Скрытая сила

05.09.2013 Возврат к списку Просмотрено: 16038 раз

Компания Wilson Audio занимает особое место среди самых авторитетных производителей акустики. На основании большого опыта работы с разными колонками этой компании я могу утверждать, что весьма непросто, если вообще возможно, отыскать им достойных конкурентов в соответствующих ценовых сегментах. Wilson Audio Alexia, новинка нынешнего сезона, убедительно подтверждает верность этого наблюдения.


Медленно, но верно


Знаменитая американская компания не часто представляет свежие модели, и всякий раз в подобных случаях можно говорить о большом событии в мире High End-аудио, о чем-то действительно значительном и актуальном. Редкость обновления обусловлена предельно скрупулезной и в высшей степени ответственной работой специалистов Wilson Audio. Вполне естественно, что требуется немалое время на конструирование, экспериментирование, создание и критическую оценку прототипов, совершенствование конструкции и звучания. В результате вниманию мировой аудиообщественности предлагается доведенный до совершенства серийный образец, который заслуживает самых высоких оценок как адептов, так и скептиков и почти сразу приобретает статус аудиошедевра. Итог вполне закономерен: от модели к модели число приверженцев акустических систем этой марки неуклонно возрастает.


Wilson Audio Alexia


Над Alexia инженеры трудились более года. Они, по-видимому, руководствовались следующими идеями. В ответ на предполагаемые ожидания меломанов (может быть, для них тщательно готовился сюрприз?) компания приступила к проектированию уменьшенного прототипа лучшего и самого бескомпромиссного своего достижения — Alexandria XLF. Одним из стимулов к началу работы было существование некоего разрыва между Sasha W/P (вторыми по счету напольниками в линейке и преемниками Watt/Puppi) и величественными Maxx3, которые с большим отрывом опережают по всем показателям Sasha W/P и располагаются буквально в двух шагах от вершины. Иными словами, задуманное можно было реализовать без риска внести путаницу в структуру каталога и породить нежелательное семейное соперничество между напольными колонками.


Однако, как выяснилось, замысел конструкторов далеко не ограничивался наведением лоска в модельном ряду. Компания ставила перед собой куда более дерзкие и амбициозные задачи. В качестве формального отправного пункта были приняты габариты и форм-фактор относительно небольших Sasha W/P, а в звуковом отношении ориентиром служил величественный флагман. Как и у лидера линейки, достичь чисто технических целей — фазовой точности, когерентности и высокого разрешения — предполагалось посредством регулировки положения и наклона излучателей, причем в довольно значительных пределах. Это оказалось одной из наиболее трудоемких проблем, здесь требовалось применить неизбежно сложную систему фазового согласования. Предстояло также улучшить динамические характеристики и расширить диапазон частот по сравнению с соответствующими параметрами компактных колонок Wilson Audio. Как видим, масштаб задач, стоявших перед американскими инженерами, был весьма велик.


Конструкция


При описании конструкции Alexia вполне естественно прибегать к сопоставлениям, ведь она наделена многими важными особенностями прототипов. В верхнем модуле Sasha совмещались СЧи ВЧ-головки, в Alexia, напротив, головки разделены и допускается тонкая настройка времени прихода сигнала. В общем СЧ/ВЧ-блоке использована комбинация из неподвижного шипа и трех дополнительных шипов различной высоты, которые, в свою очередь, опираются на десятипозиционный ступенчатый блок регулировки, заимствованный у Maxx3. Оба модуля можно также сместить на восемь шагов в продольном направлении. Регулировка ВЧблока относительно СЧ-блока и всей акустической системы осуществляется отдельно. Над ВЧ-модулем установлен поперечный алюминиевый элемент, обеспечивающий его точную ориентацию в диапазоне десяти шагов с последующей жесткой фиксацией. Модули ВЧ и СЧ регулируются независимо друг от друга, при этом оба смещаются вперед и назад. Кроме того, фирменная технология асферической групповой задержки позволяет ориентировать их оптимальным образом в зависимости от положения слушателя и с учетом акустических особенностей помещения.


Wilson Audio AlexiaВЧ-звено устроено на основе динамика, который примечателен образцовыми характеристиками рассеивания при отклонении от акустической оси как в амплитудно-частотном, так и в фазовом отношении. Технология конвергентной синергии дает высокую мощность и низкий уровень искажений. Здесь используется шелковый и, судя по всему, очень легкий купол. Малая масса подвижной системы позволила поднять верхнюю граничную частоту выше 33 кГц. Конструкция твитера разработана с учетом его функционирования совместно с одним СЧ-динамиком и следования в русле, проложенном флагманом Alexandria XLF, — у прототипа новых АС, как известно, конфигурация с двумя динамиками. В целом это обеспечивает замечательные результаты, как музыкальные, так и технические. Наиболее важной отличительной особенностью этого динамика является то, что он без шва соединяется со среднечастотником (в первую очередь благодаря низкой граничной частоте) и работает в абсолютном единстве с ним.


В Alexia использован такой же СЧдинамик, как и в Alexandria XLF, — с мембраной из композитного материала на основе целлюлозного волокна и углерода. Перегородки внутри корпуса этого излучателя сделаны из фирменного композитного S-материала, разработанного специально для Sasha W/P. В сочетании с X-материалом, применяемым для того, чтобы уравновесить СЧ-модуль, он помогает добиться объективно низкого уровня шумов и нейтральности звучания. СЧблок с фазоинверторным акустическим оформлением имеет небольшой порт, выходящий на тыльную сторону. Величину отдачи ВЧ- и СЧ-звена можно регулировать путем подбора резисторов с нужным сопротивлением, которые располагаются за металлической крышкой позади басового блока. Необычные резисторы, чьи корпуса делают их похожими на полупроводники, несут также функцию предохранителей в сигнальных цепях динамиков.


При проектировании басового звена надо было одновременно решить две противоречивые задачи — соединить скорость, мелодичность и живость баса Sasha W/P с фундаментальными глубиной и весомостью. Потребовалось разработать новые излучатели, и в результате появились два драйвера диаметром 8 и 10 дюймов. Они имеют целлюлозные диффузоры и функционируют в общем объеме на один фазоинверторный порт. Нетрудно предположить, что расчет подобной резонансной системы весьма сложен.


Двухвуферную конструкцию Wilson Audio начала применять в легендарных X-1 Grand SLAMM и с тех пор в течение многих лет реализует ее во всех своих крупных колонках. Что же касается компактных АС, то в этом смысле Alexia — пионер. Они первые, где на вооружение был взят упомянутый принцип, с успехом использующийся для улучшения переходных характеристик, скорости, динамики и энергетики баса. Вырос объем басового блока, а для того, чтобы обеспечить необходимую толщину стенок и оптимальное размещение необходимых элементов жесткости внутри корпуса, был применен передовой метод лазерной интерферометрии. Более толстые стенки корпуса изготовлены из фирменного композитного Х-материала, впервые опробованного в упомянутых X-1 Grand SLAMM. Вместе с увеличением объема НЧ-блока колонка стала выше — на целых 10 дюймов по сравнению с Sasha W/P.


Самой конструкцией предусмотрена настройка АС в сотнях различных комбинаций. Положение верхнего модуля зависит от специфических геометрических и акустических свойств конкретной комнаты, а также от того, где находится слушатель. Измеренные значения временной точности и фазовой согласованности тестируемой пары превосходят показатели всех предыдущих творений Wilson Audio, за исключением, пожалуй, флагмана. Alexia позаимствовали значительную часть его технологий и особенности звукового почерка. Вместе с тем по сравнению с Alexandria новая модель представляется более амбициозной и сложной, ведь ставила искусно и мастерски сбалансировать противоречия, одно из которых связано с компактностью и элегантным внешним видом.


Wilson Audio Alexia


Прослушивание


Alexia как-то потерялись в интерьере большого помещения, в котором происходило прослушивание — однако только зрительно: первое же включение развеяло мысли том, что в звучании может чего-либо недоставать.


Композиции джазового трио запомнились неподдельным реализмом происходящего. Неожиданно глубоко и проникновенно зазвучал контрабас; благодаря мощи, точности и осязаемости контрабасовой линии создавалось ощущение, что где-то рядом неподалеку джазмен самозабвенно выводит прихотливую импровизационную вязь на настоящем инструменте. Ни неспешные, экспрессивно вибрирующие интонации, ни быстрые пробежки сольных отрывков не заставали Alexia врасплох. Мне явственно представлялись свободно вибрирующие струны, большой скульптурный корпус контрабаса. Отмечу также естественность призвуков в виде дребезга струн и щипков пальцев, что уместно отнести к аналитичности, проявляющейся ровно в той мере, какая наиболее близка к достоверности.


Партия рояля производила впечатление некоего светлого потока, наделенного очертаниями, и этот поток, колеблясь, воспарял над сценой. Легко читалось содержание сложных аккордов, стремительные пассажи и внезапные синкопы осознавались как хорошо продуманная последовательность, отвечающая музыкально-художественной логике.


Легко и рассыпчато щетки ударных касались тарелок, точно и остро — пластиковой мембраны барабана. Наиболее ценными были ощущения чистоты и беспредельного многообразия. Хорошо знакомая рок-музыка, возможно, так и осталась бы проходным номером, привлекаемым для подтверждения соответствия колонок своему статусу, если бы не мгновенное осознание того, что все в ней звучит как-то поновому, с неизвестными выразительными чертами и затейливыми подробностями, которые раньше не привлекали внимания или попросту отсутствовали.


Сильное впечатление оставило чувство ритма — исключительно важный компонент звучания, во многом определяющий его жизненность. Все эти ощущения возникали как бы без участия аудиотехники. Эффект исчезнувшей аппаратуры можно было обозначить сразу, так как он присутствовал с самого начала до конца прослушивания. На слух местоположение АС никак не обнаруживалось, и между мной и музыкой, казалось, не было ни малейших препон. Alexia покоряют не только безграничной динамикой нижнего частотного регистра, но и — пожалуй, в первую очередь — его глубиной и потрясающе высоким разрешением.


Немало удовольствия принесла и симфоническая музыка (что предвкушалось с учетом предварительных впечатлений). Полноценно воспроизводились отрывистые, стремительные звуки струнных в разных регистрах, включая пиццикато контрабасов. Легко для восприятия и полновесно подавались значительные и порой тяжеловесные динамические перепады. Благодаря своему содержанию и развитию музыка всегда вызывала интерес. Отсутствовала недосказанность в отображении пестрой и разнообразной оркестровой палитры, в которой рельефно выделялись насыщенные тембры струнных, острые партии медных и возвышенно-прозрачные линии деревянных духовых. Звучание отличалось замечательно изысканной полифоничностью.


Впечатляюще обширное пространство, которое способны обрисовать такие выдающиеся АС, не было помехой для точной и рельефной передачи положения инструментов в объеме музыкальной сцены. Высокое пространственное разрешение помогало постичь глубинный смысл музыкальных творений, особенности их трактовки, значительно усиливало ощущение музыкальности звучания. Усиливало, как оказалось, там, где музыкальность присутствует. Слушая разные фонограммы, приходишь к пониманию, что толково скомпонованный аудиотракт, венчаемый этими неординарными колонками, выявляет не только достоинства, но и недостатки не самых удачных записей и интерпретаций.


Tехнические параметры Wilson Audio Alexia (по данным производителя)


  • Чувствительность, дБ 90
  • Импеданс (номинальный / минимальный), Ом 4 / 2 (80 Гц)
  • Рекомендованная мощность усилителя, Вт более 20 (на канал)
  • Частотный диапазон (–3 дБ), Гц 20 — 32 000
  • Габариты, мм 1353 х 387 х 537
  • Масса, кг 116

Контрольный тракт


  • CD-проигрыватель Meitner ma2
  • Предварительные усилители Spectral DMC-30SS, Pass Labs XP-30
  • Моноусилители мощности Spectral 360, Pass Labs XS-150
  • Кабели межблочные Spectral Interconnect RCA, Shunyata Zitron Anaconda XLR
  • Кабели акустические Spectral Condspeacer
  • Кабели сетевые Shunyata Research Zitron Anaconda Power

Вывод

Акустические системы Wilson Audio Alexia вызывают устойчивое чувство растворения в ожившем музыкальном мире, преподносят музыку на редкость правдиво и с реальной размерностью. Они помогают понять разницу между по-настоящему естественным и просто эффектным звучанием и именно благодаря этому пробуждают глубокую вовлеченность и завораживают. Играют колонки мощно, основательно и вместе с тем быстро, пронзительно-чувственно и экспрессивно, умиротворяюще и даже бесстрастно.


Источник: журнал АудиоМагазин №3 2013