Акустические системы ProAc Studio 140 MkII

08.04.2014 Возврат к списку Просмотрено: 1546 раз
    Английская компания ProAc, основанная Стюартом Тайлером, присутствует на рынке высококачественных домашних акустических систем вот уже 35 лет. В 1979 году была выпущена дебютная модель серии Studio, под индексом 3 — возможно, намекавшим на количество полос в этой несколько внесистемной колонке, явно выросшей за габариты классических полочных громкоговорителей, но все еще слишком компактной для полноценного «напольника». В 1990 году на свет появилась первая модель «сотой» серии, 2-полосные полочные АС Studio 100. 15 лет спустя настал черед непосредственных предшественников тестируемых нами сегодня колонок — напольного флагмана серии под индексом 140.
    Построенная по 2,5-полосной схеме АС была оснащена парой 6 1/2-дюймовых НЧ-динамиков производства компании Volt. Диффузоры из полипропилена с покрытием были снабжены тканевыми пылезащитными колпачками. В качестве твитера использовался дюймовый шелковый излучатель на базе модели Scan-Speak Discovery. Порт фазоинвертора располагался на днище, что, во-первых, делало АС менее зависимыми от расположения относительно стен комнаты прослушивания, а во-вторых — как бы ненавязчиво намекало на обязательность использования шипов. 

img2306j copy.jpg

    Спустя 5 лет к названию модели добавляется индекс MkII, а прежним в конструкции остается разве что только корпус. Поставщиком всех динамиков теперь является норвежская компания SEAS. НЧ-излучатели оснащены диффузорами из армированного углеволокном полипропилена и снабжены резиновыми пылезащитными колпачками. В твитере по-прежнему используется дюймовый тканый купол, но исчез волновод, сформированный фронтальной панелью, да и другие характеристики, вероятно, сильно изменились вместе со сменой производителя. Для подключения усилителя используются две пары клемм производства компании J.A.Michell Engineering. Варианты отделки корпуса — натуральный шпон черного ясеня, махагони, вишни и клена. В серию, помимо тестируемых АС, входят также центральный канал и полочные колонки под индексом 115. Естественно, что изготовлены АС в Англии.

Прослушивание
    Перефразируя слова персонажа одного хорошо известного фильма: «Если смотреть на небо невооруженным глазом, все звезды кажутся одинаковыми». Для человека, не очень хорошо знакомого с продукцией компании ProAc, не всегда просто отличить одну модель от другой, тем более заметить разницу между двумя версиями одной и той же модели, но мне, по счастью, довелось прослушать изрядное количество продукции из Южного Нортгемптоншира, и я остаюсь при своих убеждениях относительно двух вещей. Неизменно строгий, на грани аскетичности корпус акустических систем не есть отражение желания сэкономить, а есть проявление стремления, единожды найдя идеальный рецепт, строго сохранять пропорции ингредиентов. А во-вторых, команда Стюарта Тайлера — не те люди, которые готовы выпускать абы что ради формального обновления линейки. И уж если легендарная 140-я модель обзавелась индексом MkII, значит, им точно было что сказать по данному поводу. Что в таком случае нам доведётся услышать?
9f73d5ebb6f8366a8b8fe16a7ee985bb.JPG    «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) Мусоргского в исполнении Оркестра Миннесоты под управлением Эйдзи Оуэ — прекрасный тестовый материал, позволяющий выявить всю суть Studio 140 MkII. Сложный, противоречивый, новаторский для своего времени, он представляет собой яркую красочную палитру звуковых образов, каждый из которых позволяет судить о тех или иных гранях исполнительского мастерства. И вступление, обозначенное мощными звуками литавр, и тревожное вкрадчивое звучание духовой секции в средней части, и мощное тутти, без остановки переходящее во вступление «Богатырских ворот». Все эти фрагменты тестируемые АС отыгрывают свободно и не без изящества. Тембральная достоверность этих систем находится в удивительном балансе с эмоциональностью. Мягкие фразы Studio играют мягко, яркие — ярко. Правдивость воспроизведения в полной мере может быть охарактеризована общим названием серии. Но, в отличие от студийных мониторов, они в состоянии великолепно передать не только пространство, но и эмоции концертного выступления. В их исполнении классика рока, кажется, заблистала новыми красками. И даже откровенно припопсованные номера обрели некую глубину и многозначительность. Определённо, Studio умеют к себе расположить и увлечь. Правда, на совсем уж «отвязных» фрагментах мне услышался несколько глуховатый и более сдержанный, чем я ожидал, бас. Но, во-первых, будем помнить, что это всё-таки две с половиной полосы, а во-вторых — порт фазоинвертора, в отличие от моделей старших серий, выведен не в основание, а сквозь него. То есть в пол. И от того, установлены колонки на паркете или на ковре из патагонской мары, напрямую зависит характер и количество баса. От себя добавлю, что, на мой взгляд, при установке этих акустических систем крайне желательно использовать подпятники, ведь вдавливание шипов в напольное покрытие под собственным весом корпусов не только ухудшает т. н. развязку с полом, но и, по сути, меняет режим работы фазоинвертора, чего, как мне кажется, нужно стараться избегать.
    Джазовые композиции — сильный аргумент в пользу Studio 140 MkII. Здесь в полной мере проявляются и «интеллект», и тембральная точность, и интонационная верность штрихов: одним словом, все работает на конечный результат. Два de facto джазовых стандарта — «Take Five» Пола Дезмонда (чаще ассоциирующаяся с оркестром Дэйва Брубека, в котором Пол играл) и «Canto Ostinato» Симеона Тен Хольта (ну вот позволю себе причислить её к джазу) — великолепно это демонстрируют. С блюзом «сто сороковые» тоже в большинстве случаев дружат, за исключением отдельных моментов, когда форма становится важнее содержания. Как говорил преподаватель музыки из фильма «Crossroads»: «Высшее мастерство в исполнении примитивной музыки есть культура. С этим надо родиться». Спишем пассаж про «примитивную» на «классовое» неприятие. Всё-таки преподаватель был по классу классической гитары. Так вот: Studio вполне уверенно отделяет блюзовую музыку от блюзового звучания. Звукоподражание на них не прокатывает. Становится скучно, и хочется сменить пластинку. В конце концов, чем проще форма, тем большего таланта в исполнении она требует. И я про себя яростно аплодирую Рори Галлахеру и его «Leavin’ Town Blues», ну, вообще-то, конечно, не его, а Питера Грина, но лучшего исполнения я никогда не слышал, да, видимо, уже и не услышу. Потому как культура...

proac-studio-140-mkii-rear_3 copy.jpg

    Прослушав ещё несколько разных вещей, я составил для себя окончательное мнение о новинке серии Studio. На мой взгляд, с новыми динамиками они стали гораздо быстрей изначальной версии. Обзавелись более быстрой атакой и более собранным басом, при этом сохранив свой фирменный почерк и голос, за который они и снискали популярность по обе стороны океана и экватора. Наилучший результат при прослушивании музыкальных фрагментов достигается разворотом продольной оси корпуса на прослушивающего. Или на угол, превышающий половинное значение угла полного доворота. Что касается расположения колонок относительно друг друга, т. е. внутрь или наружу ВЧ-динамиками, то для меня однозначно предпочтительнее первый вариант, но обосновывать его логику я не буду. В любом деле, особенно в прослушивании музыки, должно оставаться немного места для эзотерики. Ведь торжество инженерного подхода мы в своей стране уже проходили много лет тому назад. Успех ProAc — это знание правильных пропорций, во всех смыслах. На наше счастье, мы можем оказаться к этому успеху причастны.


Технические характеристики ProAc Studio 140 MkII

Импеданс: 4/3,2 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 15-250 Вт
Частотный диапазон: 25 Гц-30 кГц
Чувствительность: 91 дБ
Габариты: 1040 х 190 х 280 мм
Масса: 20 кг


Вывод
    От Севильи до Гренады. От Мемфиса до Сан-Ремо. От Солт-Лейк-Сити до Ливерпуля. ProAc Studio 140 MkII жанрово универсальны, не слишком требовательны к усилительному тракту и, на мой взгляд, являются той золотой серединой, которая позволяет совершать покупку практически «вслепую», не боясь при этом ошибиться. Что же касается давних поклонников фирмы, то я не уверен, что они побегут менять предыдущую версию на MkII, но обладатели предыдущей модели — это единственные люди, которым я бы не советовал прослушивать новинку. Иногда в жизни действительно случаются ситуации, когда «меньше знаешь» означает «лучше спишь». Тем паче, что уже летом на смену протестированным нами АС должна выйти модель под индексом 148, но о ней пока вообще ничего неизвестно.


Источник: журнал High End