Британская Ниагара

05.09.2013 Возврат к списку Просмотрено: 9781 раз

За последний год у нас побывало несколько отличных изделий британской фирмы Musical Fidelity, начиная с бесподобной (и стоящей очень немалых денег) пары Primo — Titan и заканчивая относительно доступным интегральником M6 500i. Последний, кстати, легко выиграл сравнительный групповой тест интегрированных усилителей в диапазоне до 250 тыс. рублей в журнале Hi-Fi.ru (январский номер за 2013 г.). Новая пара усилителей снова имеет нерядовые мощностные показатели и позиционируется как промежуточная линейка между AMS и золотым оптимумом — М6. Некоторые печатные издания уже назвали мощники-моноблоки M8700m «сыновьями Титана».


Чистая мощь


Пара устройств в линейке М8 состоит из предварительного усилителя PRE и усилителей-моноблоков 700m (маркировка означает 700 Вт выходной мощности и моноблочную конструкцию; аналогично, например, 500i — это интегрированный усилитель на 500 Вт). Предусилитель реализован по классической схеме с высоким входным и малым выходным сопротивлением, полностью балансной от начала до конца, в чистом классе А. Заявляется постоянство значений сопротивления практически во всей рабочей полосе частот. Также в Musical Fidelity отмечают низкий уровень искажений, отличное отношение сигнал/шум (более 117 дБА) и широкий частотный диапазон (верхний предел — 75 кГц по уровню –3 дБ). Каждый канал имеет собственный силовой трансформатор на 350 В•А с крайне низким уровнем шумов, на все основные контуры подается стабилизированное питание. Сетевой фильтр очищает входящее напряжение от помех. Встроенная секция фонокорректора с переключаемыми опциями MM / MC отличается, по заявлению производителя, аккуратной коррекцией, малыми искажениями и высоким входным сопротивлением.


Что касается мощников-моноблоков, то сама Musical Fidelity позиционирует их как более доступную версию своего замечательного «Титана», с ненамного меньшей мощностью и совершенными техническими характеристиками, близкими к параметрам топ-модели. Также говорится о том, что звучание почти такое же, как у флагмана. По нашему неоднократному опыту общения с «Титаном» и (забегая вперед) по результатам прослушивания 700m последнее утверждение представляется все же несколько оптимистичным. Такой непревзойденной свободной мощи, могучего чистого дыхания и колоссального запаса динамики у младших моноблоков все-таки нет. Но ведь речь идет о звучании «почти» неотличимом. Мы совсем не в претензии по этому поводу — в конце концов, рассматриваемый моноблок более чем в три раза дешевле самой монструозной конструкции в истории MF. Но наследственность в почерке, конечно же, ощущается, тут нет сомнений. Кстати, она спокойно прослушивается даже в более скромном интегральнике M6 500i — Musical Fidelity четко выдерживает ориентацию на единожды достигнутый эталон звучания и подачи материала и позволяет обнаружить отблески «титанического» величия даже в наиболее доступных конструкциях. Это вызывает уважение как за умение сохранить сходный характер звука в сильно отличающихся ценовых категориях, так и за собственно почерк — он идеален для сложнейших музыкальных произведений, а не только для незатейливой популярной музыки, что сразу же оценит любой любитель симфонической классики.


Musical Fidelity M8PRE


Возвращаясь к цифрам ТТХ, отметим, что для 700m заявляются крайне низкие искажения: типичное значение 0,001% на 1 кГц, менее 0,005% на 20 кГц и максимум в 0,02% на 50 Гц — просто превосходные величины для почти киловаттного мощника (да и для куда менее солидного). Отношение сигнал/шум тоже впечатляет: 120 дБА. Как и предварительный усилитель, моноблоки сделаны по полностью балансной схеме.


Все три блока имеют практически равные габариты и выделяются подчеркнуто брутальным видом (обычная дизайнерская практика Musical Fidelity: мужской стиль и никаких намеков на субтильность). Фактура поверхности у черных цельноалюминиевых корпусов не гладкая, какую дает, скажем, пескоструйная машина, а слегка шероховатая, что добавляет серьезности и солидности облику аппаратов. Передние панели сантиметровой толщины весьма лаконичны и не изобилуют украшениями — на них есть только небольшие серебристые таблички с названиями моделей да синие светодиоды индикации.


Tехнические параметры Musical Fidelity M8PRE (по данным производителя)


  • Частотный диапазон, Гц 5—100 000 (+0 / –1 дБ))
  • Отношение сигнал/шум, дБА более 118
  • КНИ + шум (RCA / XLR), % менее 0,005 / менее 0,004
  • Разделение каналов (1 кГц), дБ 96
  • Аудиовходы аналоговые стерео (XLR х 2, RCA х 5, Phono RCA x 1, MM / MC)
  • Аудиовыходы аналоговые стерео (XLR х 1, RCA х 1, Tape Out RCA)
  • Габариты, мм 440 x 162 x 400
  • Масса, кг 17

Предусилитель снабжен небольшим центральным дисплеем над ручкой громкости, показывающим красными символами текущий уровень с шагом в полдецибела. Ряд маленьких одинаковых кнопок (точеные из алюминиевых заготовок, что обычно для Musical Fidelity) дублирует функции, доступные с ПДУ. Повторяемость и родственность облика устройств очень велика, визуально они представляют собой единое целое.


Корпуса мощников имеют крупные батареи радиаторов охлаждения по бокам и по два ряда дополнительных вентиляционных прорезей вдоль них на верхней крышке. Несмотря на это, даже после тренировочного прогрева вхолостую в течение 4 часов они нагрелись не хуже панелей ламповых усилителей: градусов на 60 или около того. По бокам предусилителя тоже есть короткие радиаторные накладки, сделанные скорее для единства дизайна, а не по технической надобности.


Сзади и у моноблоков, и у предусилителя обнаружилось достаточно много всего (причем коммутационный арсенал мощников неожиданно богат и предлагает как входы, так и выходы). В первую очередь в глаза бросаются позолоченные клеммы — отличные, очень длинные и крепкие, просторно расставленные и хорошо подписанные, одинаковые на всех блоках. У моноблоков имеются балансный и небалансный вход (плюс полозковый переключатель, выбирающий одну из опций), балансный выход на дополнительный усилитель мощности, один небалансный выход на петлю записи и по две пары прекрасных акустических терминалов для бивайринга. Присутствуют также вход и выход управляющего триггера. Предусилитель располагает набором небалансных входов, один из которых переключается в режим «сквозной канал», входом МС / ММ фонокорректора с отдельной клеммой заземления и петлей Tape. Балансных входов два — один из них тоже может переводиться в режим сквозного канала. Пара выходов продублирована в вариантах RCA и XLR. Для крепления клемм на задних панелях аппаратов явно были предприняты дополнительные усилия.


Единство и борьба противоположностей


Ниагара, и в первую очередь знаменитый водопад на ней, это завораживающая мощь и прозрачность чистой воды, потоки и могучие завихрения — и мелкие струйки, и водяные брызги, и мельчайшая водяная пыль, над которой вечной аркой реет радуга. Могучее и свободно разливающееся природное явление — вот что такое большой водопад. Наверное, подобная ассоциация лучше подошла бы «Титану», но про тот превосходный аппарат, хотя он несколько раз использовался у нас как опора для звука в разных сочетаниях компонентов, мы так и не написали отдельный тест. Поэтому красивый образ по праву наследства переходит к новой тройке Musical Fidelity, особенно к мощникам 700m. В данном случае мы сталкиваемся с уравновешенным союзом двух плохо сочетающихся обычно вещей. С одной стороны — мощь, великолепная масштабная трактовка трудных динамических пиков, полный контроль акустики. С другой — деликатность при отображении мельчайших нюансов и бережное высвечивание тонких музыкальных связей.


Эту тройку мы слушали очень тщательно и со всей серьезностью, используя самые сложные треки, поскольку большой потенциал достоин хорошей проверки.


Musical Fidelity M8PRE


Вагнер, увертюра к «Тангейзеру». Форте вышло более мягким, но абсолютно чистым. Об искажениях невозможно было и помыслить, настолько натуральной и свободной оказалась динамика. Трудная обычно вещь — связное прохождение спокойных фрагментов и отсутствие логических провалов в развитии длинной лиги — преподносилась просто прекрасно, музыка ни на секунду не останавливалась, будто поставленное в одну позицию перо вело непрерывную длиннейшую линию от точки касания бумаги и до отрыва от нее. Причем рельеф музыкальной «местности» — провалы и динамические пики, спады и нарастания — никак не влиял на эту решительную и свободную позицию. Как макродинамика, так и микродинамика усилителей просто превосходны, и это роднит 700m в большей степени с «Титаном», а не с M6 500i (тот тоже был очень хорош и победил в основном за отменную связность трактовок крупной оркестровой формы, однако могучее и свободное ровное дыхание ассоциируется в первую очередь именно с топовой моделью).


Эмоциональность и надрыв были совсем немного приглушены (это же отмечалось в передаче трагичных перекличек голосов в Реквиеме Верди), но полнота и неразрывность звучания перевешивали, обеспечивая блестящий результат. А что касается легкого спада эмоций, как обратной стороны непоколебимого свободного спокойствия, то это фирменный штрих, который присутствует во всех младших линейках и полностью исчезает только у «Титана». Частотка на слух воспринималась как весьма ровная и протяженная. Перкуссия преподносилась ясно и раздельно, на редкость полновесно и с четкой разницей в размерах. Сцена уходила далеко за стену. Почти эталонный по структуре баса большой оркестровый барабан впечатляюще подтверждал очень высокий класс усилителей.


Что касается придирок, то возникли некоторые претензии к тембрам скрипок — они могли бы быть покруглее (но не сами по себе, а относительно других, исключительно удачно сделанных тембров). Финал был великолепен и ошеломляющ, даже несмотря на кажущуюся приглушенную эмоциональность, и все детали до последней прослушивались легко и непринужденно, в оркестре можно было акцентироваться на любой партии на выбор, выделить слухом и дослушать каждую из них до конца. «Трагическая симфония» Шуберта продемонстрировала филигранную музыкальность тройки Musical Fidelity, целый спектр отличий в настрое и манере исполнения, который сразу создал другую оркестровую вселенную. Вообще симфоническую музыку хотелось слушать бесконечно и не отрываясь, настолько широко, свободно и мощно она подавалась. Отчетливо прослушивалось, но совсем не мешало восприятию легкое скругление спонтанных острых динамических и колористических оттенков в звучании отдельных инструментов. Аппараты обладают уверенным почерком, который покоряет и отбивает желание крохоборничать и искать недочеты.


Запомнилась «Аппассионата» в интерпретации Эмиля Гилельса (снова отложим в сторону разговоры о полной нейтральности аппаратуры и займемся дальнейшим изучением характера — это совсем неплохо и очень интересно, особенно когда характер столь содержателен и непрост, а подача многослойна и нелинейна). Тут мы получили деликатную и аккуратную трактовку авторского штриха, отсутствие резкости и упрощений, интеллигентность пианистического туше, изысканную динамическую пластику. Нижний регистр отличался безупречной полнотой и весомостью. Исполнение получилось не столько решительное или с оттенком самолюбования, сколько сдержанно эмоциональное, глубокое и философское. Как-никак, за роялем — гениальный Гилельс. Артист словно размышлял о чем-то очень важном, своем, вел диалог с самим Бетховеном. Существовали только рояль и пианист, и ничего больше. Бесполезно выискивать в данном случае технические огрехи — художественный уровень передачи музыкального послания настолько высок, что представляются неуместными банальные отметки «хорошо» или «так себе».


Musical Fidelity M8PRE


Записи органа отметились просто гениальной передачей басовых труб. И снова, как редко бывает у систем (и только исключительно высокого уровня), вспомнилась фраза про «странный инструмент орган, который не дышит», и подумалось: он дышит, только это дыхание столь масштабное, медленное и фундаментальное, что далеко не любой системе дано поймать и ощутить его движение.


Tехнические параметры Musical Fidelity M8700m (по данным производителя)


  • Частотный диапазон, Гц 10—80 000 (по уровню +0 / –1 дБ)
  • Выходная мощность (8 / 4 Ом), Вт 700 / 1300
  • Отношение сигнал/шум, дБ более 120
  • КНИ + шум, % менее 0,005
  • Аудиовходы стерео XLR, RCA
  • Аудиовыходы стерео XLR, Tape Out RCA
  • Габариты, мм 440 x 160 x 460
  • Масса, кг 30

«Литургия» Рахманинова запомнилась далекой-далекой сценой и высоко летящим под купол свободным голосом, хором, нахлынувшим мощной прозрачной волной. Не проявилось ни единого сибилянта, не было даже намека на искапеллы еще раз поразила качеством передачи нижнего регистра, услышанными мелкими деталями в обычно неразборчивых партиях рогов и визуализированной разницей в размерах этих необычных инструментов с красивыми, специфическими и очень разными голосами. Неудивительно, что столь музыкально сильная тройка Musical Fidelity без проблем отыграла весь предложенный ей сложнейший материал, включая современный металл. Там история повторилась — с вкусными полновесными «говорящими» гитарами в металлической классике, вязким тяжелым дисторшеном в более жестких треках и стремительными очередями двойных бас-бочек в самых быстрых фрагментах. И конечно, драйв — плотный, не запредельно жесткий, а такой, как надо, в десятку по настрою… Эти усилители, похоже, невозможно ничем смутить, вывести из равновесия, заставить дать слабину. Ключ к раскрытию разного материала состоит в умении чувствовать и четко дифференцировать звуковой почерк и настроение в рамках одного жанра и специфические жанровые окраски в целом.


Настолько мощные и одновременно утонченные и прозрачные в деталях усилительные связки встречаются довольно редко. По универсальности в отношении музыкальных жанров и вызываемым позитивным эмоциям навскидку вспоминаются разве что компоненты Jeff Rowland и VTL (тоже плотные и масштабные, более прозрачные, но стоящие значительно дороже). Однако и тут уровень музыкальности и способность вытягивать даже относительно простую акустику и источник на отчетливый хай-эндный уровень просто удивительны.


Измерения


Musical Fidelity M8PRE


Частотная характеристика предварительного усилителя Musical Fidelity M8 PRE показана на рис. 1 желтым цветом. На том же рисунке представлены частотные искажения в связке с усилителем мощности 700m (красным, для 8 Ом). В этом случае неравномерность в полосе звуковых частот не превышает 0,18 дБ. Спад характеристики на 80 кГц составляет 2 дБ. С уменьшением номинала балласта указанные значения не претерпевают существенных изменений (зеленая и синяя кривая, соответственно для 4 и 2 Ом). Коэффициент демпфирования более чем достаточный — 230 ед. Выходные каскады усилителя обеспечивают высокую выходную мощность. Для 2-омной нагрузки ее максимальное значение больше 1 кВт, на 8 Ом можно получить до 700 Вт неискаженного звука (рис. 2).


РЕЗУЛЬТАТЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ


  • Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 / 2 Ом, Вт — 695 / 970 / 1050
  • Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт — 695 / 660 / 710
  • КНИ на 0,5 Рмакс на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, % — 0,007 / 0,002 / 0,014
  • Переходное затухание между каналами (для M8 PRE), на 10 кГц, не менее, дБ — 88
  • Коэффициент демпфирования — 230
  • Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ — 0,18
  • Верхняя граница по уровню –1 дБ, кГц — 53
  • Спад на частоте 80 кГц, дБ — 2,0

Контрольный тракт


  • CD-проигрыватель Bryston BCD-1
  • Предварительные усилители Musical Fidelity M8PRE
  • Усилитель мощности Musical Fidelity M8700m
  • Акустические системы PMC OB1i, Noize Fabrik Monument 3.0
  • Коммутация кабелями Analysis Plus Solo Oval

Вывод

Отличная, мощная тройка, обладающая отменной музыкальностью, масштабностью и связностью исполнения. Никакая акустика и никакой жанр не в состоянии поставить ее в тупик. По вызываемым ассоциациям и осмысленности подачи материала ее хочется сравнивать с гораздо более дорогими аппаратами, поскольку соотношение «цена / качество» установлено здесь на очень высоком уровне и с запасом, что нынче редкость. Этим усилителям не надо «давать шанс» и подбирать для них оптимальное окружение. Они сами в состоянии создать его для других компонентов.


Источник: журнал АудиоМагазин №3 2013