Обзор RADIUS 5/REFERENCE DXP SE

06.03.2014 Возврат к списку Просмотрено: 6032 раз
    Английская фирма "Roksan Audio Limited" была организована в 1985 году. Ее первым детищем стал проигрыватель грампластинок "Xerxes", выполненный в традиционном для того времени "ящичном" дизайне. Благодаря высокому качеству звучания и эксплуатационной надежности он пользуется уважением и в наши дни. Расширяя ассортимент своей продукции, в 1992 году фирма приступила к производству проигрывателей компакт-дисков. В настоящее время под маркой "Roksan" производятся все компоненты звукового тракта. Проигрыватель грампластинок и фонокорректор, представленные нам на экспертизу, относятся к новой серии "Caspian", их объединяет строгий лаконичный дизайн. Серия состоит из различных аудиокомпонентов с многофункциональным управлением. Все изделия "Caspian" выпускаются в двух вариантах — с матовой черной или с серебристой отделкой.

1091_Roksan_Radius5-2 copy.jpg

    Проигрыватель грампластинок "Radius 5" по внешнему виду не похож на своих предшественников. Он не имеет ни традиционного корпуса, ни крышки, а состоит из трех панелей (они могут быть изготовлены из твердого дерева или из акрила), соединенных между собой. На нашем испытательной стенде — более дешевый деревянный вариант. Три регулируемые по высоте ножки служат опорой для нижней панели, на которой жестко закреплена панель с мотором и — с использованием амортизаторов — основная панель, на которой установлен акриловый диск и тонарм. 24-полюсный синхронный двигатель подвешен на упругом плавающем амортизаторе, обеспечивающем эффективную механическую развязку с основной панелью. На ось мотора насажен четырехступенчатый шкив для переключения скорости вращения: 33 и 45 оборотов в минуту в зависимости от частоты сети — 50 или 60 Гц.
    Скорости переключаются вручную, путем перестановки круглого резинового пассика на нужный диаметр шкива. На диске пассик надевается на внешний обод. Так как скорость распространения звука в акриле и в виниле примерно одинакова, то пластинку следует устанавливать на диск без промежуточного мата. Любителям повышенной артикуляции можно рекомендовать использовать осевой прижим грампластинки к центральной части диска. 
    Тонарм проигрывателя "Radius 5"— модель "Nima"— тоже новая разработка фирмы "Roksan". Это модная сегодня одноопорная конструкция. Подвижная часть, "коромысло" тонарма, висит на вертикальной игле из нержавеющей стали. Обойма опоры и несъемный шелл головки сделаны из акрила. Цилиндрическая трубка тонарма диаметром 12 мм изготовлена из алюминиевого сплава. Внутренняя проводка в трубке выполнена специальным ленточным многожильным проводом "Roksan Flexible PSB". Внешний кабель несимметричный, с позолоченными штекерами RCA. Подвеска тонарма на опорной игле обеспечивает наилучшие звуковые качества, но требует кропотливой юстировки при установке головки и очень бережного, аккуратного обращения в процессе эксплуатации. Опорную ось легко затупить, тогда пострадает сразу вертикальная и горизонтальная податливость, снизится чуткость к тонкой деталировке.

main_img copy.jpg

    Необходимую устойчивость тонарма обеспечивает его противовес, выполненный с осевым эксцентриситетом, что смещает вниз центр тяжести. Градуировка прижимной силы отсутствует, она устанавливается с помощью прилагаемых рычажных весов. 
Вследствие значительного трения в асимметричной оси противовеса очень трудно совместить заданную прижимную силу с осевым балансом тонарма. Приходится прибегать к кропотливому методу последовательных приближений к оптимуму. 
    Для установки головки в соответствии с рабочей длиной тонарма и минимальной угловой погрешностью в комплекте поставки имеется шаблон. Чтобы компенсировать скатывающую силу, на тонарме установлен градуированный рычаг со скользящей гирькой. Регулировать вертикальный угол воспроизведения (VTA) сравнительно просто — изменяя высоту установки тонарма на панели.
    Корректирующий усилитель для головок звукоснимателя "Roksan Caspian Reference Phono" размещен в стандартном корпусе, специально разработанном для аппаратуры серии "Caspian", и смонтирован вместе с мощным блоком питания на типовом универсальном шасси "DX 2". В фонокорректоре используется тщательно спроектированный и проверенный временем транзисторный модуль "Artaxerxes X", рассчитанный на работу с широким ассортиментом головок как типа ММ, так и МС. 
    Даже неискушенным любителям покажется странным и неоправданным использование для транзисторного фонокорректора блока питания "DS 1,5" с тороидальным силовым трансформатором мощностью 350 ВА, хотя имеется и вариант корректора "Artaxerxes X" (только без эпитета "Referenсe"), питающийся от трансформатора в 30 ВА. Искушенные же любители удивятся еще и тому, что плата фонокорректора помещена в собственный тесный стальной экран, и это помимо внешнего замкнутого экрана корпуса и тщательного внутреннего экранирования блока питания. Конечно, при таком экранировании фонокорректор оказался совершенно невосприимчив к внешним помехам различной природы. Кроме того, его отличает исключительно низкий уровень шума благодаря использованию во входных цепях сложных параллельных ступенчатых связок транзисторов, но такая схема, к тому же отягощенная многопозиционными переключателями режимов усиления и входного импеданса, несколько настораживает своим аудиофильским имиджем — приоритетом звукового комфорта.

Roksan_Radius_5 copy.jpg

    Внешний облик фонокорректора прост: серебристая передняя панель с узкой прорезью, где при включении сети высвечивается название блока. Выключатель сети расположен на задней панели, там же, с противоположной стороны, находятся позолоченные гнезда несимметричных входов и выходов RCA и клемма "земля". Переключатель режимов головок находится в прорезях поддона. 
Для защиты от импульсных помех входные гнезда подключены к плате корректора через фильтрующие цепи на магнитных сердечниках.
    Основное тестирование проигрывателя "Roksan Radius 5" проводилось в сочетании с фирменным фонокорректором "Roksan Caspian DXP SE". Для большей объективности и информативности результатов осуществлялись перекрестные прослушивания: "Radius 5" работал с фонокорректором "Clearaudio Basic Symmetry", а фонокорректор "Roksan Caspian DXP SE"— с проигрывателем "Thorens TD-320 Mk III". Использование в контрольном тракте "Dynaco PAS-4" полезной информации не прибавило. При "слепом" прослушивании эксперты однозначно устанавливали, что у "PAS-4" "ламповый" звук, а у "Caspian DXP SE"— транзисторный, что косвенно подтверждало высокое качество звучания "Radius 5", конечно, с данными головками звукоснимателей.
    "Транзисторность" звучания "Caspian DXP SE" ни в коем случае не упрек, а скорее даже похвала. Это привычный, для многих желанный и ощущаемый интуитивно стандарт звучания современной аппаратуры высокого класса. Неопытному слушателю трудно определить, какие заслуги и огрехи отнести на счет проигрывателя, а за какие похвалить или упрекнуть фонокорректор. Но для нашей группы меломанов — аудиофанатов с большим "виниловым" стажем, сделать это не составило особого труда. Опытный эксперт, как правило, раздельно слышит, как "звучит" головка, тонарм, корпус проигрывателя, его диск; лишь в плохих аудиотрактах возможна взаимная маскировка дефектов, затрудняющая подобный дифференциальный анализ. 

Roksan_Radius_5_KJ copy.jpg

    В данном случае качество звучания оказалось достаточно высоким при любых вариантах контрольного тракта, и потому мы смогли без особых усилий охарактеризовать по отдельности вклад проигрывателя и фонокорректора.

Проигрыватель грампластинок "Roksan Radius 5" 
1) Проигрыватель устойчив к взаимодействию со звуковым полем акустических систем. Даже при установке вблизи АС и при высоких уровнях громкости артикуляция заметно не ухудшалась. С другими проигрывателями этот жесткий эксперимент довольно часто приводил к так называемой акустической завязке — самовозбуждению звукового тракта.
2) Звучанию "Radius 5" присуща предельная четкость. Атака и затухание звука отчетливо прорисованы, в ударах большого барабана ощущается желанная глубина.
3) В среднем и верхнем регистрах привлекает кристальная чистота тембров, острота и ясность звучания, обилие мелких деталей.
4) Проигрыватель "Radius 5" выразительно передает индивидуальные особенности туше пианистов, ту разницу, которая ощущается не только в силе ударов по клавишам, но и в особенностях прикосновений к ним великих музыкантов.
5) Как известно, стереопанорама, сформированная звукорежиссером на грампластинке, воспроизводится головкой звукоснимателя с достаточно высокой верностью, ухудшаются ее свойства в первую очередь из-за проигрывателя (в основном из-за конструкции тонарма). По этому поводу никаких претензий к "Radius 5" у нас не возникло. Стереобазы воспроизводились с четкой локализацией и достаточной глубиной, индивидуальные стереосвойства головок сохранялись.
6) Благодаря тщательно оптимизированной конструкции "Radius 5", с ним можно использовать широкий ассортимент ММ- и МС-головок — от недорогих до самых престижных. Проигрыватель может уверенно и надолго занять почетное место даже в респектабельных звуковых трактах щепетильных аудиоманов.

Фонокорректор "Roksan Caspian DXP SE" 
    Если проигрыватель — сердце звукового тракта, то фонокорректор — его мозг. Действительно, усиление микросигналов звукового тракта в широком диапазоне звуковых частот, изломанном АЧХ RIAA, в пределах 40 дБ да еще на уровне тепловых, электромагнитных и механических флюктуаций в схеме является нелегкой задачей. Но, как показала наша экспертиза, "Roksan Caspian DXP SE" весьма успешно с нею справился. И если для одержимых меломанов фонокорректор "Clearaudio Basic Symmetry" мог показаться предпочтительнее с точки зрения вовлеченности, вкрадчивости и интимности (то есть по факторам подсознательного восприятия музыки), то для большинства слушателей явные и понятные каждому достоинства звучания "Roksan Caspian DXP SE" определяют выбор в его пользу.
1) Фонокорректор "Roksan Caspian DXP SE" отличается приятной интонационной пластичностью, глубиной и непрерывностью динамического диапазона.
2) Полная бесшумность пауз и чистота мощных оркестровых аккордов, насыщенность среднего регистра и изящная "кружевная ткань" в верх- нем — все это создает заманчивую комфортность звучания.
3) Ощущение воздуха и грациозности, создаваемое стереопанорамой, вместе с четкой локализацией звуковых образов дополняет общее благоприятное впечатление.

Источник: www.next-hifi.ru

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша