Строгая классика Copland CTA 405

19.09.2014 Возврат к списку Просмотрено: 11245 раз

    Тернистый путь совершенствования домашней музыкальной системы в части усиления нередко приводит к ламповой аппаратуре. Имея скромные по сравнению с конкурентами, делающими ставку на твердотельные элементы, технические характеристики, ламповые усилители способны порой усладить слух лучше транзисторных собратьев. Отрадно, что с годами популярность ламповой техники не только не снижается, но даже растет. То есть, подбирая компоненты в свою систему, вовсе не обязательно ограничиваться поисками на вторичном рынке.


Волшебная лампа
    К счастью, несмотря на солидный возраст, ламповая техника не теряет актуальности ни у любителей музыки, ни у профильных изготовителей. Успешно продолжается выпуск как самих радиоламп, так и оборудования на их основе. Отрадно сознавать, что в первом случае львиная доля мирового производства сконцентрирована в России. 
    Ламповые компоненты стереосистем не относятся к массовой продукции — чаще всего ими занимаются небольшие аудиоателье, однако, хотя номенклатура подобных компаний не может похвастаться десятками позиций, каждой модели уделяется максимум внимания и любви разработчиков. 
    Датская фирма Copland — яркий пример такого ателье, чья история насчитывает более 30 лет. Она специализируется на производстве электронных компонентов стереосистем, в основе которых в большинстве случаев лежит ламповая схемотехника. Вакуумные приборы не используются лишь в проигрывателе компакт-дисков CDA 825. Кроме него, в каталоге Copland присутствуют ламповые предусилители CTA 305 и CVA 306 (последний представляет собой довольно экзотический шестиканальный аппарат), двухканальный усилитель мощности CTA 506 и стереофонический интегрированный усилитель CTA 405, который и оказался сегодня в лаборатории нашего журнала.  


CTA405_(SATILDI)_1_XtraLarge copy.jpg

Вся суть внутри
    При первом знакомстве с усилителем Copland CTA 405 в нем никогда не заподозришь горячее нутро. В отличие от большинства конкурентов, щеголяющих оригинальным дизайном с выставленными напоказ колбами, эта модель облачена во вполне привычный прямоугольный стальной корпус, и лишь немалая его высота, обусловленная размером выходных ламп и трансформаторов, намекает, что не все тут так очевидно. С практической точки зрения подобное решение имеет неоспоримое преимущество — аппарат легко встраивается в стойку. Хотя он все равно потребует для себя отдельную полку — ставить на него сверху другие компоненты системы мы бы не советовали, поскольку, как у всякого лампового усилителя, нрав у CTA 405 весьма горячий — в буквальном смысле слова. 
    Чтобы насладиться внутренней красотой устройства, придется снимать верхнюю крышку. А посмотреть там есть на что! Прежде всего обращаешь внимание на три крупных трансформатора. В блоке питания использован большой тороидальный трансформатор датской компании Noratel, а два выходных, во многом и определяющих голос любого лампового усилителя, — собственного производства; они выполнены на Ш-образных сердечниках и имеют отдельные отводы для подключения акустики номинальным сопротивлением 4 и 8 Ом. С удовлетворением отмечаем очень аккуратный монтаж всех узлов и тщательный подход к их расположению внутри корпуса. 
    Приятным бонусом для покупателя Copland CTA 405 станет встроенный фонокорректор для работы с головками типа MM или MC с высоким выходом. Причем это не однокристальное решение, вставленное в интегрированный усилитель для галочки, а полноценный блок, закрепленный на задней стенке корпуса и созданный на четырех лампах — паре двойных триодов ECC83S (12AX7) и двух двойных триодах E88CC (6922). 
    Предварительные каскады усиления здесь такие же, как в отдельном предусилителе CTA 305. Они организованы на двух лампах 12BH7 компании Electro-Harmonix, произведенных в Саратове, и одной ECC83S. В выходных каскадах использованы четыре мощных пентода российского происхождения 6550EH той же Electro-Harmonix, работающие в ультралинейном режиме, который дает высокую выходную мощность в сочетании с низким уровнем искажений. 
    В том же русле предпочтение отдано двухтактной схеме работы усилителя.При этом примерно до половины мощности выходные лампы действуют в чистом классе A, обеспечивающем высочайшее качество звучания. В конструкции аппарата применены пленочные резисторы и полипропиленовые пленочные конденсаторы американской фирмы Jamicon. Для коммутации входов взяты высококачественные реле Axicom.


Tехнические параметры (по данным производителя )


Тип: интегрированный ламповый усилитель
Входное сопротивление, кОм: 50 (вход Phono – 47)
Выходная мощность, Вт: 50 x 2
Частотная характеристика, Гц: 5—100 000 (по уровню –3 дБ)
Гармонические искажения, %: менее 0,4
Отношение сигнал/шум, дБ: более 90
Аудиовходы: Phono, стереопары RCA (5)
Аудиовыход: стереопара RCA
Энергопотребление (максимальное), Вт: 250
Дополнительно: фонокорректор MM, high output MC, пульт ДУ, выход триггера 12 В
Габариты, см: 43 x 18,5 x 39
Масса, кг: 24



Внешняя строгость
    Облик модели хорошо соответствует роскошной начинке. В центре фасада из толстой полированной алюминиевой плиты фрезой вырезано названием компании. Дизайн передней панели полностью симметричен. В середине находится круглый инфракрасный сенсор для пульта ДУ, вокруг него расположились светодиодные индикаторы активного входа и включения усилителя, справа и слева — небольшие кнопочки перевода усилителя в режим Standby и переключения сквозного канала магнитофона. 
    Самые заметные элементы на фасаде — рукоятки регулировки громкости (справа) и селектора входов в левой части. И если переключатель входов полностью электронный, причем для активизации следующего входа нужно сделать два щелчка, что сначала кажется непривычным, то регулятор громкости честный — на переменном резисторе с сервоприводом. 
    Несмотря на классическую ламповую схемотехнику, Copland CTA 405 — аппарат вполне современный. В нем реализованы многие мелочи, которые не всегда присутствуют в ламповой технике. Скажем, прилагаемый к нему пульт ДУ с прямоугольным алюминиевым корпусом универсальный и позволяет командовать не только усилителем, но и проигрывателем компакт-дисков CDA 825. А имеющийся здесь режим Standby в ламповых усилителях вообще практически не встречается. На задней панели корпуса можно обнаружить даже выход триггера 12 В для организации общего управления музыкальной системой — атрибут техники «умного дома».
    Коммутационный арсенал модели включает четыре линейных входа на  разъемах RCA, вход и выход для подсоединения магнитофона, отдельную пару разъемов входа Phono с винтовой клеммой заземления и шесть винтовых акустических терминалов для подключения колонок номинальным сопротивлением 4 и 8 Ом. Балансной коммутации усилитель, к сожалению, лишен, хотя, скажем, единственный в номенклатуре компании проигрыватель компакт-дисков Copland CDA 825 выходами XLR оснащен. Впрочем, балансной коммутации нет даже в предварительном усилителе Copland CTA 305, поэтому говорить о какой-либо ущербности интегрированного решения не приходится. 

 

CTA-405_10 copy.jpg

Без компромиссов
    Хороший ламповый усилитель отличается от прочих своих собратьев соединением преимуществ лампового звучания с положительными чертами транзисторных устройств. К примеру, если удается расширить частотный диапазон за пределы привычных 20 Гц — 20 кГц, свести искажения к безоговорочно приемлемому уровню, добиться коэффициента демпфирования выше нескольких единиц и вместе с тем сохранить теплоту и воздушность подачи ламповой техники, то разработчики смело могут записать на свой счет победу. 
   Именно таким триумфом датских инженеров стал Copland CTA 405. Даже с нашими не самыми простыми для усилителя лабораторными колонками PMC OB1i он продемонстрировал превосходную динамику и масштабную звуковую сцену. Композиции разных музыкальных жанров прозвучали чрезвычайно комфортно и воздушно, не утратив при этом ни ритма, ни драйва. Басовая часть рабочего диапазона отличалась упругостью и имела явно выраженный рельеф. Насыщенные информацией симфонические произведения в исполнении большого симфонического оркестра были разборчивы и наполнены мельчайшими деталями. Мастерская передача тембров рояля и аккуратное обращение с вокалом в джазовых записях сочетались со способностью уверенно держать рок-н-ролльный ритм и задор. И лишь в самых энергичных треках порой проскальзывала склонность к смягчению атаки. Впрочем, в случае
лампового усилителя эту особенность вряд ли можно отнести к недостаткам. Важно, что в энергетически насыщенных местах музыкальное полотно попрежнему оставалось поразительно детальным. Отменно прорабатывались дисканты, а в звучании тарелок были различимы мельчайшие обертоны. Благодаря таким свойствам усилитель создавал трехмерную виртуальную сцену с точной локализацией источников звука.
    Однако настоящим откровением стал встроенный фонокорректор. Выше, изучая внутреннюю архитектуру Copland CTA 405, мы уже высказали предположение, что данный блок присутствует в конструкции вовсе не для проформы. Результаты же прослушивания не просто подтвердили это, но позволяют утверждать, что встроенный фонокорректор вполне способен соперничать с отдельными устройствами в половину стоимости самого усилителя. Так что любителям винила, которые еще не обросли должным количеством соответствующей аппаратуры, имеет смысл обратить на Copland CTA 405 очень пристальное внимание.


Измерения


Untitled-1 copy.jpg

Амплитудно-частотная характеристика усилителя Copland CTA 405 демонстрирует ничтожно малую неравномерность в полосе звуковых частот — 0,06 дБ (рис. 1). Это значение не меняется при увеличении выходной мощности (оранжевая кривая, 10 Вт). Спад намечается лишь в надтональной области и на частоте 80 кГц равен 1,9 дБ. Разбаланс характеристик между каналами достигает 0,6 дБ. Межканальная изоляция проникающего сигнала несимметрична и в одном из направлений составляет 42 дБ на 10 кГц (рис.2). Значения КНИ пересекают планку в 1% при выходной мощности 42 Вт (на средних частотах). При 10% искажений усилитель выдает мощность 60 Вт на нагрузку 8 Ом (рис.3). Коэффициент демпфирования — 9,5. Отношение сигнал-шум — 107 дБА.




Вывод


В интегрированном усилителе Copland CTA 405 датским инженерам удалось совместить человечность лампового звучания с показателями инструментальных измерений. Неофитам, лишь открывающим для себя ламповую технику, стоит пристально присмотреться к этой модели. Вполне вероятно, что Copland CTA 405 займет место в системе надолго. А возможность отсрочить покупку внешнего фонокорректора станет приятным бонусом.



Источник: АудиоМагазин №4 | 2013