Акустическая система Focal Utopia Scala V2

16.10.2013 Возврат к списку Просмотрено: 1177 раз
     Внешне Scala V2 абсолютно не отличаются от первоначального варианта, описанного в статье «Лестница в небо»* — тот же корпус, состоящий из трёх изолированных секций, тот же набор излучателей, те же фирменные технологии. В верхнем отсеке установлен 6,5-дюймовый среднечастотник, в среднем — твитер, а в нижнем — 11-дюймовый басовик в фазоинверторном оформлении. Ламинарный порт выведен в просвет между дном корпуса и массивной платформой, развязывающей колонку от пола. СЧ и ВЧ-секции слегка наклонены вперёд, благодаря чему сигналы от соответствующих излучателей приходят к слушателю одновременно (принцип Focus Time).
     Корпуса построены по технологии Gamma — без прямых углов, со стенками переменной толщины, которая в отдельных местах достигает 50 мм. Конструкция спроектирована таким образом, что большая часть энергии, приходящей от динамических головок в виде вибраций, эффективно поглощается.
     Усовершенствования затронули исключительно внутренние элементы, в частности, подвижную систему басовых драйверов. Звуковая катушка намотана на более прочном каркасе с улучшенным охлаждением, благодаря чему сводится к минимуму тепловая компрессия, т.е. динамические искажения на большой громкости. За счёт более прочной связи между каркасом и диффузором динамик быстрее реагирует на приходящий импульс, значительно улучшена линейность и снижены искажения в области 100 — 300 Гц. Традиционно для Focal исследования проводились с помощью лазерной установки Klippel. Напомню, что в Scala НЧ-диффузоры изготовлены по патентованной технологии «W» третьего поколения. Изначально она была разработана для флагманской Grande Utopia и позволила создать лёгкий материал с высокой стойкостью к изгибным деформациям и эффективным демпфированием внутренних резонансов. По структуре это сэндвич с внутренним слоем из вспененного полимера и внешними — из стеклоткани различной толщины и плотности. Поначалу из-за дороговизны W-драйверы использовались только в Grande Utopia, а со временем их получили и младшие модели линейки. В третьем поколении заготовка конуса выкраивается методом лазерной резки, что позволяет получить диффузор идеальной круглой формы с абсолютно ровными краями. Что, в свою очередь, способствует равномерному распределению усилий при взаимодействии с подвесом.
     С учётом изменённых характеристик НЧ-драйвера в Scala V2 был перенастроен фазоинвертор, что позволило получить лучше контролируемый и чуть более низкий бас. Также оптимизировано демпфирование 6,5-дюймовых СЧ-драйверов с магнитной системой PowerFlower, что должно было повысить разборчивость и линейность в самой важной полосе. Всё остальное — как в предыдущей версии «Скалы». Бериллиевый твитер IAL2 с верхней рабочей частотой 40 кГц, фирменные кроссоверы OPC+ (Optimum Phase Crossover) с возможностью коррекции по НЧ и ВЧ под конкретное помещение. Scala V2 рассчитаны на подводимую мощность до 500 Вт и выпускаются в чёрном и красном рояльном лаке. Изготавливаются они на собственной фабрике Focal во Франции.


89987.jpg

     В прошлый раз мы слушали Scala с ламповыми моноблоками Lamm, новую же версию решили испытать с гораздо менее дорогим транзисторным интегральником Bryston В100 SST. Да и акустика не совсем та же, соответственно, впечатления несколько иные. На симфонической музыке зал более материален, иллюзия объёма создаётся в основном за счёт нижнего регистра, который не только уходит в инфранизкую область, но и сохраняет хорошо читаемую структуру. В нём нет ни случайных, ни бесформенных звуков — происхождение каждого легко угадывается. Редкий случай, когда можно всерьёз говорить о контрастности в басовом диапазоне. Контрабас на камерных записях сложно отличить от настоящего — настолько точно и подробно прорисованы все нюансы, вплоть до характерных резонансов корпуса. Впечатление реальности усиливается и потому, что калибр НЧ-драйверов способствует верной передаче габаритов инструмента.
     Про твитер могу лишь повторить то, что уже говорил раньше — пожалуй, лучший из всех, что мне доводилось слышать. Он тоже участвует в формировании атмосферы за счёт многочисленных обертонов, отражений и ревербераций инструментов с высоким спектром. IAL2 звучит на редкость чисто, прозрачно и ярко, и яркость эта никогда не бывает излишней. Медные духовые, тарелки, литавры — как в реальной жизни.
     При расстоянии между колонками порядка четырёх метров в звуковой сцене нет белых пятен, панорама заполняется плотно и равномерно. Перспектива в глубину зависит от конкретной фонограммы, возможности же акустики в этом плане не вызывают сомнений. Как звукорежиссёр расставил инструменты при сведении, так всё и будет в комнате, и чем искуснее выстроено пространство, тем интереснее слушать. Тембральное разрешение в средней полосе феноменально. Грамотно записанный вокал с аудиофильских дисков звучит так, будто между исполнителем и слушателем нет никаких промежуточных звеньев — микрофонов и прочей техники. На большой громкости может быть заметна окраска, похоже, этой акустике при всей её высокой чувствительности нужен усилитель помощнее. Кстати, если вы хотите получить предельно точное, особенно в нижней октаве, звучание, ламповый аппарат я бы не рекомендовал. Но если в числе приоритетов выразительность, эмоциональность, пусть и при слегка гипертрофированном богатстве спектров — тогда другое дело. Сами же Scala V2 на слух очень линейны и при этом, в отличие от студийных мониторов, звучат красиво. Причём это красота музыки, а не украшательство звука с которым мы иногда сталкиваемся. И жанр здесь не имеет абсолютно никакого значения.




КОМПОНЕНТЫ
CD-транспорт Accuphase DP90
Процессор Accuphase DC91
Интегральный усилитель Bryston В100 SST 
Кабели:
- межблочные Tchernov Cable Reference IC XLR 1.65 м 
- акустические Tchernov Cable Reference SC 1.65 м
- сетевые Tchernov Cable Reference
- цифровые Tchernov Cable Reference IC AES/EBU 1.65 м 



Focal Utopia Scala V2

Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы 
Акустическое оформление: фазоинвертор
Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ): 27 — 40000 Гц
Граница нижнего диапазона (-3 дБ): 24 Гц
Чувствительность: 92 дБ p 
Сопротивление: номинальное 8 Ом, минимальное 3,1 Ом
Частоты раздела полос: 250/2200 Гц
Рекомендуемая мощность усилителя: 40 — 500 Вт
Габариты (В х Ш х Г): 1247 х 393 х 670 мм p Масса: 85 кг
Отделка: Black Lacquer, Imperial Red 



Салон Audio Video | ноябрь 2013