Ясность стиля Musical Fidelity M1 SDAC

11.04.2014 Возврат к списку Просмотрено: 2648 раз
    Компания Musical Fidelity пользуется заслуженным авторитетом у любителей академической музыки и хорошей техники благодаря умению создавать в разных ценовых диапазонах аппараты с узнаваемым звучанием и характерным цельным почерком. Это и называется концепция, или стиль, или сохраняемые ценности, если угодно. В топ-сегменте — в концептуальных моделях — любой производитель обычно выкладывается по полной. Но особенно ценно, когда базовый подход сохраняется и в младших бюджетных линейках. Сделать доступное устройство, в котором будет заметно родство со старшими, весьма непросто. Это очень хорошая школа. А в такой школе интересны даже «первоклашки».

Простота — залог успеха 
    Компактный кирпичик вдвое уже стандартных моделей, как и все представители линейки M1, и не очень тяжел даже для своих небольших габаритов. Внешне он достаточно прост (М1 — нижняя бюджетная серия у Musical Fidelity) — ни сантиметровых алюминиевых плит, ни прочих излишеств, но аккуратен. Присутствуют неизменные фамильные элементы: лицевая панель с фасками, точеная ручка громкости и оконце с названием модели слева сверху. Маленький экран со светлой подсветкой и темными символами расположен посередине фасада; шкала регулировки идет от 0 до 106 с шагом в полдецибела, так что вручную крутить ручку для достаточного увеличения громкости приходится довольно долго, что не очень удобно. Впрочем, в комплекте есть пульт ДУ, который управляет громкостью очень шустро. 

silverlrg copy.jpg

По умолчанию уровень сигнала выставлен на максимум, запоминается предыдущая установка после выключения и повторного включения аппарата, так что с выставлением больших уровней стоит быть осторожным. Встроенный регулятор громкости не отключается и не обходится (Bypass) на каком-то выбранном входе. Если кто-то ориентируется на слово «ЦАП» в названии, то ему следует учитывать также и то, что M1 SDAC должен подключаться непосредственно к входу мощника, минуя секцию предусилителя. Помимо функции управления громкостью при вращении, поворотно-нажимная ручка работает и как селектор входов (на передней панели нет вообще ни одной кнопки, кроме сетевого выключателя). Очевидное неудобство подобной организации управления на самом устройстве компенсируется вышеупомянутым пультом. Корпус опирается на четыре невысоких круглых ножки с мягкими основаниями из антирезонансного материала, стенки сплошные, вентиляционные прорези отсутствуют.
    Несмотря на его компактность, разъемов сзади достаточно много. Прежде всего — два аналоговых входа (сигнал подвергается автоматической неотключаемой оцифровке, так что эта опция предназначена преимущественно для создания цифровых копий винила, а не для подсоединения источников наподобие CD-проигрывателя ввиду нежелательности двойного преобразования). Есть и пара обычных цифровых входов — оптический и коаксиальный (ограничение по частоте дискретизации передаваемого сигнала тоже стандартно: 96 кГц для первого и 192 кГц для второго), а также балансный цифровой вход AES/EBU. Наконец, там мы видим два входа, которые определяют современный статус конструкции: асинхронный USB, принимающий данные в формате 16—24 бит / 32—196 кГц, и вход комплектной антенны Bluetooth. Последний поддерживает кодек aptX, улучшающий передачу данных по этому неаудиофильскому соединению и поднимающий битрейт для музыкальных файлов со сжатием без потерь до хайрезного уровня 24 бит / 96 кГц (разумеется, передающая сторона — компьютер, планшетник и пр. — тоже должна поддерживать aptX). Эта опция, ранее присутствовавшая только в беспроводных наушниках, пока что редка в Hi-Fi. Наверное, почин не останется незамеченным и вскоре таких устройств на рынке прибудет, но пока английская фирма идет во главе колонны.
    Если же говорить не об удобстве прослушивания файлов «на лету» (скажем, с мобильного телефона), а о качестве звучания по Bluetooth, то тут, на наш взгляд, пока не произошло какой-то революции, после которой можно было бы сказать, что этот тип беспроводного соединения расстался со своими детскими болезнями и стал по-настоящему аудиофильским. Хотя стабильность передачи улучшилась, да и само соединение устанавливается на M1 SDAC без проблем и длительных мучений. К сожалению, у нас не было под рукой источника с поддержкой aptX, чтобы проверить чудодейственную силу этого кодека, так что пришлось довольствоваться записями в стандартном разрешении. Возвращаясь к USB, замечу, что для проигрывания записей в высоком разрешении с компьютера под Windows потребуется установка драйвера (диск с ним прилагается).
    Выходов у аппарата четыре: два цифровых и два аналоговых. Цифровые стандартны: оптический и коаксиальный (разрешение сигнала — как на входе, и вообще здесь реализован Bypass от входа до выхода, например, для стыковки с кинотеатральным процессором или для вывода сигнала на запись). Битрейт и частота дискретизации передаваемого контента отображаются на экране. Внутренний процессинг данных осуществляется с разрешением 32 бит, и любые входные данные апсемплируются до 192 кГц (это тоже показывается на экране).
    Из аналоговых опций есть упоминавшийся в самом начале единственный регулируемый небалансный выход и стереоджек для наушников. Когда последние подключены, основной выход автоматически переводится в режим Mute и снова активируется при отключении наушников — вручную ничего делать не надо.

MusicalFidelityM1SDACback copy.jpg

Идея соединения
    Всякий раз, занимаясь цифроаналоговым преобразователем, мы не можем удержаться от рассуждений по поводу «транспортной проблемы», которую хороший ЦАП в идеале призван решить или нивелировать. Однако именно в идеале — в реальной жизни часто получается наоборот. На рынке есть масса «транспортно-чувствительных» устройств, весьма несимметрично реагирующих не только на переключение с цифрового входа на USB, но и на замену одного транспорта другим. Последнее явление, впрочем, всегда было обычным делом для стандартных многоблочных цифровых источников и открывало огромнейшее поле для экспериментов (или создавало повод для мучений, если угодно). С принятием компьютера как источника настройка «идеального передатчика» (с сопутствующим выбором софтового плеера и оптимизацией параметров работы процессора) претендовала на исключение из рассмотрения извечной транспортной неопределенности. Однако вместо одной неопределенности возникли две. Желаемая универсальность, по большому счету, так и не была достигнута (считанные бескомпромиссные ЦАПы за немилосердные деньги — не в счет). Итог — метания и сомнения: где лучше звучит, по обычной «цифре» или по USB? Немало слов сказано также о правильной организации передачи и об асинхронности, но и для полностью асинхронных устройств разница в подключениях и разница в звучании сохраняется, что лишний раз подтверждает отдаление от идеала. В зависимости от ориентации фирмы на традиционные или современные ценности у нее получается лучший звук по USB или по стандартным цифровым входам, либо же реализуется ситуация, когда в обоих случаях есть вопросы и надо выбирать по вкусу. В рамках настоящего теста было проведено три раунда прослушиваний: с компьютером MacBook Air в качестве источника, а также с двумя обычными СD-проигрывателями, соединенными с M1 SDAC по «цифре»: Bryston BCD-1 (балансное соединение) и Burmester 102 CD Player (через цифровой коаксиальный выход из-за отсутствия балансной опции).
MusicalFidelityM1SDACremote2.jpg    С Bryston BCD-1 звучание оказалось ясным и прозрачным, достойно артикулированным, не переутяжеленным деталями и весьма информативным. Тембры можно было охарактеризовать как несколько суховатые и иногда легковесные, хотя и ясные и тонкие, внятные, с хорошо намеченными послезвучиями, дыханием и прочими сопутствующими полезными (и не очень) шумами. Впрочем, последнее замечание в скобках не столь существенно, поскольку общая слитность и цельность не нарушались выбивающимися из общего ряда призвуками — они не выпячивались. Нижнему регистру немного не хватало насыщенности и опоры — как на фундаментальных низких частотах, так и в области верхнего баса. В треках с объемным протяженным басом отмечались и проблемы НЧ-концентрации, но в обсуждаемой ценовой категории это присуще всем аппаратам. Из плюсов стоит отметить хорошую согласованность, слитность и гармоничность звучания. Если совсем уж придираться, то тембрам недоставало естественной шероховатости, хотя небольшое сглаживание тембров является особенностью фирменного почерка (за исключением топовых моделей компании) и всегда компенсируется широтой и связностью изложения. Наличествовало также типичное для Musical Fidelity легкое и аккуратное скругление самых верхних посверкивающих нот. Но в целом маленький компонент радовал ажурным и изысканным звучанием. Отличная ритмика и похвальная прорисовка мелодики и сюжета, как и естественная гибкость подачи, сходу вызвали симпатию к этому аппарату. Заслуживали похвалы также энергетика, адекватный, грамотно дозированный музыкальный напор, четкие переборы струн, щипки и туше пианистов. Хорошо прорабатывались голоса и вокал, выявлялась масса особенностей трактовок и характерных нюансов. По этому и ряду других параметров M1 SDAC показал себя очень достойно, на уровне существенно более дорогих устройств. Среди самых существенных недостатков для любителей масштабной классики надо упомянуть сглаженность динамических пиков (впрочем, она сильно зависит от насыщенности записи и от темпа фрагмента). Тут четко проявлялись понятные компромиссы конструкции, в том числе блока питания и сетевого фильтра. Ощущались предел разрешения в верхнем регистре и заметное в рокеметалле смягчение атаки, которое в классике компенсировалось цельностью и внятностью изложения. И все же аппарат играл очень музыкально, верно передавал настрой и смысл про-
изведений.

Хорошо прорабатывались голоса и вокал, выявлялась
масса особенностей трактовок и характерных нюансов.
По этому и ряду других параметров M1 SDAC показал
себя очень достойно, на уровне существенно более
дорогих устройств.

    При замене Bryston BCD-1 проигрывателем более высокого класса звучание сделалось аристократичнее, проявились непринужденная пластика и разные изыски, свойственные технике серьезного уровня. Общий характер и подача не изменились, но звук, который и так воспринимался очень позитивно, можно было оценить уже как взрослый, сформированный и устоявшийся. Заметно улучшилась фокусировка как в нижнем регистре, так и в целом — короткие паузы и мелкие ритмические последовательности отрабатывались намного точнее, и все как-то встало на место. Если прежде звучание было просто легкое и раскованное, то теперь превратилось в замечательно непринужденное и естественное. Вообще говоря, и в первом, и во втором случае собственный вклад транспорта оказался весьма заметным и хорошо просвечивающим на фоне стиля ЦАПа. Так что подключить на вход первый попавшийся вариант не получится, поскольку результат может разочаровать. M1 SDAC позволяет транспорту проявить себя, но, с другой стороны, не несет полной ответственности за итоговое звучание. В этом смысле он скорее ведомый, нежели ведущий аппарат в связке. Поэтому следует аккуратно подойти к подбору транспорта. Что касается «легкого выбора» — компьютера в роли источника и соединения по USB, то тут уходят вышеупомянутые легкость и пластика. Звучание становится не таким интересным, усугубляются проблемы фокусировки и разделения нот в басу. На повышенной громкости оно немного выравнивается, но все же остается сожаление по поводу утраты грациозности и естественной уместности. Вместе с тем если для академической музыки вариант с транспортом показался мне однозначно более предпочтительным, то при воспроизведении популярных композиций, а также металла, которому в первом случае не хватало драйва и остроты атаки, с USB все стало получше. Уменьшились детальность и филигранность подачи, зато звук сделался более крупным и уверенным и в целом создал более выигрышное впечатление. Поэтому при наличии явных жанровых предпочтений проблема выбора источника может решиться сама собой.


Результаты технической экспертизы Musical Fidelity M1 SDAC Black

Максимальный уровень выходного сигнала (0,1% КНИ), В: 8,8
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ: 0,27
Верхняя граница по уровню –3 дБ, кГц: 45
Переходное затухание между каналами на 10 кГц, не менее, дБ: 82
Отношение сигнал/шум (EIN), дБА: 98
Выходное сопротивление, Ом: 50
Максимальное усиление сигнала, дБ: 18
КНИ (1 кГц / 80 Гц, выход 2 В), %: 0,003 / 0,004


Вывод
    Аппарат с хорошим потенциалом, который многое делает на очень достойном уровне, спокойно обходя конкурентов-одноклассников. Он самым лучшим образом проявил себя по части артикуляции, темпоритма, дозирования акцентов и передачи адекватной энергетики. В то же время результаты сильно зависят от использованного транспорта (источника), и с его подбором придется потрудиться. Кажущийся легким решением компьютерный вариант не является полностью оптимальным с точки зрения звука — традиционный СD-транспорт работает заметно лучше.


Источник: журнал АудиоМагазин 2014