Средоточие цифры NAD C390DD

11.04.2014 Возврат к списку Просмотрено: 1422 раз
    Ошибочно называть усиление в классе D цифровым. Литера D — это вовсе не digital, а просто очередная буква латинского алфавита, используемая для обозначения классов усиления. Тем не менее применение широтно-импульсной модуляции в таких каскадах вплотную приближает данный принцип усиления к цифровому миру.
    Для достижения высокого качества звучания стараются минимизировать количество преобразований музыкального материала по пути следования в системе. В особенности это касается конвертации цифрового представления сигнала в аналоговый вид и обратно. Когда фонотека хранится в цифровом виде (а сегодня это справедливо для подавляющего большинства случаев), логично попытаться избавиться от конвертации вплоть до выходных акустических терминалов усилителя. Подобные принципы построения системы уже давно используют такие гранды аудиомира, как Linn и Meridian, но именно NAD попробовала претворить эту концепцию в жизнь в бюджетном сегменте. В результате получился интегрированный усилитель NAD C390DD, относящийся к бюджетной линейке Classic. Конечно, его прародителем был представитель топовой Master Series — NAD M2, в котором инженеры компании впервые реализовали революционную фирменную технологию усиления Direct Digital Drive, получившую высокие оценки за прозрачность, динамичность и детальность звучания. Но прошло совсем немного времени, и свет увидел его младший брат, унаследовавший не только эти неординарные выходные каскады, но и модульный принцип построения NAD MDC. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.

nad-c390dd-3 copy.jpg

Старый, добрый NAD на новый лад
    Внешне интегрированный усилитель NAD C390DD повторяет строгий дизайн компонентов бюджетной линейки Classic. Весит же неприметный серый корпус, чей фасад украшает лишь крупная рукоятка регулятора громкости в правой части, на удивление немного. Впрочем, это объясняется используемым здесь усилением в классе D. Высокий КПД подобного решения позволяет обходиться без тяжелых и громоздких радиаторов охлаждения выходных каскадов, а также весьма скромным по мощности, а значит, небольшим и легким блоком питания. В центре лицевой панели красуется крупный люминесцентный дисплей, который, учитывая продвинутую функциональность устройства, служит не только для демонстрации уровня громкости и названия активного входа — на него выводится много информации, начиная от меню процедуры Setup и заканчивая навигацией по внешним накопителям с интерфейсом USB. Слева от дисплея находятся разъем USB для оперативного подключения внешних накопителей с мультимедийными файлами (второй такой же порт, расположенный сзади, может быть использован для постоянного подсоединения емкого жесткого диска) и звездочка навигации по меню, а справа — пара клавиш селектора входов. В сравнении с аналоговыми предками из этой линейки, фасад которых был усеян кнопками, здесь все смотрится строго и оттого солидно. На задней панели внимание привлекают четыре пары мощных позолоченных акустических терминалов, допускающих подключение каждой колонки двумя парами акустических кабелей, и две заглушки с надписью MDC в левой части. В остальном коммутационный арсенал включает цифровой порт AES/EBU, три коаксиальных и два оптических цифровых входа, а также цифровой оптический выход. Имеются и оба типа разъемов USB — Type A для внешних накопителей (аналогичный, как уже говорилось, есть и на фасаде аппарата) и Type B для соединения с компьютером в качестве внешнего звукового интерфейса. Кроме того, присутствуют два аналоговых выхода для подключения сабвуферов — редкая опция в бюджетной стереофонической технике. Усилитель предлагает разнообразные возможности интеграции в систему «умного дома», среди них вход и выход триггеров 12 В, вход для подключения внешнего датчика инфракрасных сигналов управления и порт RS-232. 

nad_c390dd_back copy.jpg

Аналог в качестве опции
    А как же аналоговые входы? С одной стороны, концепция NAD C390DD отводит им второстепенную роль — приоритет здесь принадлежит обработке цифрового материала. С другой, это еще не повод в принципе отказать пользователю в праве слушать аналоговые источники. Инженеры компании поступили в данной ситуации наилучшим образом: все аналоговые входы объединены на опциональном модуле NAD DD AP-1, который располагает не только линейными аналоговыми входами, причем и в балансном, и в небалансном виде, но и фонокорректором, способным работать с картриджами MM и MC. Таким образом, его добавление в систему полностью покрывает потребность в подключении любых аналоговых источников.
    Второй опциональный модуль, предлагаемый для C390DD, — это NAD DD HDMI-1. Он имеет три входа и один выход HDMI, что позволяет использовать усилитель в составе домашнего кинотеатра в конфигурации 2.0. Хотя такое решение кажется ущербным относительно полноценных систем окружающего звучания, его предпочитает огромное количество любителей кино, не желающих загромождать комнату множеством колонок. NAD DD HDMI-1 полностью совместим с 3D-видео, но он не декодирует объемный звук и не выполняет какую-либо обработку видеосигнала. Нельзя подать по HDMI на усилитель и сигнал в формате DSD — только PCM 2.0 с разрешением вплоть до 24 бит / 192 кГц.
    Есть для аппарата и третий модуль расширения, который входит в базовую комплектацию: блок USB-входов NAD DD USB-1.

NAD-C390DD-achterkant copy.jpg

Цифра высокого разрешения
    Вообще в том, что касается параметров цифрового потока на входе усилителя, все определяется используемым портом. Оптические, коаксиальные и балансные входы поддерживают максимальное разрешение 24 бит / 192 кГц. При подключении к компьютеру по USB можно воспроизводить материал вплоть до 24 бит / 96 кГц, для чего на персоналку необходимо установить фирменный драйвер NAD USB Audio, доступный для скачивания на сайте производителя. А с внешних накопителей C390DD способен считывать аудиофайлы MP3, WMA и FLAC с параметрами до 24 бит / 48 кГц. Формат же WAV, что интересно, не поддерживается вовсе.

Легко и воздушно
    Открыв верхнюю крышку, можно обнаружить под ней достаточно свободного места, что позволяет внимательно рассмотреть внутреннее устройство аппарата. В левой части во всю глубину корпуса простирается плата блока питания с относительно небольшим силовым трансформатором. Центральное место отдано блоку усиления Direct Digital Drive. Его сердцем является микропроцессорный чип Zetex DDFA, а собственно усиление в классе D реализовано в двух микросборках, установленных на небольших радиаторах охлаждения, которые закреплены прямо на печатной плате. В правой части имеются три слота для установки модулей расширения, объединенные системной шиной; одно место уже занято модулем DD USB-1.
    NAD C390DD демонстрирует все преимущества современного усиления в классе D, и прежде всего способность успешно справляться с самой сложной нагрузкой. Его звучанию свойственны обилие воздуха и потрясающая детальность, благодаря которой до слушателя доводятся мельчайшие колористические, динамические и пространственные нюансы разнообразных музыкальных полотен. Обратной стороной медали стала требовательность к качеству исходного материала — усилитель беспощадно вытаскивает на свет все огрехи записи. К передаче динамически нагруженных моментов саундтрека тоже нет никаких претензий. Отлично передается масштаб звуковой сцены с четким позиционированием на ней виртуальных источников звука.


Результаты инструментальной экспертизы NAD C390DD

Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 / 2 Ом, Вт: 153 / 144
Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт: 153 / 153 / 153
КНИ на 0,5 Рмакс на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, %: 0,003 / 0,007 / 0,028
Переходное затухание между каналами, на 10 кГц, не менее, дБ: 78
Отношение сигнал/шум, дБА: 93
Коэффициент демпфирования: 150
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ: 0,28
Верхняя граница по уровню –1 дБ (2 Ом / 4 Ом), кГц: 16 / 33


Вывод
    Интегрированный усилитель NAD C390DD интересен хотя бы тем, что представляет концепцию цифрового усиления в ее самом последовательном варианте. Широкие возможности расширения функциональности за счет опциональных модулей станут приятным бонусом и заделом на будущее.


Источник: журнал АудиоМагазин 2014