Ясное определение Tannoy Definition DC10A

02.07.2014 Возврат к списку Просмотрено: 974 раз
    Ровно год назад на мюнхенской выставке британская компания Tannoy показала новую топ-модель серии Definition с кодом DC10A (как можно догадаться, с 10-дюймовым динамиком Dual Concentric и магнитом Alnico). Низкочастотным драйвером, да и почерком, они весьма напоминают старшие «Престижи», хотя корпуса не такие широкие, а звук в целом, несмотря на фирменную породистость, имеет собственный ясный акцент.
    Крупный коаксиальный излучатель, стоящий в Tannoy Definition DC10A, действительно сразу ассоциируется с серией Prestige, поскольку тяжелый плотный диффузор из пропитанной бумаги с «перечницей» волновода в середине для ВЧ-излучателя очень похож на используемые в упомянутой линейке драйверы. Tannoy любит экспериментировать понемногу, изменяя и добавляя в конструкцию драйверов некоторые не революционные, но все же важные, по заверениям конструкторов, детали и решения. Примененных в конструкции магнитов и настроек кроссоверов это тоже касается. По указанной причине DC10A вряд ли можно трактовать как колонки с динамиками, просто позаимствованными у «Престижей» и запакованными в другие корпуса — более дизайнерские, округлые и лишенные вневременного стиля больших «шкафов» Tannoy. Ни одна модель этой фирмы не является копией другой, и потому, кстати, о звучании внешне похожих шотландских АС ходит так много противоречивых слухов, легенд и даже штампов (самый распространенный — что Tannoy не играют тяжелый рок и металл, но с этим заблуждением мы уже разобрались благодаря недавней московской выставке; какие-то модели играют, какие-то делают это просто с огоньком, а некоторые, действительно, предпочитают стили поспокойнее). Как и в современных «Престижах», в Tannoy DC10A используется магнитная система из альнико (сплава алюминия, никеля и кобальта) версии Alcomax 3, первые варианты которой встречались еще в исторических колонках Tannoy середины прошлого века; потом их сменили ферритовые, а теперь компания снова вернулась к истокам. 

TANNOY-DC-10A-5L copy.jpg

    В соответствии с цифрами в индексе, в Tannoy DC10A используется 10-дюймовый низкочастотный драйвер с двойным тканевым подвесом, тоже очень жестким. ВЧ-излучатель — новая разработка фирмы, компрессионный алюминиевый купол диаметром 2 дюйма. В технических характеристиках для кроссовера указан второй порядок, точка сшивки полос — 1100 Гц. Интересно, что в серии Definition англичане впервые опробовали технологию заморозки (глубокой криогенной обработки) собранного модуля кроссовера со всем набором компонентов. С технической точки зрения процесс содержит несколько циклов — медленное охлаждение в криопроцессоре до температуры жидкого азота, выдержку в течение заданного времени (сутки и более) и постепенный возврат к обычной температуре с сохранением достигнутой стабилизированной микроструктуры материалов. Подобная обработка позволяет повысить прочность, износоустойчивость и срок службы деталей кроссовера. Любопытно, что ранее я слышала о подобной процедуре только применительно к промышленности — машиностроению или, например, закалке тормозных дисков у автомобилей. Однако оказалось, что подобный прием используется и в электронике и аудиотехнике — для снятия остаточных внутренних напряжений в структуре проводников, увеличения проводимости, получения большей однородности диэлектриков с лучшей изоляцией. 
    Корпуса Tannoy DC10A с выпуклыми боками имеют очень солидные габариты и объем 103 л. Они изготовлены из плотной фанеры из северной березы, внешнее покрытие — шпон вишни в роскошном темном глянцевом лаке. Основанием служит массивная алюминиевая платформа с выступающими за края лапами и регулируемыми мощными шипами с контргайками. При ее демонтаже открывается небольшой круглый люк, ведущий в нижнюю полость корпуса, которая может быть заполнена песком, дробью или другим балластом. Два довольно крупных круглых порта фазоинвертора выведены назад, примерно в середину корпуса, что однозначно исключает установку АС вплотную к стене (и обусловливает единственный минус по части эргономики). Внутренняя разводка сделана проводом из монокристаллической меди. Имеются две пары акустических терминалов WBT Nextgen™ для бивайринга, с перемычками из кусочков того же провода. Присутствует и неизменный пятый терминал для электрического заземления корзины динамика. 

dsc_0411 copy.jpg

    По первым впечатлениям звучание Tannoy DC10A показалось мне очень знакомым — ясным, прозрачным, немного холодным, как бывает светлым раним утром, когда до жары еще очень далеко, но погода обещает быть великолепной. Насколько я припоминаю, подобная тембральная трактовка — наследственная, присущая современным Prestige. Очень хороши проводки смычком у струнных, барочные скрипки звучат как аутентичные, но не выморочно-худосочные и обладают, как и полагается, отчетливой спецификой, насыщенностью и тональной цельностью. Клавесин и ряд других инструментов (та же арфа) ясные и очень протяженные по верхам, но без отчетливого звонкого акцента. Это может быть и вкладом источника (Burmester 111), которому свойственны предельно деликатные ВЧ и равномерное фантастическое разрешение (кстати, этот аппарат очень гармонично сочетается с Tannoy DC10A, они оказались созвучными по подаче). Бас даже в трудных моментах совершенно не гудит, виолончель отлично собрана и хорошо ощущается понизу. На первый взгляд в системе (по крайней мере, с указанным источником) чувствуется небольшое субъективное замедление темпа в быстрых треках, хотя внутренний темпоритм слушателя и системы синхронизируются очень быстро, так что после нескольких тактов это впечатление уходит. Некоторые характерные тембры хочется отметить особо, например, пластику и «медовость» медных духовых, и не просто их ясность, пронзительность и напор, но и слитные цельные переливы. Что касается органа или рояля (а также бас-бочек в роке и металле), то самых нижних басовых нот и фундаментальности немного не хватает. В общем-то, это простительный грех для коаксиального динамика, в котором НЧ-драйвер работает с самого низа до верхней середины и должен обеспечивать достойное воспроизведение и равномерное разрешение в информативных диапазонах частот. Положение дел мог бы исправить отдельный басовик, пущенный третьей, самой нижней полосой в поддержку коаксиальному излучателю. В компании Tannoy так и делают — в самых старших роскошных моделях либо, напротив, в младших линейках. Промежуточные же варианты с единственным, но доведенным до оптимума соосным излучателем звучат не столь басисто, зато очень изысканно и завершенно. Собственная атака колонок Tannoy оценивается как превосходная, с филигранной отработкой фронтов и адекватным нажимом для каждого инструмента и голоса. Академический вокал получается волшебно, сопрано не матовое и не мягкое, а трепещущее и полное тонких деталей, дуэт барочных теноров обладает изящной энергетикой и целеустремленностью при отличном тембральном разрешении. Артикуляция просто показательная — и это большая редкость, когда АС обладают такой прекрасной дикцией. Голоса сплетаются и расходятся абсолютно естественно, как живые, звуки инструментов иногда бережно поднимаются вверх, как на ладонях. Сокровенность, нежность и одухотворенность сложной классики здесь на высочайшем уровне. Эмоциональность, плотный информативный поток и властное вовлечение в симфонические повествования напоминает ряд систем, например TAD Evolution One или Focal Viva Utopia (первые — единым длинным дыханием и неразрывным пульсом, а вторые — огромной прозрачной волной, заполняющей пространство). Любопытно, что обе упомянутые пары (TAD и Focal) имеют бериллиевые твитеры и конструкцию с несколькими излучателями, в то время как единый коаксиальный динамик Tannoy DC10A демонстрирует совсем другой подход, без привлечения дорогостоящих бериллиевых технологий. За вычетом не столь бриллиантовых ВЧ результат получается неожиданно похожий, особенно если сравнивать с колонками Focal. В динамических пиках коаксиальный динамик показывает себя на редкость достойно, с логичными накатами на форте, максимальным подъемом без потери прозрачности, разделения инструментов и артикуляции и с последующим замиранием. Оркестровые лиги длинные, связные и прослушивающиеся от начала до конца, что лишний раз подчеркивает отменную макро- и микродинамику одновременно. 
    В целом скажу криминальную вещь: Tannoy DC10A понравились мне даже больше старших престижных моделей, как более живые и реалистично звучащие. К тому же они очень ровно относятся к различным жанрам вплоть до весьма брутальных, хотя в самых тяжелых металлических треках (и в некоторых записях БСО) ощущается определенный тембральный «недогруз» как обратная сторона высочайшей прозрачности звучания. 


Результаты измерений
d41823ca306a80e6fea9046a7d8b2141 copy.jpg
05f2554bb3025b42d60fb734fb432a86 copy.jpg
5ee5638b2e654dd96710649ad83ac157 copy.jpg

    Разброс значений входного импеданса акустических систем Tannoy DC10A характеризуется как умеренный (рис. 1). Минимум в 5,4 Ом расположен на стабильном среднечастотном участке в районе 170 Гц. График АЧХ выявляет довольно значительные флуктуации во всем диапазоне частот (рис. 2). Неравномерность хода характеристики на СЧ достигает ±1,7 дБ. Ее спад в басовой области весьма интенсивный. Нижняя граничная частота определяется на отметке 28 Гц по уровню –10 дБ (80 Гц по уровню –3 дБ). Чувствительность модели на 1 м / 1 Вт составляет 90 дБ. Коэффициент нелинейных искажений при различных величинах звукового давления (82, 88, 94 дБ) в полосе рабочих частот показан на рис. 3. Повышенный уровень этого параметра в правой части графика не имеет особенного значения, учитывая неодинаковое распределение мощности сигнала в спектре музыкальной фонограммы. 

Паспортные данные
Тип – напольные акустические системы | Название – Tannoy Definition DC10A | Частотная характеристика, Гц – 28—22 000 (по уровню –6 дБ) | Число полос – 2 (коаксиальный динамик Dual Concentric, НЧ – 25 см, пропитанная бумага, ВЧ – компрессионный, 5 см, алюминиевый купол; частота раздела 1100 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 93 | Габариты одной колонки, см – 113,5 x 34,5 x 43,8 | Масса одной колонки, кг – 42,7

Вывод
    У компании Tannoy получились отличные акустические системы, в которых сохранились фирменная ясность, прозрачность и изысканность, зато добавилось мощи и широты подачи. Жанрово очень ровные, Tannoy DC10A опровергают бытующие штампы о недоступности музыки определенных стилей в рамках фирменного подхода.

Источник: журнал АудиоМагазин