Строгое равенство

02.08.2013 Возврат к списку Просмотрено: 2669 раз

При создании High End Audio существует два подхода — эмпирический и инженерный. В первом случае аппаратура проектируется по большей части интуитивно и экспериментально, а во втором — методом строгого расчёта. Преимущества первого способа мы оценивали месяц назад на примере идеологии Audio Note, теперь очередь за её оппонентами.


Первый вопрос, который возникает у всех, кто первый раз увидел Dynaudio Consequence Ultimate Edition: почему твитер установлен в самом низу? Хотя тут логичнее было бы идти от обратного, т.е. басовика, расположенного сверху, на уровне ушей стоящего человека. Дело в том, что нижняя граница воспроизведения этих гигантов 17 Гц, и, чтобы не возникло проблем с басом, драйвер нужно было отнести как можно дальше от пола во избежание ранних отражений. Соответственно, вся линейка излучателей для сохранения временного согласования тоже была перевёрнута с ног на голову. Несмотря на то, что Ultimate Edition выглядят почти так же, как классические Consequence, выпускавшиеся в течение 25 лет, это радикально обновлённые системы. Благодаря усиленной конструкции они стали почти на треть тяжелее (114 кг каждая), в них используются фирменные головки Esotar2. Корпус состоит из двух абсолютно независимых секций. Первая, несущая мидбас, среднечастотник, твитер и супертвитер, абсолютно герметична (см. рис.) и развязана от основной массы через демпфирующие вставки. В главном, низкочастотном объёме, имеющем форму перевёрнутой буквы «L», работают два 12-дюймовых драйвера, причём один из них установлен на внутренней переборке горизонтально. Эта секция весьма внушительного объёма оснащена фазоинвертором, порт которого направлен вниз. Она, в свою очередь, развязана от массивной платформы, которая служит основанием системы. В платформе имеется полость, в которую убраны кроссоверы — традиционно для элитных моделей Dynaudio — первого порядка. И, несмотря на пятиполосную схему с шестью динамиками, входных клемм только две: датские инженеры принципиально не признают многопроводное подключение.


СИСТЕМА


  • CD-проигрыватель Naim CD 555 (807404 руб.) с источником питания CD 555PS (330290 руб.)
  • Предварительный усилитель Naim NAC 552 с источником питания NAC 552PS (1052885 руб.)
  • Усилитель мощности Naim NAP 500 с источником питания NAP 500PS (1035577 руб.)
  • Акустические системы Dynaudio Consequence UE (2142000 руб./пара)
  • Стойки Naim Fraim Level Standard (38210 руб./секция)

Нижняя граница воспроизведения этих гигантов 17 Гц, и, чтобы не возникло проблем с басом, драйвер нужно было отнести как можно дальше от пола


Поскольку чувствительность Consequence UE невелика, порядка 85 дБ, усилитель им нужен солидный. Naim NAP500 может оказаться вполне адекватным партнёром, его мощность 2 х 140 Вт на 8-омной нагрузке, а благодаря повышенной энерговооружённости он способен долго работать и на 2 Ом — то, что надо для Dynaudio. У NAP500, как и у других компонентов Naim, участвующих в нынешнем прослушивании, выносные источники питания. Для CD-проигрывателей и предусилителей это дело обычное, а вот мощник с внешней подпиткой — большая редкость. Пару месяцев назад мне довелось побывать на фабрике Naim в Солсбери и познакомиться с устройством некоторых компонентов. В нижней секции NAP500 расположен огромный тороидальный трансформатор, несколько диодных мостов и банк сглаживающих ёмкостей. Питание на усилительные каскады подаётся через толстые шланги с мощными разъёмами. Тщательно отобранные выходные транзисторы в металлических корпусах установлены на медном теплоотводе. Они обеспечивают полосу мощности вплоть до 100 кГц с минимальными искажениями.


Dynaudio Consequence Ultimate Edition Dynaudio Consequence Ultimate Edition

Предварительный усилитель NAС 552 — обновлённая версия знаменитой 52-й модели. В ней изменена топология печатных плат, закреплённых на мягкой подвеске, применена современная элементная база с тщательным отбором по парам для правого и левого каналов, а также имеются два входа на разъёмах RCA. Семь остальных входов реализованы на DIN’ах, которые Naim предпочитает всем остальным интерфейсам. Громкость и баланс регулируются качественными потенциометрами.


Блок питания NAС 552PS содержит 800-ваттный тор и 14 независимых стабилизатора напряжения, которые вручную отбираются из огромной партии.


Naim NAP 500 Dynaudio Consequence UE
  • Класс усиления: АB
  • Номинальная выходная мощность (8 Ом): 2 х 140 Вт
  • Полоса усиливаемых частот (-3 дБ): 1,5-100000 Гц
  • Входное сопротивление: 18 кОм
  • Пиковая потребляемая мощность: 700 VA
  • Габариты: 570 x 520 x 270 мм
  • Масса: 28,2 кг
  • Акустическое оформление: комбинированный фазоинвертор
  • Конфигурация: 6 излучателей 5 полос
  • Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ): 17-30000 Гц
  • Чувствительность (2,83 В/1м): 85 дБ
  • Долговременная подводимая мощность: >400 Вт
  • Габариты: 1330 х 430 х 630 мм
  • Масса (каждой): 114 кг

Нижнее расположение твитеров поначалу заметно, но со временем привыкаешь. Нехватки высоких не ощущается, да и в звуковой сцене особых нарушений нет


И наконец, источник. Мы знаем, что Naim — компания передовая, владеющая самыми продвинутыми цифровыми, сетевыми и беспроводными технологиями, но в области «чистого» хай-фая она проявляет здоровый консерватизм. Проигрыватель CD 555 поддерживает только CD-Audio 16/44,1, включая CD-R и CD-RW без апсэмплинга и прочих ухищрений. В качестве конверторов используются 24-битовые ЦАПы PCM1704, которые Burrr-Brown представила ещё в 1998 году. Как и подавляющее большинство остальных комплектующих, эти чипы тщательно отбираются. Цифровой фильтр вообще построен на винтажной микросхеме PMD200, способной декодировать HDCD. У проигрывателя нет цифровых выходов, только аналоговые RCA и DIN.


Транспорт — Philips CD Pro2 с верхней загрузкой. Круглая крышка приводится в движение бесшумным моторчиком. В качестве опции проигрыватель дополняется внешним блоком 555PS, который выдаёт пять независимых стабилизированных линий питания.


Строгий дизайн техники Naim не меняется уже много лет, причём это сознательная политика компании. Вы можете постепенно докупать компоненты или менять старые на новые, не опасаясь стилевой неразберихи.


Пульт — тяжёлый фрезерованный брусок металла — реагирует на движение. Стоит его взять в руки, загорается фирменная зелёная подсветка круглых кнопок. Реакция проигрывателя на команды моментальная.


Dynaudio Consequence Ultimate Edition Dynaudio Consequence Ultimate Edition

Я слушал Consequence UE с усилителями Ayon на осенней выставке «MHES 2012» в довольно большом зале. Помнится, тогда очень понравился бас — его было много, он хорошо управлялся и не страдал монотонностью. Слегка не хватало макродинамики, казалось, что акустика не открывает весь диапазон записи. В этот раз масштаб картины был примерно таким же, но запас по динамике чувствовался очень солидный. В этом смысле связка NAP500 — Consequence UE спелась идеально, резкие контрасты и атака передавались предельно натурально. Комната теперь поменьше, но даже в таких условиях бас был собранным и быстрым, хотя не столь убедительным в самом нижнем регистре. Вообще же система, составленная из элитных компонентов Naim и Dynaudio, даёт наиболее полное представление о звуковом почерке каждого из них. Другими словами, электроника может показать все прелести акустики и наоборот. При крайне высокой энергетике и способности создать колоссальное звуковое давление всё же чувствуется стремление сохранить нейтральность звучания. Что неудивительно — оба производителя хорошо знакомы с профессиональной звукозаписью и её мониторингом. Музыкальный баланс выдержан идеально, точность воспроизведения на хорошем студийном уровне. Да, иногда холодновато, немного отстранённо, согласен. Но когда врубаешь на полную громкость симфоническую музыку или чтонибудь из Black Sabbath, понимаешь, что с ламповым усилителем или не столь строгой акустикой появилась бы уже и «каша», и лишние гармоники, и посторонние призвуки. Здесь же — как громкость ни выкручивай, характер звучания не меняется.


Dynaudio Consequence Ultimate Edition Dynaudio Consequence Ultimate Edition

Dynaudio Consequence Ultimate EditionПри крайне высокой энергетике и способности создать колоссальное звуковое давление всё же чувствуется стремление сохранить нейтральность звучания


Теперь о построении сцены. Нижнее расположение твитеров поначалу заметно, но со временем привыкаешь. Нехватки высоких не ощущается, да и в звуковой сцене особых нарушений нет. Тарелки как тарелки, на нормальной высоте и с «искрой», к акустике вообще не привязаны. Главное, что среднечастотник на правильном месте, поэтому вокал телесный, рельефный, с правильным масштабом. Да вся картина в целом строится с размахом, во всю ширину стереобазы.


Если же говорить об источнике, то его вклад выражается, прежде всего, в точной и незавуалированной подаче нюансов. У многих CDпроигрывателей Naim «аналоговый» характер, в лучшем смысле этого слова. CD 555 очень хорош на тихих фрагментах, когда музыка плавно выходит из piano на forte, точно передаёт каждую ноту и, что очень важно, формирует великолепный «чёрный» бэкграунд в паузах.


В целом же система получилась породистая, для строгих эстетов. Никаких вольностей, излишеств и отсебятины, звучание выверено словно по линейке. И при этом музыка не подменяется звуком, а такой эффект бывает нечасто.