Колонки Focal SM9, разработанные для студий, отлично подходят и для дома

10.10.2013 Возврат к списку Просмотрено: 1625 раз
В тестах нашего журнала нечасто встречается студийное оборудование, однако для Focal SM9 мы сделали исключение.
     Их облик сразу позволяет предположить, что это не простая Hi-Fi-акустика. Часто они продаются дистрибьюторами профессионального оборудования, а не в обычных магазинах аудиотехники. 
Привычное место работы SM9 – на микшерском пульте, где их приземистая конструкция и специфическое расположение динамиков будут как нельзя кстати. В домашней же обстановке они могут смотреться странно, а то и агрессивно.
     Нам пришлось слушать Focal с расстояния на 80-100 сантиметров меньшего, чем с большинством обычных АС, – именно в этом случае их звучание оказывается наиболее сфокусированным и точным.

Стоять на своем
     Этим АС нужны такие стойки, что бы твитеры располагались примерно на уровне уха, к тому же с достаточно широкой верхней площадкой. Для тестирования нам прислали вместе с колонками стойки IsoAcoustics Argosy ISA-360i Spire; они отлично справляются с делом, однако их внешность вряд ли покажется приемлемой большинству владельцев домашних систем. Стойки 104 Signature компании Custom Designs смотрятся более нейтрально, но верхняя площадка стандартного размера не гарантирует надежной устойчивости.
     Каждая АС снабжена четырьмя динамиками. За ВЧ отвечает дюймовый твитер с вогнутым куполом из бериллия; диффузоры остальных трех динамиков выполнены из многослойного композита и имеют в диаметре 16,5, 20 и 27 см соответственно.
focal_sm9_3 copy.jpg
     Самый большой из них смотрит вверх; это пассивный излучатель, помогающий вуферу создавать более увесистые басы.
SM9 – активные колонки, у каждой из них в корпусе три усилителя: ВЧ- и СЧ-динамики питают 100-ваттные блоки, на вуфер приходятся целых 400 Вт. Это обычные усилители класса A/B, а не D, приобретающего все большую популярность: в Focal полагают, что традиционная технология обеспечивает более высокое качество звука.
     На задней панели располагаются радиатор, необходимый для охлаждения внутренних электронных схем, и комплект регуляторов, позволяющих пользователю подстраивать АЧХ колонок для конкретного размещения.
     Это обеспечивает SM9 невероятную гибкость в плане их расположения в комнате. В нашем случае оказалось, что лучше всего они звучат в свободном пространстве, что позволило обойтись без использования многочисленных
регуляторов, обеспечив более чистый, точный и проработанный звук.
     Одним из самых больших достоинств SM9 как студийных мониторов является то, что фактически это две АС в одной. В стандартном режиме это трехполосные колонки с частотным диапазоном от 30 Гц до 40 кГц (+/- 3 дБ); но стоит нажать кнопку сбоку – и НЧ динамик отключится, а режим встроенного кроссовера изменится так, что оставшиеся два динамика образуют двухполосную АС с урезанным диапазоном – от 90 Гц до 20 кГц (+/- 3 дБ).
     Если заглянуть внутрь колонки, можно увидеть, что твитер и тот динамик, что в двухполосной конфигурации отвечает за СЧ и НЧ, даже упакованы в отдельный корпус. Дело в том, что в студиях обычно применяются две системы мониторов: большие – для проверки полномасштабной динамики и граничных частот, а также компактный комплект с меньшим частотным диапазоном – для того чтобы оценивать качество звучания музыки на портативной системе или
в автомобиле. В процессе сведения трек обязательно должен прослушиваться в обоих режимах. Подход SM9 экономит для студии время и деньги.

Варианты для дома
     Есть ли смысл в наличии такой функции в домашней системе? Например, она пригодится для прослушивания посреди ночи, когда высокая громкость, мощные басы и масштабная динамика будут не слишком уместны. В основном при прослушивании мы использовали референсный предусилитель Bryston BP26 с кабелями достаточной длины и балансными подключениями; кроме него в тестировании участвовал новый ЦАП и предусилитель Cyrus – DAC XP Signature. Аналитический характер АС требует источников самого высокого класса. Наш любимый сетевой плеер NDS/555ps был основным, а наряду с ним – великолепный CD-проигрыватель Burmester 069. Оба справились отлично, особенно второй.
     Анализ – самая суть работы студийных мониторов; и SM9 нас не разочаровали. Им свойственна выдающаяся дотошность, они способны вычленить партию каждого отдельного инструмента из Yeezus Кэни Уэста. Фронтальные и тыловые границы нот они воспроизводят с поразительной точностью, а энергичная динамика просто сбивает с ног – если установить гром кость повыше.

Громкие, но спокойные
     Эти АС не теряют самообладания даже на высокой громкости, при этом звучание остается очень приятным. Они
способны создать давление в 116 дБ на расстоянии 1 метр – это очень приличный уровень.
     Несмотря на довольно компактные габариты, Focal звучат на редкость убедительно, а басы глубоки и достоверны. Они безупречно воссоздают такие насыщенные низкочастотными звуками композиции, как Anthem Without Nation Нитина Сони или Time из саундтрека к фильму «Начало».
     Однако Focal присущи не только сила и убедительность; SM9 способны безупречно передать всю гамму эмоций
в голосе Нины Симон в песне Here Comes The Sun, а Tabula Rasa Арво Пярта восхищает точностью и легкостью.
     К недостаткам SM9 можно отнести их склонность проявлять себя на высокой громкости; в этом случае они оживают, если же звук сделать тише, он становится заметно менее захватывающим, а басы теряют свою пробивную силу. Кроме того, будучи студийными мониторами, эти АС выглядят не слишком роскошно и не так подходят для домашней обстановки, как большинство других АС.
     Тем не менее, учитывая качество изготовления, 1,2 киловатта усиления и роскошный звук, способный заткнуть за пояс комплекты АС вдвое дороже, мы определенно рекомендуем познакомиться с ними поближе при первой же возможности. Нам будет жаль с нимирасставаться.
focal-sm9-l-sol-kanal-profesyonel-studio-monitoru copy.jpg
1) Радиатор
В Focal из соображений качества звучания выбрали усилители класса A/B. При 600 Вт звукоусиления в каждом корпусе неудивительно, что SM9 нужны такие внушительные радиаторы. Пластины тщательно отшлифованы.

2) Полный контроль 
Студийное происхождение SM9 заметно и по большому количеству настроек звука. Можно задать нижнюю границу для басов, а также относительное соотношение НЧ- и ВЧ-диапазонов. Три регулятора с позициями 50 Гц, 160 Гц и 1 кГц предназначены для выявления возможных проблем в процессе звукозаписи.

3) Балансный XLR-вход
Не удивляет и наличие у SM9 всего одного входа – балансного XLR: это стандартный разъем, применяющийся в среде профессионалов. Он обеспечивает более надежное соединение и лучшую помехозащищенность, благодаря чему можно использовать более длинные кабели, что часто требуется в студии.



ЯЗЫКОМ ЦИФР

Тип: Полочные АС
Максимальная мощность: 600 Вт
Двухкабельное подключение: Нет
Варианты отделки: 1
Габариты (В×Ш×Г): 32×49×39 см



ЗА 
Завидная энергичность; превосходная детальность; убедительные басы; масштаб динамики; мощность; качество изготовления; гибкость

ПРОТИВ 
«Профессиональная» внешность; любят высокую громкость

ВЕРДИКТ 
Примите как факт, что SM9 были созданы не для дома, и просто наслаждайтесь великолепным звучанием




WHAT HI-FI? ЗВУК И ВИДЕО  октябрь 2013