Корпорация звуковых изысканий Audio Research

10.04.2014 Возврат к списку Просмотрено: 2533 раз
    Создатель Audio Research Corporation Уильям З. Джонсон считается одним из отцов идеологии High End Audio. Со времени официальной регистрации в 1970 году компания является бессменным правофланговым этого направления. Ее ранние изделия, например предварительный усилитель SP10, до сих котируются среди коллекционеров аудиоантиквариата и получают техническую поддержку, а современные модели гармонично сочетают традиционный фундаментализм со смелыми инновациями на уровне как разработок, так и дизайна.
    Компоненты Audio Research узнаются с первого взгляда и с расстояния в десяток-другой шагов благодаря ряду особенностей: нарочито лабораторной внешности, тяжелым, но стройным, строгим и лаконичным формам, придающим облику аппаратуры профессиональный оттенок. Во всей этой внешней атрибутике легко читается следующее: мы стоим дорого, но истинная ценность выше денег, за которые нас можно купить. 
    Действительно, стоит заглянуть внутрь любого изделия Audio Research, как создается впечатление, что перед нами прибор, предназначенный для космических исследований, настолько безупречен монтаж (кстати, не навесной, а печатный — визитная карточка фирмы) и красноречив выбор элементной базы. Разве что габариты самих плат, толщина и ширина дорожек и размеры деталей не согласуются с принципом микроминиатюризации. Бросается в глаза сложность схем, которая, однако, не означает замысловатости сигнального тракта как такового, а определяется наличием различных служебных цепей, в первую очередь источников тока в цепях катодов (или истоков, если речь идет не о лампах, а о полевых транзисторах). Кстати, о лампах и транзисторах. Именно здесь наиболее отчетливо просматривается противоречивое на первый взгляд сочетание традиционализма и новаторства. В 1970-х, когда наметился массовый отход от ламп к полупроводникам, Audio Research не поддалась соблазну, чтобы не поступиться главным — качеством звучания. Однако впоследствии появились ее первоклассные транзисторные усилители, а в ламповые схемы фирма стала вводить полупроводниковые элементы в виде целых каскадов (входных) на полевых транзисторах, источников тока дифференциальных ламповых каскадов. Схемотехника Audio Research полностью балансная и симметричная. И если во
флагманской линейке Reference все же преобладают лампы (вплоть до стабилизаторов анодного напряжения), то в других устройствах царят гибридные технологии с полевыми транзисторами. Audio Research обладает рядом патентов в области ламповой и гибридной схемотехники. Компания даже создала собственную конструкцию переходного конденсатора на основе медной фольги и комбинированного полимерного диэлектрика, в состав которого входит тефлон. 
    Схемным решениям Audio Research свойственны не только изящество, но и своеобразная инженер-ная хитреца в хорошем смысле, смелость и подчас неожиданность.

showimage copy.jpg

Цифровой источник - ортодокс
    Аналоговая по своей сути фирма не смогла проигнорировать диск подобно тому, как в свое время отвергла полупроводники, и на определенном этапе стали появляться проигрыватели CD. Однако она не сделала вполне логичного шага от CD к SACD. Разумеется, CD5 способен читать CD-слой гибридных SACD. Но все же и здесь Audio Research ограничилась стандартами «красной книги», не восприняв новых веяний в виде апсемплинга, интерполяции и т. п. Компания предпочла совершенствовать классические решения, не выходя за известные пределы. Другими словами, с небольшими оговорками победил фундаментализм.
    Модель CD5 известна уже довольно давно, она разработана на основе CD3. Транспортный механизм (с верхней загрузкой и вручную отодвигаемой шторкой) — Philips Pro2M. Прижим диска специально сделан так, чтобы исключить биения во время вращения. Механизм тщательно задемпфирован и механически развязан. Цифроаналоговое преобразование осуществляется микросхемами Burr-Brown PCM1792 (24 бит /192 кГц Delta-Sigma), при этом ввиду отсутствия апсемплинга предельный режим чипсета не задействован. (В CD3 применялись преобразователи Cirrus/Crystal CS4396.) В разных источниках есть ссылки на то, что компания внесла некие авторские штрихи в схему обвязки чипов (по сравнению с рекомендованной производителем), но какие именно, выяснить не удалось. Известно наверняка, что конструкторы тщательно разделили и стабилизировали питающие напряжения цифровой и налоговой частей схемы, на каждую из которых приходится по трансформатору. Выходная ступень выполнена по балансной схеме на полевых транзисторах, в отличие от похожей модели Reference CD8, где выходные каскады ламповые. 
    Аналоговые выходы представлены как в небалансной, так и в балансной версии. Из цифровых есть балансный AES/EBU и коаксиальный на разъеме BNC (приятный штришок). Кстати, в комплекте имеется BNCRCA-адаптер. Необычно отсутствие оптического выхода.
    На лицевой панели слева можно видеть зеленый индикатор, справа — ряд квадратных кнопок с крупной и хорошо заметной символикой (так и хочется поставить это на вид многим производителям техники, которые, словно издеваясь над пользователем, рисуют значки не больше блохи — хоть в лупу рассматривай). 

P3261217 copy.jpg

Усилитель — гибрид, новатор и хитрец
    По сравнению со своим предшественником VSi60 новый интегральник VSi75 выглядит намного наряднее и элегантнее. Трансформаторы задрапированы дырчатым экраном, на лицевой панели вместо квадратных кнопок появились круглые; они располагаются под широким двухцветным ЖК-дисплеем, на который выводятся сведения не только об уровне громкости и активном входе, но и о токах покоя всех четырех выходных ламп. Вход в режим измерений токов покоя осуществляется одной из кнопок. Настройка производится по старинке, отверткой (перед каждой выходной лампой есть соответствующие отверстия). Благодаря дисплею отпадает необходимость в тестере, да и оперативность на высоте: можно хоть ежедневно проверять симметричность тока покоя в плечах усилителя, дав ему прогреться (модель двухтактная, с фиксированным смещением); паспортный параметр тока немалый: 65 мА!
    В данном случае мы имеем дело с новыми лампами, которые допускают повышенную мощность рассеяния на аноде и разработаны специально для аудио, а именно KT120, старшим представителем семейства 6550 / KT88, лучевом пентоде российского производства под маркой Tungsol (сделано в Саратове под эгидой New Sensor Corporation). Лампы драйверного каскада, кстати, тоже российские, только еще советской разработки — двойные триоды 6Н30ПДР. Это один из лучших в мире двойных вакуумных триодов с очень линейными характеристиками даже при невысоком анодном напряжении и сверхмалым микрофонным эффектом. Многие заокеанские фирмачи, прознав про эти некогда «военные» лампы, начали усиленно их закупать, а теперь освоили их производство на том же саратовском заводе. В каждом канале работает одна лампа, на всех них надеты резиновые кольца-демпферы.
    Для обеспечения значительных анодных токов пришлось удвоить (по сравнению с VSi60) габаритную мощность сетевого трансформатора и суммарную емкость накопительных конденсаторов блока питания. Переходные конденсаторы в этой модели такие же, как в усилителях серии Reference: вышеупомянутые элементы разработки Audio Research. Сквозь отверстия верхней деки для ламповых панелек просматриваются знакомые розовые «чемоданчики» Wima — это емкости служебных цепей, а не те, что идут на сетки ламп выходного каскада.

arc_cd5_2 copy.jpg

    Входные каскады аппарата выполнены на полевых транзисторах, предварительная ступень — пассивная. 
    Наконец, мы подошли к изюминке схемы этого усилителя, которую вы не встретите в изделиях других марок. Речь идет о запатентованной Audio Research схеме включения ламп выходного каскада. Начнем издалека. Как известно, существует три способа включения тетродов и пентодов: триодное, когда вторая сетка подключается к аноду через небольшой гасящий резистор (чтобы не перегреть сетку); пентодное, когда она подключается на плюс анодного питания через простейшую RC-цепочку; и ультралинейное, когда на первичной обмотке выходного трансформатора делаются специальные отводы для подключения вторых сеток. При этом достигается удачный компромисс между выходной мощностью, которая максимальна в пентодном включении, и минимальными искажениями, характерными для триодного включения (к тому же понижается выходное сопротивление по сравнению с пентодом и повышается демпинг-фактор). Где именно делаются отводы — секрет каждого отдельного производителя, хотя на этот счет есть определенные рекомендации. Чем ближе отводы к средней точке первичной обмотки, куда подается анодное питание, те ближе режим работы к пентодному, и, напротив, чем ближе к выводам анодов, тем ближе к триодному. В сущности, это не что иное, как организация петли местной ООС выходного каскада — петли, возможной благодаря наличию вторых сеток ламп. Существуют и другие способы организации обратных связей. Так, компания McIntosh в свое время запатентовала т. н. частичную катодную связь: в конструкцию выходного трансформатора вводились дополнительные катодные обмотки. Audio Research скомбинировала одно с другим, причем без усложнения трансформатора: дополнительные обмотки отсутствуют, а катодные токи протекают через половинки симметричной вторичной обмотки, имеющей среднюю точку! Поскольку обмотка эта имеет три вывода и различное количество витков по двум секциям между выводами 0, 4 Ом и 8 Ом, для достижения симметрии земляной провод схемы подключается не к нулевому, а к среднему выводу «4 Ом», а вывод «8 Ом» снимается лишь с части второй половинки вторичной обмотки. Такая сложность объясняется тем, что, несмотря на очевидную кратность 8 к 4, число витков секции «0—4 Ом» на самом деле больше, чем секции «4—8 Ом».
    Здесь применяется неглубокая общая отрицательная обратная связь: всего-то 4 дБ.
    Усилитель оснащен пятью линейными небалансными входами и выходом Tape. Пульт дистанционного управления — весомый алюминиевый оковалок, который лучше не ронять на паркет, дабы не повредить последний. Пожурить Audio Research можно только за выходные клеммы: «банан» в них не вставишь по причине отсутствия осевого отверстия, и годятся только «лопатки». 

audio_research_cd-8_2 copy.jpg

Тонально-временно континуум
    В таком заумно-пародийном определении заключен идеал настоящего хай-энда — с оговоркой, что непрерывность в данном случае противоположна лишь дробности и дискретности, а не динамике, и определение это не является синонимом монотонности или однообразия. Ранний (и отчасти поздний) цифровой звук именно тем и не устраивает слушателей, что при всей неистовой динамике и безупречном тональном балансе нередко грешит дискретностью движения музыкальной мысли, тогда как свобода и естественность — это сущность музыки. Малейшее нарушение непрерывности и даже легкое отклонение от естественной гармонии, выраженное в обрезанных послезвучиях или угловатости, а то и в смазанности внутреннего развития отдельных звуков, сразу же включают тревожную кнопку: не верю! И когда попеременно вспыхивают зеленый огонек «верю» и красный «не верю», наслаждение музыкой быстро улетучивается, уступая место усталости и желанию сменить пластинку. А то и тип досуга.
    Как все вышесказанное соотносится с испытуемым дуэтом Audio Research? Начнем по порядку. Не тяжелый рок (Билли Джоэл), с которого обычно начинаются прослушивания для разогрева и ушей, и испытуемого железа, не очень впечатлил из-за резковатых вокала и перкуссии. Но даже на фоне этого досадного недостатка (который, кстати, вскоре растворился практически полностью) проступило нечто такое, что заставило по-хорошему насторожиться: барабан-бочка. Он не бил по печени, но весьма ощутимо пальпировал ее, формируя четкий и рельефный фундамент музыки. Вместе с тем отлично отрабатывались все специфические особенности инструмента: атака, наполнение, оттяжка и придыхание. Этот эффект неизменно проявлялся на разных уровнях, при воспроизведении джазовой, вокальной, классической, инструментальной и оперной музыки, каждый раз удивляя открытием новых ощущений в до мелочей знакомых записях: оказывается, жизнь каждой отдельной ноты и звука, пускай скоротечная, ничуть не менее важна и интересна, чем коллективная судьба звуков, составляющих музыкальное произведение! Более того: музыкальный макромир блекнет и тускнет, если в нем тонут мириады микромиров в виде нот, пауз, послезвучий, гармонично перетекающих друг в друга и имеющих свою динамику развития, свою микронюансировку. В данной системе баланс большого и малого, глобального и частного был выдержан очень хорошо, без принесения в жертву одного другому. Поэтому в звучании не чувствовалось никакого цифрового налета, отсутствовали резкость и угловатость и не загоралась «красная кнопка». И картина казалась живой, как будто вместо кучи железа перед тобой играл настоящий ансамбль или оркестр — при всех условностях записи, которые, естественно, были слышны, но в данном случае решающего значения не имели.
    Какую еще привести аналогию для прояснения сказанного выше? Представьте себе безупречного качества цветную фотографию пшеничного поля или мелколистного кустарника. Каждый листок, колосок, каждая тень и прожилка отлично видны, но это все же фотодокумент, а не живые растения. А живое будет отличаться лишь еле уловимыми движениями листьев, которые дрожат и трепещут даже в полный штиль…




Результаты инструментальной экспертизы Audio Research CD5

Неравномерность АЧХ в диапазоне 20—20 000 Гц, дБ: 0,70
Разбаланс каналов, не более, дБ: 0,06
КНИ (1 кГц, 0 dBFS, 7,5 кОм), %: 0,026
КНИ (1 кГц, –12 dBFS, 7,5 кОм), % :0,006
КИИ (19 + 20 кГц, –6 dBFS, 7,5 кОм), %: 0,016
Отношение сигнал / шум, дБ: 110
Выходное сопротивление на 1кГц, Ом: 280
Максимальный уровень выходного напряжения, В: 2,6

Данные производителя
Выходное сопротивление, Ом: 250
Выходное напряжение, В: 2,6
Полоса / неравномерность: 0,5—20 000 / +0 / –1 дБ
Отношение сигнал/шум, дБА: 114 (на балансном выходе)
КНИ (1 кГц), %: 0,06
Проникновение между каналами (1 кГц), дБ: 120
Переходное затухание между каналами R-L, дБ: 88 / 70


Результаты инструментальной экспертизы Audio Research VSi75
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ: 0,87
Отношение сигнал/шум, дБА: 99
Разбалансировка каналов, дБ: 0,12
Спад –3 дБ (при выходной мощности 1 Вт / 10 Вт) на частоте, кГц: 61 / 38
Коэффициент демпфирования: 3,4
Максимальная мощность P10%, измеренная на 1 кГц, Вт: 76
КНИ при 0,5 P10% на 1 кГц, %: 0,72
КНИ при Р1 Вт на 1 кГц, %: 0,07
Максимальная мощность P10%, измеренная на 80 Гц, Вт: 76
КНИ при 0,5 P10% на 80 Гц, %: 1,13
КНИ при Р1 Вт на 80 Гц, %: 0,26
Максимальная мощность P10%, измеренная на 10 кГц, Вт: 75
КНИ при 0,5 P10% на 10 кГц, %: 1,12
КНИ при Р1 Вт на 10 кГц, %: 0,16
Переходное затухание между каналами L-R (1 кГц / 10 кГц), дБ: 85 / 66
Переходное затухание между каналами R-L, дБ: 88 / 70



Технические характеристики Audio Research VSi75

Тип: гибридный интегрированный усилитель
Выходная мощность (4 / 8 Ом), Вт : 75 x 2
Частотный диапазон (±1 дБ), Гц: 1—70 000
КНИ (1 кГц, 1 Вт), %: 0,05
Входной импеданс, кОм: 52,5
Аудиовходы: RCA х 5
Выход предварительного усилителя: RCA
Потребляемая мощность, Вт: 00
Габариты, мм: 368 x 235 x 413
Масса, кг: 16,5


Вывод
    Надо признать: испытуемая система с компонентами Audio Research отлично справилась с приготовлением изысканного музыкального коктейля в стиле «взболтать, но не смешивать»! А это очень редкое свойство, по крайней мере на столь высоком уровне его реализации.


Источник: журнал АудиоМагазин 2014