Усилитель для наушников AudioValve RKV Mark 3

03.04.2014 Возврат к списку Просмотрено: 1075 раз
    О направлении деятельности компании AudioValve достаточно красноречиво говорит само ее название. Ламповая электроника под этой маркой давно и стабильно популярна не только у себя на родине, в Германии, но и далеко за ее пределами, в частности в России. Объект рассмотрения в рамках настоящего теста — новый усилитель для наушников AudioValve RKV Mark 3.
    В области материального производства появление продуктов, в названиях которых есть дополнение Mark X, — дело обычное. Традиция поддерживается, очевидно, намерением извлекать наибольшие дивиденды из успеха той или иной модели, и нет ничего предосудительного в стремлении эксплуатировать собственную славу (как говорится, сначала ты работаешь на свою славу, а затем слава — на тебя). Нередко прототипу присваивается титул «легендарный». Присутствие элемента Mark X в имени модели само по себе обостряет интерес к ней.
    Прямой предшественник рассматриваемого усилителя для наушников AudioValve RKV Mark 3 — одноименное довольно успешное устройство с пометкой Mark 2 (родословная прибора началась в 1982 году). Сама компания вполне ожидаемо говорит о последнем как о «легендарном» («legendary»), что, в общем-то, не лишено оснований: в свое время тот вызвал заметный резонанс в аудиосообществе.

audiovalve-rkv-mark3-edition-12-z copy.jpg

    В официальных материалах об RKV Mark 3 отмечается, что его разработчик Гельмут Беккер весьма значительно переработал существовавший аппарат, и с учетом этого Mark 2 может считаться прототипом лишь номинально. По сути, это новое изделие, созданное если не с нуля, то с… единицы. В процессе проектирования и совершенствования конструкции применялись объективные (инструментальные) методики оценки качества (наряду с субъективными), осуществлялись поэтапные апгрейды. Одним словом, имел место обычный путь шлифовки конструкции. Знакомясь с усилителем, в первую очередь обращаешь внимание на ряд новых полезных и актуальных возможностей, о которых будет сказано ниже. Модель AudioValve RKV Mark 3 представлена в ноябре прошлого года и потому является свежей новинкой.
    Любители слушать музыку в наушниках нередко имеют в своем распоряжении несколько пар различной конструкции и с различными параметрами: открытого и закрытого типа, с разным импедансом и разного качественного уровня. Это в значительной мере обусловлено относительной дешевизной наушников по сравнению с акустическими системами, ведь высококачественные головные телефоны стоят, как правило, куда меньше, чем колонки аналогичного уровня. Именно на это ориентировалась компания, предложившая усилитель с двумя выходами (на наушники) и разными эффективными средствами получения оптимального звучания.
    Аппарат приспособлен для работы как с высоко-, так и с низкоимпедансными моделями. Пользователь имеет возможность выбирать между бестрансформаторным (OTL) и трансформаторным выходом. OTL предпочтителен для наушников с высоким сопротивлением (больше 100 Ом), а IMP (сокращение от impedancer) — для остальных, а также для прослушивания музыки при помощи акустических систем (ниже мы подробнее расскажем об этой необычной для данного класса продукции возможности).
    В левой части фронтальной панели RKV Mark 3 расположены два комбинированных выхода на наушники с разъемами в виде 6,3-мм джека и XLR (Neutrik). В одном случае можно подключить две пары, а в другом — одну: верхний разъем XLR — левый канал, нижний — правый. Крайний левый переключатель в горизонтальном ряду органов управления предназначен для выбора режима выходного каскада: OTL или IMP. Следующим регулятором можно более точно подстроить звучание для работы с конкретными наушниками; здесь имеются пять положений: 8, 16, 32, 64 и 128 Ом. Далее следует ручка для выбора одного из пяти входов (RCA). Два входа дублированы гнездами XLR. Есть выход предусилителя на гнездах XLR (OTL output ratio: 10:1), плата ММ-фонокорректора («old school design») с выходом на RCA и обозначением «permanent phono out». Наряду с разъемами для коммутации сигналов линейного уровня на тыльной панели можно видеть высоковольтные винтовые терминалы для подключения АС. 
    Самая крупная центральная ручка предназначена для регулировки громкости (Alps); левее расположены регулятор баланса (±3 дБ) и тумблер питания (зеленый оператор информирует о готовности к работе, красный — о проблеме с лампами и клиппировании). 
    В аппарате осуществляется автоматическая подстройка тока смещения ламп посредством высококачественного операционного усилителя Texas Instruments OPA134. AudioValve акцентирует преимущества этого решения, которое реализовано во всей ее продукции. Помимо автокалибровки оно обеспечивает максимально эффективное и экономное расходование ресурса ламп вплоть до полной его выработки и предельно облегчает их подбор. Предусмотрена защита от импульсных сигналов, которые могли бы возникать или даже повреждать наушники во время включения и выключения питания.
    Одного взгляда на плату достаточно, чтобы понять: предпочтение здесь отдано архитектуре «двойное моно». Восемь ламп PCL805 (лампа появилась в 1968 году в Германии и первоначально использовалась в телевизионных ресиверах) разбиты на два «каре» (поканально). Четыре носят обозначение Siemens, остальные четыре — Telefunken. По какой причине в усилителе применены лампы разных марок, компания не поясняет.
    AudioValve всегда отличалась аккуратнейшим схемотехническим монтажом. В ее изделиях не встретишь неопрятных капель припоя, некрасивых жгутов проводов и прочих «неуставных» вещей. RKV Mark 3 ничуть не отошел от традиции. Все элементы — лампы, конденсаторы, резисторы и т. д. — выстроились на плоскости платы, точно курсанты на плацу во время строевого смотра. Доминируют здесь «генерал» — тороидальный трансформатор — и два «полковника» — трансформаторы меньших размеров. Перед правым квартетом ламп (ближе к фасаду) находится вышеупомянутый операционник OPA134.

900x900px-LL-5007bdff_audiovalve20mark320seite copy.jpg

    Неудивительно желание производителя демонстрировать такую красоту в своих изделиях, как на витрине. Очевидно, что это несет в данном случае не только схемотехническую, но и дизайнерскую, эстетическую нагрузку. 
    Тщательный монтаж на плате, закрытой толстым органическим стеклом с фигурными радиальными вырезами, обилие позолоты (на органах управления, широких угловых гайках сверху, опорных ножках, не говоря уж о контактных частях разъемов), сочетание золота с красным цветом печатной платы — все это делает облик усилителя особенно нарядным. «Fit and finish» не оставляют места критике. 
     Компания предлагает аппарат в черном и серебряном исполнении с позолоченными и хромированными элементами, а также в специальной версии под названием ivory (слоновая кость). Защитники природы могут не волноваться: крупнейшие сухопутные представители фауны не страдают — подразумевается лишь имитация соответствующего цвета (как у белой клавиши рояля). Другие отличия специальной версии от стандартных — более высокого качества кабели, используемые для разводки, отборные компоненты и ряд иных моментов (не конкретизируются). AudioValve RKV Mark 3 — компонент, на который приятно смотреть и который хочется рассматривать. Слушать его тоже очень приятно.

Наедине с музыкой
    Всегда отрадно, когда обычные для любого производителя аудиотехники слова самовосхваления (сам себя не похвалишь…) не расходятся с действительностью. В данном случае следующие слова: «позволяет ощутить глубину музыки и красоту звучания», «беспрецедентная способность формировать красочные и объемные музыкальные образы». Вызывает сомнение лишь эпитет «беспрецедентная». Остальное в целом верно.
    Во время слуховой экспертизы использовались две модели наушников высокого класса с разным импедансом, обе открытого типа: Sennheiser HD 800 (лидер домашней серии Private Audio, 300 Ом) и Grado PS 1000 (лидер Professional Series, 32 Ом). Источник сигнала — SACD-проигрыватель dCS Puccini.

audiovalve rkv mark4 copy.jpg

    Перед тем как приступить к описанию звучания RKV Mark 3 с наушниками, надо заметить, что работа этого усилителя с акустическими системами, бесспорно, вторична. В спецификациях даже не приведена выходная мощность в привычном формате (для нагрузки 4 / 8 Ом). Да и не стоит ожидать соответствующих полноценных способностей от прибора, чьи усилительные каскады ориентированы на наушники. Колонкам тут уготована разве что контрольная функция; приемлемо использование только высокочувствительных экземпляров и только в (самом) ближнем поле. Можно вообразить такую картину: рабочий (письменный) стол; на нем или рядом с ним, например на специальной стойке, находятся усилитель (приятно переводить на него взгляд, отвлекаясь от работы), несколько наушников, разные записи из серии «самые любимые» и «для души» и где-то поблизости — пара компактных акустических систем на стойках или на столе. Этакий уголок аудиофила.
    С моей точки зрения, здесь был бы кстати селектор выходного сигнала: наушники / колонки / колонки плюс наушники (что-то подобное делалось на старых стереоресиверах). Но поскольку его нет, то для прослушивания в полном уединении, то есть без колонок, потребуется отключать кабели. Правда, АС играют негромко, и в большинстве случаев это никому не помешает. 
    Первые же пробы на разной музыке убеждают, что усилитель не относится к разряду так называемых мониторных. RKV Mark 3 мог бы служить иллюстрацией пресловутого аудиофильского звучания. Он играет не нейтрально, но весьма красиво и подвигает не столько слушать музыку в обычном понимании, сколько нежиться в ее звуках. Меняя наушники (во время тестирования были постоянно подключены обе пары) и пробуя различные положения регуляторов, можно было смаковать одну и ту же запись, выслушивая ее при разном акустическом «освещении» и под разными ракурсами. Чистейшая аудиофилия в лучшем понимании этого слова. 
    Для описания музыкального почерка AudioValve RKV Mark 3 рискну прибегнуть к немузыкальной — пищевой ассоциации. Его впору сравнить с элитным кофе, в котором несколько больше, чем нужно, сахара, но вкус которого от этого, тем не менее, не портится. Существует, правда, мнение, что кофе должен быть очень крепким, очень горячим и очень сладким, однако это дело индивидуальное. На мой взгляд, звучание получается почти всегда сладковатое, хотя и не приторное. Так или иначе, степень сладости можно в довольно широких пределах регулировать при помощи разных наушников и вышеупомянутых регуляторов. 
    Слушая усилитель, ловишь себя на мысли, что он стремится представить в максимально выгодном свете различные аспекты звучания. Например, пресловутые низкие, средние и высокие (к слову, нижнему регистру чуть-чуть недостает плотности, опоры). Обратная сторона этой, безусловно, ценной медали в том, что звучанию иногда — субъективно — может не хватать цельности, стилевого единства. Однако существует ли единое понимание того, что такое цельность и стилевое единство? В любом случае, звучание все же никогда не воспринимается как пестрое и эклектичное и уж подавно неприятное. AudioValve RKV Mark 3 — средство извлечения настоящей музыки из записей — делает свою работу очень хорошо.


Технические характеристики AudioValve RKV Mark 3

Выходная мощность (220 Ом), Вт: 5,8
Частотный диапазон (100 Ом), Гц: 10—150 000
Усиление, дБ: 23
Отношение сигнал/шум, дБ: 100
Потребляемая мощность, Вт: 120
Габариты, мм: 400 х 340 х 150
Масса, кг: 10


Вывод

    Усилитель AudioValve RKV Mark 3 — компонент аудиофильского уровня, предназначенный для работы с разными (по импедансу, конструктивно) наушниками. Он позволяет настраивать звучание под конкретную модель. В числе его достоинств — глубоко проработанная конструкция, широкие коммутационные возможности, эффектный внешний вид.


Источник: журнал АудиоМагазин 1 2014