Полный ламповый усилитель Audio Research VSi60

01.03.2014 Возврат к списку Просмотрено: 1647 раз

    Американская компания Audio Research хорошо известна любителям ламповой техники. И дело тут, вероятнее всего, не только в принципах устройства аппаратов, но и в сложившемся за годы своем особенном звучании.
    Практически о любой компании, существующей на рынке Hi-Fi и High End, рано или поздно начинают ходить разговоры, что дескать, все, звук уже не тот, производство не там и так далее... По моим наблюдениям, аппараты Audio Research разных лет и разных серий в чем-то, конечно, отличаются, и порой заметно, но в наличии преемственности звуковых предпочтений сомневаться не приходится. Да и с производством, насколько известно, все в полном порядке.
    Наш сегодняшний подопытный — усилитель Audio Research VSi60, один из младших в линейке компании. Внешне аппарат скорее напоминает какую-то профессиональную технику, по крайней мере первое впечатление именно такое. Корпус средних размеров и не совсем привычных для аудиоаппаратуры пропорций, никаких ручек или тумблеров, только кнопки и светодиодная индикация, на верхней панели — открыто установленные лампы и трансформаторы. Казалось бы, при своих внешних размерах и заявленной мощности аппарат должен быть потяжелее, однако весит усилитель 15 кг с небольшим, и, как обычно для ламповиков, основной вес приходится на трансформаторы. А они, надо заметить, не такого уж большого размера, да и установлены без дополнительных внешних кожухов и заливки компаундом. Внешность в целом скромная, даже аскетичная, но при том необычная. Защитного кожуха не предусмотрено. Управление, как я уже упомянул, несколько непривычное — только кнопки. Включение, переключение входов (их всего пять и только небалансные), отключение звука, монорежим. Даже регулировка громкости мало того, что осуществляется при помощи кнопок, так еще сделана дискретной. Правда, сразу оговорюсь, шага регулировки в целом хватает, чтобы не было такого, что на одном значении слишком тихо, а на следующем уже слишком громко. Все функции продублированы на пульте дистанционного управления, что не может не радовать. 

2 copy.jpg

    В плане коммутации также есть свои неожиданности. С пятью входами все понятно, но, кроме этого, имеется выход на сабвуфер, а это не самая частая функция у подобных аппаратов. Выходы на акустику — умеренно массивные позолоченные клеммы, притом можно выбирать, в зависимости от характеристик акустики, выход на 4 или 8 Ом. Акустические кабели можно использовать неразделанные либо с лопатками, а вот бананы или перья не подключить.
    Кроме этого, на задней панели расположены разъемы для измерения тока покоя выходных ламп — как и полагается, по паре на каждую лампу, а подстроечные потенциометры установлены на плате рядом с самими лампами. Может, в целом это не очень удобно, но подобная подстройка понадобится не часто, да и извлечь аппарат из стойки, учитывая вес, совсем не сложно. 
    Теперь о конструкции и внутреннем устройстве. Усилитель пушпульный, по паспорту выдающий 50 Вт на канал, в схеме использованы две пары выходных ламп KT120, а на входе пара ламп 6Н30. Выходные лампы, судя по маркировке, подобраны на заводе, но вот производителя установить не получится — заводские отметки отсутствуют. Лампы 6Н30 — производства Sovtek, к тому же в комплекте идут специальные кольца для снижения микрофонного эффекта. Так или иначе, потенциал апгрейда в отношении ламп просматривается весьма четко. Впрочем, забегая вперед, скажу — лампы в комплекте поставки таковы, что менять их сразу совсем не обязательно — улучшить что-то, безусловно, можно, однако сказать, что базовый набор недостаточен никак нельзя.
    Взгляд внутрь аппарата однозначно подтверждает мои предположения о том, что усилитель собран вручную и в целом имеет весьма добротный набор деталей.
    Остается прослушивание. Сначала аппарату пришлось поработать приличное время, чтобы лампы пришли в чувство, предупреждаю — процесс это длительный.

3 copy.jpg

    Для теста я использовал разную акустику, в том числе и те модели, которые считаются весьма сложными для раскачки любыми усилителями, не только ламповыми. Вот здесь наш испытуемый меня удивил. Даже в очень непростых условиях со своей задачей усилитель справлялся очень достойно, в каких-то случаях можно было заметить недостатки в контроле, но они были совсем незначительные, нередко на практике и более мощные и солидные аппараты справлялись с подобными ситуациями заметно хуже. Если же подобрать в качестве пары акустику не сверхсложную, то придраться к формальным показателям особо не получится, останется только слушать тот звук, который будет воспроизводить тракт. А звук, надо сказать, незаурядный и запоминающийся. Конечно, ламповая природа усилителя слышна и ощущается совершенно недвусмысленно. Звучит аппарат широко, размашисто, экспрессивно, но без грубости или вульгарности. Некая смягченность присутствует, но это точно не замыленность. И теплоты немного имеется, тут, в общем, результат ожидаем. Однако сцену, детали и нюансы аппарат прорисовывает вполне подробно, без потерь, без укрупнения образов, без излишней плотности или медлительности. Вообще динамика очень приличная, да и с детальностью дело обстоит лучше, чем я ожидал.
    В плане частотного диапазона есть и глубокий, хорошо проработанный фактурный бас, и открытая серединка, разве что совсем немного подчеркнутая, как будто просматриваемая через несильное увеличительное стекло, и аккуратные, но совсем не тусклые и не смазанные верхние частоты. В характере неожиданным образом сочетаются деликатность и отчетливая уверенность, размашистая, но опять же цельная подача и неплохая жанровая универсальность. По прослушиванию я вообще не могу явно выделить какие то жанровые предпочтения, а какие-то заметные огрехи в плане детальности я услышал только на хоровых произведениях Рахманинова и Реквиеме Джузеппе Верди. Что тут скажешь, на воспроизведение такой музыки без огрехов и во многих других трактах рассчитывать не приходится. А с прочими записями результат ровный, будь то джаз, рок-музыка или электроника. Может, совсем чуть-чуть где-то был намек на упрощение деталей в сложных фрагментах, чуть сглаженную тембральную подачу, но не более. А особенно надо отметить звучание вокальных партий (вне зависимости от жанра), в которых и раскладка по планам и сцене, и пропорциональность, и проработка нюансов оказались на высоте.
    Таким образом, скажу, что услышал я больше, чем ожидал, исходя из характера и конструкции аппарата, да и вообще сравнивая его с примерно такими же пушпульными ламповыми усилителями схожей схемы и мощности. При правильном подборе тракта, вплоть до последнего кабеля, можно построить всеядную систему с не скучным и не утомительным звуком. 




100.jpg



Комментарий

Ничего необычного и тем более непозволительного замеры не показали, характеристики вполне предсказуемы для лампового усилителя с подобной схемотехникой.




Источник: журнал Stereo & Video