена на нем. Если её аккуратно удалить, верхний регистр выравнивается и смягчается, заодно становится чище и натуральнее «воздух», улучшается деталировка. Кстати, по последнему критерию «семисотая» серия едва ли не всегда обыгрывала конкурентов, так что отличная микродинамика обновленных 726-х даже не стала сюрпризом. 

Производитель: Focal-JMLab (Франция) www.focal.com Focal Chorus 726 
Конструкция: 3 полосы, фазоинвертор p 
Номинальное сопротивление: 8 Ом p 
Минимальное сопротивление: 2,9 Ом p 
Чувствительность(2,83 В/м): 91,5 дБ p 
Воспроизводимый диапазон: 48 — 28 000 Гц p 
При неравномерности: ±3 дБ p 
Частота разделения полос: 300,3000 Гц p 
Подводимая мощность: 40 — 250 Вт p 
Подключение к усилителю: однополосное p 
Габариты: 222 х 990 х 343 мм p 
Масса (каждой): 23,5 кг p Цена: 50250 руб. 

КОМПОНЕНТЫ 
CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (130000 руб.) 
Интегральный усилитель Bryston B-100 SST (233000 руб.) 
Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.) 
Акустические кабели Legacy TL Speaker(29000 руб.) 
Силовые кабели Physics Style PW-Reference(38000 руб.) 
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5(5500 руб./3200 руб.) 

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ 
1. «Naim Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003) 
2. Tom Waits, «Rain Dogs» (Island Records,1985) 
3. Blur, «Blur» (EMI Records, 1997) 
4. Niacin, «Time Crunch» (Magnacarta, 2001) 
5. Original Soundtrack from the Film by Emir Kusturica «Black Cat White Cat»(Komuna/Polygram, 1998) 
6. Anne-Sophie Mutter, «Romance»(Deutsche Grammophon, 1981, 1988, 1993, Polydor, 1978, 1982) 
7. Muse, «The Resistance» (Warner Bros., 2009) 

7 РАЗ ОТМЕРЬ 

Зависимость модуля Z от частоты Focal Chorus 726 
Большой объём корпуса позволил снизить частоту настройки фазоинвертора до 40 Гц, так что с басом у этих АС проблем быть не должно. Номинальное (оно же и минимальное) сопротивление всего 3 Ом, что следует учитывать при выборе усилителя. После 7 кГц оно начинает плавно расти, и на краю диапазона достигает 8 Ом. Таким образом, в ВЧ-области от усилителя не потребуется большой ток. Полосы между ВЧ и СЧ делятся высоко, в районе 3000 Гц. Несмотря на довольно высокий резонансный пик, фазовая характеристика во всём диапазоне частот укладывается в допуск +38/-34 град., что может благоприятно сказаться на динамике звучания. 

13-1.png

Амплитудно-частотная характеристика Focal Chorus 726 
Неравномерность АЧХ, снятой на акустической оси в диапазоне 80 Гц — 5 кГц, не превышает ±2 дБ, поэтому нарушений тонального баланса, особенно в самой ответственной, голосовой области здесь не будет. Плавный подъём, начинающийся с 6 кГц, легко устраняется разворотом колонок, при небольших углах, порядка 5 — 10 град., можно получить высокую линейность во всём звуковом диапазоне. Если же в комнате имеются ковры и много мягкой мебели, такая коррекция может и не понадобиться. Дисперсия традиционно широкая для твитеров Focal — форма кривых, снятых на 30 и 50 град., одинакова. Такая диаграмма сулит правильное построение сцены даже в том случае, если колонки не удастся поставить симметрично относительно слушателя. Чувствительность этих систем в реальных условиях меньше заявленной, порядка 88 дБ. Из положительных моментов стоит отметить полное отсутствие призвуков фазоинвертора.

13-2.png

Источник: журнал Салон Audio Video | июнь 2013